Индия в собрании Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов

Содержание

Слайд 2

Основателем Музея-института семьи Рерихов и главным учредителем фонда «Рериховское наследие» являлась

Основателем Музея-института семьи Рерихов и главным учредителем фонда «Рериховское наследие» являлась

Людмила Степановна Митусова (1910—2004), многие годы хранившая мемориальные предметы семьи Рерихов и наследие своего отца Степана Степановича Митусова (1878—1942), двоюродного брата Елены Ивановны Рерих (1879—1955), в 1910-е годы – сотрудника Николая Константиновича Рериха (1874—1947) по Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ).

Доклад В. Л. Мельникова «Индия в собрании Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов»

Слайд 3

«Индия в собрании Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов» – так называлась одна

«Индия в собрании Санкт-Петербургского музея-института семьи Рерихов» – так называлась одна из первых

выставок нового рериховского музея, учреждённого 11 мая 2001 года Международным благотворительным фондом «Рериховское наследие» по проекту Санкт-Петербургского государственного университета в рамках Программы «300-летие Санкт-Петербурга». Она проходила в выставочном зале «Смольный» Музейного агентства Ленинградской области в январе 2004 года.
Слайд 4

Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани Рерих на съёмках документального фильма

Святослав Николаевич Рерих и Девика Рани Рерих на съёмках документального фильма
«Николай

Рерих» в квартире сестёр Митусовых. Ленинград. 1974
Слева направо: С. А. Ковалевская (Подузова), неизвестная, А. В. Гнездилов, П. Ф. Беликов,
Т. С. Митусова, Л. С. Митусова, Р. П. Сергиенко, В. М. Сидоров, Д. Р. Рерих,
С. Н. Рерих, Р. А. Григорьева, О. Ф. Мартынов. © СПбГМИСР. КП-1486
Слайд 5

Людмила Степановна Митусова завещала нам хранить дружбу между Россией и Индией,

Людмила Степановна Митусова завещала нам хранить дружбу между Россией и Индией,

напоминала о значении наследия Рерихов в этой сфере сотрудничества. Вот написанные ею слова: «Однажды я спросила Святослава Николаевича Рериха: “Юрий, твой брат, выполняя завет Елены Ивановны и Николая Константиновича, возвратился в Россию, а почему ты остаёшься в Индии?” Он ответил: “Мы оба выполняем один и тот же завет мамы и папы, но я остаюсь в Индии для того, чтобы был мост между Индией и Россией, ибо Давшие задание родителям нашим хотят помочь России влить в её чашу более древние и глубокие знания Индии. К тому же я Индию очень люблю, и меня в Индии любят тоже”».
Слайд 6

В своей деятельности Музей-институт семьи Рерихов стремится придерживаться этого завета. И

В своей деятельности Музей-институт семьи Рерихов стремится придерживаться этого завета. И

хорошей основой для этого являются музейные предметы, связанные с Индией темой или местом создания. Прежде всего, это произведения Н. К. Рериха, но и не только.
В настоящий момент в фондах СПбГМИСР учтено 880 музейных предметов с местом создания «Индия».
Слайд 7

Н. К. Рерих. Тибет. 1943. Картон, темпера. 31 × 46. Слева

Н. К. Рерих. Тибет. 1943. Картон, темпера. 31 × 46. Слева внизу

монограмма. На обороте слева внизу карандашом написан авт. номер: 204. Числовой номер написан над датирующим знаком «тройного подчёркивания». Также на обороте в правом нижнем углу написан номер: 041441. © Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург.

Дар С. Н. Рериха Л. С. Митусовой в 1960 г. в Москве. Этюд подарен окантованным в раму, под стеклом. Вместе с ним был подарен (также в раме под стеклом) ещё один этюд из серии «Гималаи», датированный 1941 г. (картон, темпера, 31 × 46). № 041441 соответствует номеру в акте ГТГ, подписанному Ю. Н. Рерихом (назван «Ступа»).
Этюд «Тибет» поступил от Л. С. Митусовой в 2001 г. при создании музея-института. В «Списке произведений Н. К. Рериха за 1943 г.»: № 204 «Тибет». В каталоге В. В. Соколовского (1978) назван «Гималайский этюд со ступой», в публикации В. А. Росова (1991) – «картина “Горное селение”»

Слайд 8

Н. К. Рерих. Тибет. 1943. Картон, темпера. 31 × 46. © Музей-институт семьи Рерихов, Санкт-Петербург.

Н. К. Рерих. Тибет. 1943. Картон, темпера. 31 × 46. © Музей-институт семьи

Рерихов, Санкт-Петербург.
Слайд 9

Картины Н. К. Рериха «Армагеддон» 1936–1940 годов из собраний России и

Картины Н. К. Рериха «Армагеддон» 1936–1940 годов из собраний России и

Индии по материалам из Научной библиотеки и Научного архива СПбГМИСР.
Слайд 10

Мы храним работу индийской художницы Сурджит Акре (в девичестве Тхакур, род.

Мы храним работу индийской художницы Сурджит Акре (в девичестве Тхакур, род.

