История дизайна

Содержание

Слайд 2

Домашнее задание: Прочитать в учебнике: Шарлотта и Питер Филл. «История дизайна».

Домашнее задание:

Прочитать в учебнике:
Шарлотта и Питер Филл. «История дизайна». Страницы:

7-27.

Материалы и дополнительная информация:
vk.com/giefpt_art.com

Слайд 3

Объект для примера: кресло

Объект для примера: кресло

Слайд 4

Удобство и комфорт в дизайне. Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной

Удобство и комфорт в дизайне.
Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной

деятельности очень тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт". Возникший в условиях индустриального производства серийных, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. Ошибка в дизайне, продублированная тысячными тиражами, может стать непростительно дорогой.
Слайд 5

Слайд 6

Становление дизайна в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с господствующим

Становление дизайна в исторических исследованиях рассматривается
в тесной связи с господствующим

в начале XX в. в ряде европейских стран архитектурно-художественным стилем "функционализм".
Его наиболее яркие представители явились и пионерами современного дизайна.
Слайд 7

Слайд 8

Мобильность и вариабельность форм: Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего

Мобильность и вариабельность форм:
Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида

изделий имеет использование различных цветофактурных решений в их отделке.
Вариабельность – один из принципов формообразования в современном дизайне.
Она позволяет при ограниченном наборе типоэлементов значительно увеличивать разнообразие проектируемых объектов, более точно отвечать тем или иным функциональным требованиям и запросам определенных групп потребителей.
Слайд 9

Слайд 10

Функциональность и рациональность: Принципы функциональности и рациональности изначально лежали в основе

Функциональность и рациональность:
Принципы функциональности и рациональности изначально лежали в основе

философии дизайна и являются ведущими в современном дизайн-проектировании.
Ориентированный на широкие слои потребителей, и прежде всего людей со средним достатком, дизайн формирует комфортную среду обитания, максимально эффективно используя пространство, рационально организуя здесь функциональные процессы и расположение оборудования.
Рациональная компоновка предметов в значительной степени повышает эффективность функциональных процессов, будь то удобно оборудованное рабочее место на производстве или кухня в квартире.
Слайд 11

Слайд 12

Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения

Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения

и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС (Высшие Художественно-технические мастерские, 1920–1926 гг.).
Например, среди заданий, которые давались студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить существующую вещь (сделать ее более удобной, функциональной).
Слайд 13

Слайд 14

Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда, на протяжении

Целый ряд изделий, особенно мебель, бытовые приборы и посуда, на протяжении

десятилетий функционально практически не меняются.
Но, дизайнеры продолжают работать над их формой, занимаясь
стайлингом (styling) – формально-эстетической модернизацией, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся улучшения его технических или эксплуатационных качеств.
Главная цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида.
Слайд 15

Слайд 16

Современность и стайлинг: В отличие от художника или архитектора дизайнер, как

Современность и стайлинг:
В отличие от художника или архитектора дизайнер, как правило,

не имеет конкретного заказчика.
Он разрабатывает свое изделие для широкого круга потребителей или определенной социальной группы (одежда для пожилых или молодежи, мебель для инвалидов и т.д.).
Главным критерием, оценивающим его работу, является рынок.
Создаваемые формы должны быть современными, модными, отвечающими эстетическим запросам пользователей. В противном случае дизайн останется невостребованным.
Острое чувство современности – обязательная черта успешной деятельности дизайнера.
Дизайнер в своем творчестве должен быть на полшага впереди моды, предугадывая ее развитие.
Слайд 17

Слайд 18

Высокая технологичность: Развитие промышленности в условиях рынка требует постоянного обновления производства,

Высокая технологичность:
Развитие промышленности в условиях рынка требует постоянного обновления производства,

поиска новых неординарных решений, ведущих к повышению потребительских качеств выпускаемой продукции, снижению ее стоимости.
Слайд 19

Слайд 20

Новаторство: Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди других видов проектно-художественной деятельности,

Новаторство:
Отличительной чертой дизайна, выделяющей его среди других видов проектно-художественной деятельности, является

его ориентация на инновации.
Законы рынка требуют постоянного поиска быстрого внедрения в производство самых последних научно-технических достижений, новейших материалов и технологий, направленных на оптимизацию выпускаемой продукции, достижение максимального экономического эффекта.
Современная дизайнерская деятельность связана с узкой специализацией в определенной области, глубоким анализом ситуации, всесторонним изучением объекта проектирования.
Слайд 21

