Европейский реализм

Содержание

Слайд 2

Основное требование художественного течения – обращение к современности во всех ее

Основное требование художественного течения – обращение к современности во всех ее

проявлениях с опорой на точную науку (как провозглашал Золя)

Раньше всего – в пейзаже
Барбизонская школа. Деревня Барбизон недалеко от Парижа, писали этюды с натуры.
Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон, Шарль – Франсуа Добиньи, отчасти Камилл Коро.
Внимательное изучение природы и правдивое ее изображение.
Оноре Домье, критический реализм
Гюстав Курбе, персональная выставка «Павильон реализма»

Слайд 3

Франция Борьба с салонным академическим искусством Революция 1848 г. Четко выраженная

Франция

Борьба с салонным академическим искусством
Революция 1848 г.
Четко выраженная демократическая, антибуржуазная направленность
Реализм

как способ изживания романтических иллюзий
Обращается к явлениям повседневной действительности, к жизни народа, национальному пейзажу.
Слайд 4

Теодор Руссо (1812-1867) Вечное в природе Конкретная осязаемость предметов, пространство, пластические

Теодор Руссо (1812-1867)

Вечное в природе
Конкретная осязаемость предметов, пространство, пластические объемы и

сочность красок.

«Дубы» 1852

«Вечер в Кюре» 1850-1855

Слайд 5

Шарль-Франсуа Добиньи(1817-1878) Наиболее молодой. Поэт рассветов и вечеров. Горизонтально вытянутые пейзажи

Шарль-Франсуа Добиньи(1817-1878)

Наиболее молодой.
Поэт рассветов и вечеров.
Горизонтально вытянутые пейзажи
Высветленная палитра сближает с

импрессионистами

«деревня на берегу Уазы»
1868

Слайд 6

Камилл Коро (1796-1864) Самый «тонкий» мастер франц пейзажа Мифологические существа Персонажи

Камилл Коро (1796-1864)

Самый «тонкий» мастер
франц пейзажа
Мифологические существа
Персонажи заняты делом
Личное отношение,

настроение.
Свобода, простота и ясность
Гармония красочных пятен разной светосилы
Изменчивость оттенков – непостоянство самого пейзажного настроения
Слайд 7

Читающая девушка в красном. 1845-1850. Орфей и Эвридика. 1861. Орфей и Эвридика. 1861.

Читающая девушка в красном. 1845-1850.

Орфей и Эвридика. 1861.

Орфей и

Эвридика. 1861.
Слайд 8

Критический реализм 20-е годы Жанр романа. Противоречия буржуазных отношений. Стендаль и

Критический реализм 20-е годы

Жанр романа. Противоречия буржуазных отношений. Стендаль и Бальзак.
Жанровая

живопись. Ценность буднично-повседневного. Курбе и Домье.
Народные движения и революции 1830 и 1848 гг – мощный стимул для формирования четкой антибуржуазной направленности демократической живописи.
Слайд 9

Оноре Домье (1808-1879) «Человеческая комедия» в рисунках Связан с романтической школой.

Оноре Домье (1808-1879)

«Человеческая комедия» в рисунках
Связан с романтической школой.
Яркое отражение

исторических
событий 1830-1871 гг
Родоначальник критического
реализма во Франции
Сатира и карикатуры, обнажавшие существо франц буржуазии и глубоко правдивые изображения народа + сцены восстания
Язык иносказаний и метафор, трагедия и гротеск, патетика и проза, горький сарказм, личные переживания за несовершенство мира и человеческой природы
Спонтанность, смелость и органичность композиций
Слайд 10

Серии «Парижские впечатления» и «Супружеские нравы» (1838-1843) Против вульгарного буржуазного миропорядка

Серии «Парижские впечатления» и «Супружеские нравы» (1838-1843)

Против вульгарного буржуазного миропорядка
Точность социальных

типов и характеров

Литография «Гаргантюа» 1831 г

Карикатура на Луи-Филиппа,
заглатывающим золото и отдающий взамен ордена и чины

Политические карикатуры
Сатира нравов

Карикатура на Луи-Филиппа,
заглатывающим золото и отдающий взамен ордена и чины

Литография «Гаргантюа» 1831 г

Слайд 11

Достаточно прозрачный язык. Метафора. Изображение груши – король. Франц la poire

Достаточно прозрачный язык. Метафора.
Изображение груши – король.
Франц la poire –

2 значения - «груша» и «глупец»

«Король–груша»

Слайд 12

Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен. Грипп в

Этого можно отпустить на свободу, он уже не опасен.

