Экслибрис и эмблема

Содержание

Слайд 2

ЭКСЛИБРИС - небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги определенному лицу или библиотеке.

ЭКСЛИБРИС - небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлежность книги

определенному лицу или библиотеке.
Слайд 3

Форзац с местом для экслибриса Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки переплета.

Форзац с местом для экслибриса

Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону

верхней крышки переплета.
Слайд 4

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок,

лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.
Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки.
Слайд 5

Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее

Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер.

Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени. Они позволяет проследить судьбу частных библиотек, выяснить их состав и место в культуре страны.
Слайд 6

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЭКСЛИБРИС Рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЭКСЛИБРИС

Рисованный от руки книжный знак игумена Досифея, обнаруженный

в книгах Соловецкого монастыря за 1493-1494годы. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размещена надпись: «Священноинок Досифей».
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы.
Слайд 7

Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс и другие. Экслибрис Я.В. Брюса

Начало этому положили сподвижники Петра I Д.М. Голицын, Я.В. Брюс

и другие.

Экслибрис Я.В. Брюса

Слайд 8

Над созданием экслибрисов трудились знаменитые русские художники: А, Бенуа, Е. Лансере,

Над созданием экслибрисов трудились знаменитые русские художники: А, Бенуа, Е.

Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, М. Врубель, В. Васнецов, В. Фаворский.
Слайд 9

ВИДЫ ЭКСЛИБРИСОВ Художественные: гербовые, вензелевые, сюжетные Гербовые воспроизводят герб владельца и

ВИДЫ ЭКСЛИБРИСОВ

Художественные:
гербовые, вензелевые, сюжетные
Гербовые воспроизводят герб владельца и

характерны главным образом для XVI—XVIII в.
Вензелевые - орнаментально разработанные инициалы владельца. Популярны в XIX веке.
Сюжетные - изображения пейзажей, архитектурных мотивов, эмблем, образно отражающих вкусы, интересы, профессию владельца библиотеки
Слайд 10

Слайд 11

Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками

Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики.
Они создаются различными

техниками гравюры — гравируются на меди, дереве или линолеуме.
Слайд 12

Эмблема — это своеобразное условное решение (изображение) какой-либо идеи. Чтобы упростить

Эмблема — это своеобразное условное решение (изображение) какой-либо идеи. Чтобы упростить

прочтение знака, быстро воспринять идею, эмблему следует делать простой и лаконичной по форме.
Простоты и лаконичности художник добивается с помощью стилизации — упрощения формы. Предмет для изображения на эмблеме должен быть известен большинству людей.
Слайд 13

Эмблема — знак визуальной коммуникации, потому что она воспринимается целиком, распознаётся

Эмблема — знак визуальной коммуникации, потому что она воспринимается целиком, распознаётся

сразу и способствует быстрому обмену информацией.
Эмблемы (знаки) помогают оперативно ориентироваться в пространстве и правильно действовать в различных ситуациях: находить нужное учреждение, вход в здание, кратчайшие пути для передвижения и многое другое.
Большое распространение в качестве средства визуальной коммуникации имеет цвет. Информативность цвета широко используется в промышленности, на транспорте, в рекламе (например, запрещающие и предупреждающие цвета, фирменные цвета). Как правило, знак содержит от одного до трёх цветов. Знак должен быть художественно решён, композиционно выстроен.
Слайд 14

Разнообразие знакам и символам придают шрифты. В процессе разработки знака надо

Разнообразие знакам и символам придают шрифты. В процессе разработки знака

надо иметь в виду, где он будет размещён, для какой возрастной категории он предназначен (профессионалы, люди пожилого возраста, дети), а также учитывать особенности зрительного восприятия информативного поля человеком. От этого будет зависеть размер знака, формат, положение в пространстве.
Слайд 15

Слайд 16

Для того чтобы информация, закодированная в знаке, легко прочитывалась, знак должен

Для того чтобы информация, закодированная в знаке, легко прочитывалась, знак должен

быть простым и ясным. Для этого конкретный предмет или геометрическую фигуру, лежащие в основе знака, изображают стилизованно.
Стилизация – художественный прием, который позволяет получить изображение любого предмета на основе его характерных признаков, что делает изображение легко узнаваемым.
Слайд 17

Страницы учебника 172-179 Творческое задание 1. Создание экслибриса для своей библиотеки

Страницы учебника 172-179
Творческое задание
1. Создание экслибриса для своей библиотеки — выполняется

с опорой на рубрику «Советы художника». Работу можно выполнить в традиционной графической технике — тушь, перо или в технике линогравюры, которая представляет собой тиражную технику и позволяет делать множество одинаковых отпечатков с основы.
2. Создайте серию знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал). В работе важно сохранить единый условный язык изображения: размер, формат, колорит, общепринятые условности графического изображения. Работа в технике цветной аппликации.
(выполни одно из предложенных заданий)