Филимоновская игрушка

Содержание

Слайд 2

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения

Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения

берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки.
Слайд 3

Кстати, о названии — есть легенда, которая гласит, что деревня, была

Кстати, о названии — есть легенда, которая гласит, что деревня, была

так названа в честь некого деда Филимона. Он был каторжником (беглым), а так же игрушечником и гончаром. Так вот, на протяжении многих лет в этой деревне изготовляли глиняную посуду и прочую кухонную утварь, игрушки, печные трубы и так далее.
Слайд 4

ОСОБЕННОСТИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других

ОСОБЕННОСТИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ

Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов

промыслов буквально все: орнамент с языческими мотивами; простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку); вытянутость и худоватость фигурок; отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову; использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Слайд 5

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЫ Чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно заготовить:

ТЕХНОЛОГИЯ ЗАГОТОВЛЕНИЯ ГЛИНЫ
Чтобы игрушку вылепить, глину нужного качества нужно заготовить: раньше

это делали по морозу. Для чего выкапывались круглые колодцы до двух метров глубиной и оттуда, собственно, эта глина и вынималась. Я подчеркиваю, только на морозе, он не давал стенкам колодца обвалиться.
 После того, как глину вынимали, ее прятали в прохладное и сырое место, на несколько дней. Потом небольшую партию синики складывали в корыто и заливали на пару дней водой. Периодически переворачивали и похлопывали лопатой.
 Позже вынимали, клали либо на деревянный пол, или вымощенное кирпичом место, в стожок, и начинали топтать. Говорят, что это сопровождалось песнями и плясками. Мужик играл, а женщины босиком на этой глине танцевали.
 Топтали до тех пор, пока глина не превращалась в блин. Потом через сито присыпали золой, скатывали и прятали в стог. Спустя какое-то время снова топтали, и снова посыпали золой, и так несколько раз.
 Перед лепкой такой блин нарезали на пластины, которые уже использовали для заготовок игрушек. Очень важно, чтобы в процессе хранения синика не пересохла, поэтому глиняные пластины накрывали мокрой тряпкой.
Но такая технология была в прошлом, в наши дни все, конечно, иначе.
Слайд 6

СВОЙСТВА ГЛИНЫ Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки

СВОЙСТВА ГЛИНЫ

Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из

нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.
Слайд 7

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом

Поначалу филимоновскую свистульку не расписывали. Это стали делать только в 19-ом

веке, благодаря появлению анилиновых красок. Сначала их разводили «на полном яйце» и такая роспись, конечно, была яркая, однако очень быстро выцветала. Поэтому позже мастера взяли на вооружение ацетон. Это помогло — цвета стали еще сочнее, можно сказать, даже ядовитее, но самое ценное то, что краска дольше держалась.
Слайд 8

СИМВОЛИКА РОСПИСИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ Разноцветные полосы и круги имеют не случайное

СИМВОЛИКА РОСПИСИ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ

Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение,

как может показаться на первый взгляд.
Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии. Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Слайд 9

ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено

ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ

Расписывают филимоновскую игрушку в три этапа. Количество цветов ограничено —

традиционно их три.
Вначале игрушку «желтят». То есть, после обжига на ее настоящий белый цвет наносят желтый. Делают основу для дальнейшей росписи.
На следующем этапе берут оттенки красного (малинового), мастера это называют «малинка».
Последний этап - «зеленка». Цвет берут зеленый или бирюзовый, а роспись ведется между красными линиями.
Слайд 10

СИМВОЛИКА САМИХ ФИГУРОК Не только роспись, но и сами фигурки тоже

СИМВОЛИКА САМИХ ФИГУРОК

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со

смыслом:
Барыня – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.
Медведь – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы. Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.
Олень – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.
Конь – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.