1951), которую та подарила Л. С. Митусовой в то время, когда ещё училась в Ленинграде в Академии художеств в 1980-е годы.
Слайд 11

Нашу коллекцию украшают произведения современных петербургских мастеров, таких как Валентина Анопова

Нашу коллекцию украшают произведения современных петербургских мастеров, таких как Валентина Анопова

(род. 1938) и Светлана Московская (род. 1956), посвящённые Индии.

Рисунок С. В. Московской «Девушка, играющая на вине»

Слайд 12

В разделе прикладного искусства мы дорожим российско-индийским по сюжету витражом «Н.

В разделе прикладного искусства мы дорожим российско-индийским по сюжету витражом «Н.

К. Рерих и С. С. Митусов, купающиеся в Реке Жизни», выполненным ещё в 1910-е годы в классе стекла Рисовальной школы ИОПХ под руководством Ольги Никандровны Каратыгиной (ум. в 1942).
Слайд 13

Нам также дороги образцы индийской народной росписи, выполненные на ткани в

Нам также дороги образцы индийской народной росписи, выполненные на ткани в

1960-е годы в Ориссе. На обороте одной такой поделки есть пояснительная надпись, сделанная рукой Святослава Николаевичем Рериха (1904—1993): «Белый Слон залог счастья!» – и автограф его супруги, известной индийской киноактрисы Девики Рани Рерих (1908—1994).
Слайд 14

Материалы С. Н. и Д. Р. Рерихов в фондах СПбГМИСР.

Материалы С. Н. и Д. Р. Рерихов в фондах СПбГМИСР.

Слайд 15

В наших фондах хранятся автографы и фотографии Н. К. Рериха, С.

В наших фондах хранятся автографы и фотографии Н. К. Рериха, С.

Н. Рериха, Ю. Н. Рериха, Е. И. Рерих, Д. Р. Рерих и индийской танцовщицы Рошан Ваджшифдар (род. 1929/1930), посвящённые Индии.
Слайд 16

Ю. Н. Рерих выступает в ИВ АН СССР на вечере, посвящённом

Ю. Н. Рерих выступает в ИВ АН СССР на вечере, посвящённом

Рабиндранату Тагору. Фотография, подаренная Л. С. Митусовой Б.-Д. Бадараевым после смерти Ю. Н. Рериха. Надписи на русском, монгольском и тибетском языках.
Слайд 17

Жемчужинами индийской части собрания являются гранки индийской сказки «Девассари Абунту», исправленные

Жемчужинами индийской части собрания являются гранки индийской сказки «Девассари Абунту», исправленные

Н. К. Рерихом в 1912 году…
Слайд 18

…и оттиск статьи Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) «Индология в России» с его надписью.

…и оттиск статьи Юрия Николаевича Рериха (1902—1960) «Индология в России» с

его надписью.
Слайд 19

Как реликвией дружбы и взаимопонимания мы дорожим автографом посла Республики Индии

Как реликвией дружбы и взаимопонимания мы дорожим автографом посла Республики Индии

в Москве в 1961–1962 годы господина Кришны Менона (1896—1974)…
Слайд 20

…и листами партитуры фортепианной сюиты петербургского композитора Арсения Арсеньевича Смольевского (1923—2003)

…и листами партитуры фортепианной сюиты петербургского композитора Арсения Арсеньевича Смольевского (1923—2003)

по картинам Н. К. Рериха, посвящённым Индии, – «Канченджанга» и «Огни на Ганге» (написана в Ленинграде осенью 1974 года).
Слайд 21

Также об Индии напоминают фотоматериалы Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха 1923–1928

Также об Индии напоминают фотоматериалы Центральноазиатской экспедиции Н. К. Рериха 1923–1928

годов – снимки «Ганга», «Храм в Дарджилинге» и сотни других.
Слайд 22

Особую ценность представляют фотографии Е. И. Рерих, выполненные в 1930-е годы

Особую ценность представляют фотографии Е. И. Рерих, выполненные в 1930-е годы

в Гималайском исследовательском институте «Урусвати» и в долине Кулу.
Слайд 23

Весьма значим для нашей темы «Альбом Ю. Н. Рериха», недавно приобретённый

Весьма значим для нашей темы «Альбом Ю. Н. Рериха», недавно приобретённый

музеем-институтом. В нём 600 фотографий, сделанных в Индии.
Слайд 24

Редкие и современные книги, художественные издания, марки, конверты, рукописи, фотоальбомы и

Редкие и современные книги, художественные издания, марки, конверты, рукописи, фотоальбомы и

отдельные фотографии, посвящённые Индии или связанные с ней, – всё это приближает Санкт-Петербург к далёкой и манящей стране, где мудрость веков счастливо сочетается с новейшими достижениями современных технологий.
Слайд 25

Дом в Санкт-Петербурге, ставший «мостиком» между великими культурами России и Индии

Дом в Санкт-Петербурге, ставший «мостиком» между великими культурами России и Индии

Дом

Михаила Петровича Боткина на Васильевском острове – современное здание Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов