Иоганнес Иттен. Искусство цвета

Содержание

Слайд 2

Иоганнес Иттен (нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Зюдерн-Линден, Швейцария —

Иоганнес Иттен

(нем. Johannes Itten; 11 ноября 1888, Зюдерн-Линден, Швейцария —

27 мая 1967, Цюрих) — швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.
Слайд 3

«Цвет (англ. сolour, франц. сouleur, нем. farbe) — это свойство материальных

«Цвет (англ. сolour, франц. сouleur, нем. farbe) — это свойство материальных

объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В широком значении цвет означает сложную совокупность градаций, взаимодействий, изменчивость тонов и оттенков. Видимый человеком цвет возникает, с одной стороны, под влиянием объективного физического явления — света, с другой — в результате электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. Помимо этих факторов, на возникновение цветового ощущения человека влияют зрительный опыт и память, физиологические и психологические особенности.»
Слайд 4

Физика. В 1676г. физик Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил

Физика.

В 1676г. физик Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый

солнечный свет на цветовой спектр.
Ньютон пропускал солнечный свет через узкую щель, который падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет.
Слайд 5

Цвет и цветовое воздействие Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого

Цвет и цветовое воздействие

Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого

цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу.
Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом. Однако глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов.
Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам
Слайд 6

Цветовая гармония Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления

Цветовая гармония

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от

взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.
Слайд 7

Слайд 8

Субъективное отношение к цвету «Сочетания цветов, созданные в качестве гармоничных каждым

Субъективное отношение к цвету

«Сочетания цветов, созданные в качестве гармоничных каждым из

вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета».

В среде художников можно наблюдать три различных типа отношения к проблемам цвета:

• Третий тип отношений к цвету представляет группа «универсалов», художников, работающих с цветом на основе знания его объективных законов. При этом каждая их композиция отличается своим собственным цветовым решением, соотнесенным с выбранной темой. Понятно, что эта группа художников немногочисленна, ибо каждый из них должен в своем субъективном цветовосприятии владеть всем спектром цветового круга, это бывает нечасто. Помимо этого, художники «универсалы» должны обладать большими знаниями и иметь широкий мировоззренческий кругозор.

• Ко второму относятся «оригиналы», которые пишут так, как это подсказывает им личный вкус. Они решают композицию согласно своим представлениям о форме и цвете. И какой бы ни была тема их картин, их цветовое выражение всегда будет одинаковым.

• Первый тип характерен для художников «эпигонов» которые не ищут собственных цветовых решений, а скорее повторяют колорит своих учителей или других художников.

Слайд 9

Двенадцатичастный цветовой круг Человек с нормальным зрением может определить красный цвет,

Двенадцатичастный цветовой круг

Человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не

имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый — не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне.
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком жёлтым, а фиолетовый — ни слишком красным и ни слишком синим.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет своё неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре
Слайд 10

Семь типов цветовых контрастов «Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между

Семь типов цветовых контрастов

«Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между

собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой — маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.»
Слайд 11

1. Контраст цветовых сопоставлений Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из

1. Контраст цветовых сопоставлений

Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех

семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.
Слайд 12

На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы

На цветовых контрастах основано народное искусство различных стран. Пёстрые вышивки, костюмы

и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контрасты по цвету используются в самых разных вариантах, причём в меньшей степени в мотивах духовного порядка, и в большей — в целях создания радостной декоративной пестроты.

Анри Маттис "Янтарное ожерелье

Слайд 13

2. Контраст светлого и тёмного День и ночь, свет и тень.

2. Контраст светлого и тёмного

День и ночь, свет и тень. Эти

противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Слайд 14

3. Контраст холодного и тёплого Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим,

3. Контраст холодного и тёплого

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим,

что желтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый темный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «желтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зеленый», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик — самый теплейший, а сине-зеленый, или окись марганца — самый холодный цвет. Обычно желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости оттого, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами.
В природе более удаленные предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и теплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений.
Слайд 15

4. Контраст дополнительных цветов Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении,

4. Контраст дополнительных цветов

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают

произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Слайд 16

5. Симультанный контраст Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш

5. Симультанный контраст

Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз

при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанныи контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине. Можно поставить следующий опыт: на большой, ярко окрашенной плоскости разместить маленький чёрный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то чёрный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зелёный, то чёрный квадрат покажется красноватым, на фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в жёлтый, то чёрный квадрат будет казаться фиолетово-серым. Каждый цвет в глазах зрителя одновременно порождает и свои противоположный тон.
Слайд 17

6. Контраст цветового насыщения Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами,

6. Контраст цветового насыщения

Цвета могут терять свою чистоту четырьмя способами, причем

они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.
1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при его смешении с белым приобретает синеватый оттенок. Желтый становится немного более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета остается неизменным. Фиолетовый цвет чувствителен к примеси белого, и если насыщенный темно-фиолетовый цвет имеет в себе нечто угрожающее, то от примеси белого он становится более светлым — лиловым — и производит приятное и спокойное впечатление.

2. Чистый цвет можно смешать с черным. При этом желтый теряет свою светлоту и приобретает коварную ядовитость. При подмешивании черного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Синий цвет затмевается черным. Зеленый цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий. Обычно черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».
3. Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются более светлые или более темные, но, в любом случае, более блеклые, чем первоначальный цвет, оттенки.
4. Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать желтый, то получатся промежуточные тона между светло-желтым и темно-фиолетовым.