Грипп в Париже.

1889 год.
В конце XIX века больные гриппом ещё вызывали усмешку.
Ужасная эпидемия «испанки» в 1918 году, когда погибло 20 млн. человек, заставило относиться к этой болезни серьёзно

Смешное + страшное.
Напоминание о Гойи,
только без демонизма, без страха
перед иррациональностью жизни.
«сон разума порождает чудовищ» -
«бодрствующий разум издевается
над чудовищами»

Слайд 13

Трагический лист «Улица Транснонен» 1834. Отражение реального события. Апрель 1834. Восстание

Трагический лист
«Улица Транснонен» 1834.

Отражение реального события. Апрель 1834.
Восстание

ткачей в Лионе и Париже.
Жители дома на этой улице – безвинные жертвы. 12 человек.
Сопротивления не было, люди спали.
Необычный ракурс – снизу, будто участник.
Драматическая композиция без театральности.

Трагический лист
«Улица Транснонен» 1834.

Слайд 14

Последний совет экс-министров. 1848 г. Политическая сатира. Трусость и продажность буржуазии.

Последний совет экс-министров. 1848 г.

Политическая сатира.
Трусость и продажность буржуазии.

Слайд 15

2-ой период жизни. Живопись. Уже не прибегает к сатире. Небольшие по

2-ой период жизни. Живопись.
Уже не прибегает к сатире.
Небольшие по

размеру полотна.
Мир простых людей.
Фрагментарность композиции – изображенное
в картине как часть действия, происходящего за ее пределами

Восстание. Ок. 1848 года.

Вагон 3-его класса. Ок. 1862

Семья на
Баррикаде.
1848-49

Слайд 16

Сюита о Дон Кихоте и Санчо Пансе Преимущественно акварель Больше обобщения,

Сюита о Дон Кихоте и Санчо Пансе

Преимущественно акварель
Больше обобщения, меньше детализации.
Лица

слегка намечены
Образы полны одухотворенной выразительности, психологизм
Слайд 17

«Хотим Варавву!» или «Се человек» Неожиданный сюжет. Почто монохромное полотно: дымчатые

«Хотим Варавву!» или «Се человек»

Неожиданный сюжет.
Почто монохромное полотно: дымчатые силуэты.
Сгорбленная фигура

Христа. Рассвет.
Внизу – безумная толпа, все смешалось.

«Хотим Варавву!» или «Се человек»

Слайд 18

Варьирование живописных приемов (цвет, контур) Не подчиняется никакой «школе» Любимые герои

Варьирование живописных приемов (цвет, контур)
Не подчиняется никакой «школе»
Любимые герои – возвышенные

чудаки и мечтатели
Свет – будто свечение театральных подмостков
Нет прозаизма и будничности
Домье – художник города, один из первых урбанистов в искусстве.
Слайд 19

Гюстав Курбе (1819-1877) Реализм как демократическое искусство Основатель «натуральной школы» Придает

Гюстав Курбе (1819-1877)

Реализм как демократическое
искусство
Основатель «натуральной школы»
Придает повседневности провинциальной жизни

значительность и социальный смысл
В дни Парижской коммуны – активный участник, президент федерации художников. После поражения – тюрьма (обвинение в разрушении Вандомской колонны увенчанной статуей Наполеона . Побег в Швейцарию.
Слайд 20

Декларация 1861 г.: «Искусство живописи не может быть ничем иным, как

Декларация 1861 г.:
«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением

предметов, видимых и осязаемых»,
Т.е. не надо писать того, чего он не видел (историч и мифолог сюжеты) и не давать волю воображению
Художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи.
Так и делал – писал, в основном, то, что наблюдал в Орнане, откуда был родом
Слайд 21

Социальные идеи «Похороны в Орнане» 1849г. 50 фигур в натуральную величину.

Социальные идеи
«Похороны в Орнане» 1849г.

50 фигур в натуральную величину.
Земляки.С натуры.Без прикрас.

Очерк

современной провинции
«Похороны в Орнане» 1849г.
Слайд 22

«Дробильщики камней». 1849г. Дрезден. Погибла в 1945 В пожаре Одно из

«Дробильщики камней».
1849г.

