Художественные и архитектурные шедевры классицизма

Содержание

Слайд 2

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в

европейском искусстве XVII — XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Слайд 3

Художники

Художники

Слайд 4

Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.

Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.

Варена и других французских художников; с 1624 жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи.
Слайд 5

Николо Пуссен "Похищение сабинянок" (фрагм) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Николо Пуссен "Похищение сабинянок" (фрагм) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Слайд 6

Николо Пуссен "Триумф Нептуна» 1634, Музей искусств, Филадельфия

Николо Пуссен "Триумф Нептуна» 1634, Музей искусств, Филадельфия

Слайд 7

Николо Пуссен «Танкред и Эрминия» 1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николо Пуссен «Танкред и Эрминия» 1630-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 8

Николо Пуссен "Пастухи в Аркадии» 1638-1640

Николо Пуссен "Пастухи в Аркадии» 1638-1640

Слайд 9

« Николо Пуссен «Марс и Венера» 1627-1629

«

Николо Пуссен «Марс и Венера» 1627-1629

Слайд 10

Давид (David) Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии

Давид (David) Жак Луи (1748–1825), французский живописец. Учился в Королевской академии

живописи и скульптуры у исторического живописца Ж.М.Вьена (1766–1774), в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII века культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели.
Слайд 11

« Давид (David) Жак Луи «Клятва Горациев» 1784, Лувр, Париж

«

Давид (David) Жак Луи «Клятва Горациев» 1784, Лувр, Париж

Слайд 12

« Давид (David) Жак Луи "Портрет Лавуазье и его жены" 1788

«

Давид (David) Жак Луи "Портрет Лавуазье и его жены" 1788

Слайд 13

« Давид (David) Жак Луи «Портрет Наполеона I» 1817

«

Давид (David) Жак Луи «Портрет Наполеона I» 1817

Слайд 14

Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец и рисовальщик. С

Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец и рисовальщик. С

1796 учился у Ж.Л.Давида в Париже. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме.
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях он отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе средневековья.
Слайд 15

« Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет мадам Ривьер» 1805

«

Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет мадам Ривьер» 1805

Слайд 16

« Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет мадам Сенонн» 1814

«

Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет мадам Сенонн» 1814

Слайд 17

« Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет Бонапарта» 1804

«

Энгр (Ingres) Жан Огюст Доминик «Портрет Бонапарта» 1804

Слайд 18

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма

Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма

и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни.
Слайд 19

Каналетто Джованни Антонио Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730

Каналетто Джованни Антонио Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте,

1730
Слайд 20

Каналетто Джованни Антонио. Лондон. Темза и дома пригорода Ричмонда, 1747

Каналетто Джованни Антонио. Лондон. Темза и дома пригорода Ричмонда, 1747

Слайд 21

Каналетто Джованни Антонио. Лондон. Мост Вестминстер 1746

Каналетто Джованни Антонио. Лондон. Мост Вестминстер 1746

Слайд 22

Каналетто Джованни Антонио. Площадь в Пирне 1754

Каналетто Джованни Антонио. Площадь в Пирне 1754

Слайд 23

Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей

Брюллов Карл Павлович (Karl Briullov, 1799–1852), русский художник. Родился в обрусевшей

немецкой семье в Петербурге  12 (23) декабря 1799. Учился в Академии художеств (1809–1821), в частности у А.И.Иванова. В 1823–1835 работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной негой ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Петербург; " Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" (Дж. и А.Паччини), 1832, Третьяковская галерея). Стремясь к большим историческим темам, начинает в 1830 работу над " Последним днем Помпеи" (побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия). Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма  «картин-катастроф». "Помпея" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и др.), так и за рубежом, где ее приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы.
Слайд 24

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» 1833, Русский музей

Карл Брюллов. «Последний день Помпеи» 1833, Русский музей

Слайд 25

Карл Брюллов «Итальянский полдень» 1827, Русский музей

Карл Брюллов «Итальянский полдень» 1827, Русский музей

Слайд 26

Карл Брюллов «Всадница» 1832, Третьяковская галерея

Карл Брюллов «Всадница» 1832, Третьяковская галерея

Слайд 27

Карл Брюллов "Нарцисс, смотрящий в воду" 1819, Русский музей

Карл Брюллов "Нарцисс, смотрящий в воду" 1819, Русский музей

Слайд 28

Карл Брюллов «Всадники» 1833

Карл Брюллов «Всадники» 1833

Слайд 29

Карл Брюллов «Девушка, собирающая виноград» 1827

Карл Брюллов «Девушка, собирающая виноград» 1827

Слайд 30

Карл Брюллов "Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью"

Карл Брюллов "Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью"

Слайд 31

Архитектура

Архитектура

Слайд 32

В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность

В середине 18 века стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность

и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие античной, главным образом ордерной греческой архитектуры: простота общего решения масс, ясность основных объемов и планов, конструктивность и благородство пропорций, обилие вертикальных и горизонтальных членений.
Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды па греческую архитектуру.
Новый стиль - классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации в разных культурно-исторических условиях.
Слайд 33

Франция. В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг

Франция. В Париже, Бордо, Безансоне строились театры, рассчитанные на широкий круг

зрителей, появлялись деловые торговые здания, биржи и др. Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). Задуманный как церковь св. Женевьевы, считавшейся покровительницей Парижа, он представляет сооружение большого общественного звучания и в 1791 г. превращен в Пантеон — некрополь великим людям Франции. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами.
Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. Его композиция построена на четком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжелого портика к легкому, яйцевидному куполу, что порождает впечатление спокойного величия. Суфло ввел в интерьер с четкими горизонтальными и вертикальными линиями и правильными объемами коринфские колонны, поддерживающие систему арок и сводов, на которые опираются и купола. Эти колонны вместе с тем создают эффектную перспективу интерьера, парадно и утонченно декорированного классической орнаментикой и рельефом. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.
Слайд 34

Пантеон Ж.Ж.Суффло, с 1755 Франция, Париж

Пантеон Ж.Ж.Суффло, с 1755 Франция, Париж

Слайд 35

Англия. В 18 веке большого расцвета достигла архитектура Англии, где к

Англия. В 18 веке большого расцвета достигла архитектура Англии, где к

этому времени была создана сильная национальная школа. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен. Он прекрасно усвоил уроки и итальянского Возрождения, и барокко, и французского классицизма. Его план перестройки Сити - деловой части Лондона, после пожара 1666 года, знаменитый собор Святого Павла, построенный в 1675-1710 годах с куполом, парящим над городом, и другие его сооружения стали прекрасными образцами решения практических, функциональных и эстетических задач. Собор святого Павла. Когда архитектор Кристофер Рен делал свои первые наброски к проекту собора, ему было немногим более 30 лет. Когда же в 1711 году парламент объявил строительство законченным, архитектору шел уже восьмидесятый год. Собор св.Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона.
Слайд 36

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон

Слайд 37

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон

Слайд 38

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон

Собор св. Павла К.Рен, 1675-1717 Англия, Лондон