Дрезден.
Погибла в 1945
В пожаре

Одно из первых изображений

тяжкого и безотрадного
труда рабочих.
Затрагивает острую социальную проблему – нищету.
Воспоминание о реальном событии.
Слайд 23

В 50-е, произведения, посвященные проблеме места художника в обществе. Собственный апофеоз,

В 50-е, произведения, посвященные проблеме места художника в обществе. Собственный апофеоз,

эгоцентрический замысел.
Реальная аллегория, определяющая 7-летний период его художественной деятельности.

«Ателье»

«Ателье»

Слайд 24

«Купальщицы» Яркий живописный темперамент. Рассматривают как критику буржуазии («месиво дряблой плоти

«Купальщицы»

Яркий живописный темперамент.
Рассматривают как критику буржуазии («месиво дряблой плоти задушило в

ней идеал»). На самом деле - возлюбленная и ее подруга.
В них есть что-то вульгарное, но не вульгарность форм, а вульгарность и бесплодность мысли. (Делакруа)
«Чем точнее подражание, тем более оно плоско…»
Слайд 25

«Автопортрет с черной собакой», 1842 Своеобразный нарциссизм в автопортретах. Выражение простой

«Автопортрет с черной собакой», 1842

Своеобразный нарциссизм в автопортретах.
Выражение простой и

заносчивой самовлюбленности

«Автопортрет с черной собакой», 1842

Слайд 26

«Встреча» или «Здравствуйте, господин Курбе!» Много насмешек. Изобразил себя, рослого, статного

«Встреча»
или
«Здравствуйте, господин Курбе!»

Много насмешек.
Изобразил себя, рослого, статного путешественника
в

дорожном костюме.
Его встречают, почтительно снимая шляпы,
его друг и меценат Брюай со слугой.
Тень отбрасывает только Курбе, только ему
«дано преграждать путь солнечным лучам».
Слайд 27

Новаторство Монументализировал эту повседневную тривиальность, подняв до ранга «исторической картины», живая,

Новаторство

Монументализировал эту повседневную тривиальность, подняв до ранга «исторической картины», живая, доподлинная

история

Любимый прием

Начинать работу с самых темных мест картины, затем постепенно высветлить выступающие освещенные места.
Живопись очень материальна.

Слайд 28

Милле Жан Франсуа (1814-1875) Ставят рядом с Курбе, но на 2

Милле Жан Франсуа (1814-1875)

Ставят рядом с Курбе,
но на 2

место
Мало похожи, поэзия
сердца, больше художник
Реалистическая достоверность + библейское величие
Всю жизнь связан с деревней, жил там.
«Крестьянином я родился, крестьянином и умру».
Обучался в Париже.
Слайд 29

«Сборщицы колосьев» «Анжелюс» «Вечерний благовест» Зрелый период. Крестьяне и их труд

«Сборщицы колосьев»

«Анжелюс» «Вечерний благовест»

Зрелый период.
Крестьяне и их труд

Неожиданно малые размеры

Композиции эпичны

по настроению и ритму
Слайд 30

Свойственны: Горделивое стремление землепашца, Замкнутость композиции Суровость Неспешность движений Размеренный ритм тяжелого, изнурительного труда на земле

Свойственны:
Горделивое стремление землепашца,
Замкнутость композиции
Суровость
Неспешность движений
Размеренный ритм тяжелого, изнурительного труда на

земле
Слайд 31

«Сеятель» Плавным широким шагом разбрасывает семена. Выставлен в Салоне 1850 г вместе с «Похоронами» Курбе

«Сеятель»

Плавным широким шагом разбрасывает семена.
Выставлен в Салоне 1850 г вместе с

«Похоронами» Курбе
Слайд 32

«Природа охотно открывается тому, кто старается познать ее, но она хочет,

«Природа охотно открывается тому, кто старается познать ее, но она хочет,

чтобы ее любили безраздельно… Упадок начался с того момента, когда решили, что искусство, хотя оно произошло от природы, само является высшей целью… Искусство живописи состоит в том, чтобы передавать внешний вид предметов. Но это не есть цель искусства, а только средство, язык, которым пользуются, чтобы выразить свою мысль. То, что называется композицией, это и есть искусство передавать другим свои мысли».
Связь с Барбизонской школой