Слайд 22

Отсутствие традиций: Использующий новейшие технологии и материалы, ориентированный на современность и

Отсутствие традиций:
Использующий новейшие технологии и материалы, ориентированный на современность и

изменчивую моду индустриальный дизайн не имеет ярко выраженной национальной принадлежности, законы рынка делают его интернациональным, принадлежащим широким кругам потребителей.
Слайд 23

Слайд 24

Индустриальность: Известной проблемой массового индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой

Индустриальность:
Известной проблемой массового индустриального производства является ограниченное число типов выпускаемой

продукции, и вследствие этого возникает опасность однообразия внешнего вида изделий.
На помощь индустриальному дизайнеру здесь приходит вариабельность серийно выпускаемых элементов, позволяющая по принципу конструктора компоновать эти элементы, составляя различные композиции, адаптируясь к различным ситуациям.
Большой потенциал в достижении разнообразия общего внешнего вида имеет использование различных цветофактурных решений в отделке элементов.
Вариабельность позволяет выпускать большие тиражи недорогих изделий, при этом достигается высокий уровень их разнообразия, который удовлетворяет различные запросы потребителей.
Слайд 25

Слайд 26

Индустриальный дизайн. Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда

Индустриальный дизайн.
Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда

дизайнера, отсюда берет начало дизайн как "промышленное искусство".
Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы, предметы быта. Среди последних – посуда, бытовые приборы, ауди- и видеоаппаратура, электроагрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи.
Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уровню комфорта обусловливают непрерывную работу дизайнера над формой таких изделий, ее постоянную модификацию и адаптацию к меняющимся условиям.
Слайд 27

Слайд 28

Арт-дизайн: Дизайн в процессе своего исторического развития не только превратился в

Арт-дизайн:
Дизайн в процессе своего исторического развития не только превратился в

самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре скульптуре, декоративно-прикладном искусстве.
Результатом такого взаимодействия стали авангардные те чения в искусстве.
В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием "арт-дизайн".
Дизайн, как самостоятельная проектнохудожественная культура, имеет свой профессиональный язык – систему научных принципов и проектных методов, обеспечивающих весь творческий процесс создания дизайнерского произведения, начиная от эскизного представления первоначального замысла отдельного объекта и кончая рабочими чертежами и действующими моделями.
Центральное место среди профессиональных средств дизайнера по праву занимает графическое изображение.
Оно помогает формировать, развивать и выражать проектный замысел, обеспечивает переход от мысленно созданного образа к работе с его предметно-знаковым воплощением.
С помощью графического изображения дизайнер моделирует компоновку деталей проектируемого предмета, его форму, конструктивную схему, оптимальные технологические и эргономические параметры.
Слайд 29

Слайд 30

Компьютерное моделирование Компьютерная графика, даёт возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями,

Компьютерное моделирование
Компьютерная графика, даёт возможность моделировать объект с мельчайшими подробностями, делать

за короткий срок большое количество вариантов.
Трехмерная компьютерная графика позволяет моделировать восприятие объекта в движении, создавая мультфильм или видеофильм, максимально приближая его к восприятию человека в действительности, сводя к минимуму ошибки проектировщика.
Компьютерная графика дает возможность посмотреть на объект в самом необычном ракурсе, заглянуть в самые "недоступные" места, в одно мгновение расчленить объект на составляющие и собрать его, выделить главные узлы и элементы, выигрышно продемонстрировать особенности преимущества проектируемого объекта.
Слайд 31

Слайд 32

Объемные макеты Не менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна

Объемные макеты
Не менее распространенный метод работы над созданием объекта дизайна

– макетирование.
Макет – объемное изображение – дает представление о пространственной структуре, размерах и пропорциях объекта.
С его помощью дизайнер может решать широкий спектр задач – от выявления оптимальных вариантов композиции и компоновки изделия, до изучения специальных аспектов: аэродинамические эргономические, прочностные и т.д.
В процессе проектирования макет может выполнять разные функции: поисковую (рабочий макет), представитель скую (демонстрационный макет), но деление это весьма условно.
Слайд 33

Слайд 34

Определение дизайна: В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется

Определение дизайна:
В толковом словаре английского языка Уэбстера слово «design» разъясняется


и как глагол, и как существительное.
В первом случае оно означает:
указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать что-либо с определенной целью.
Во втором – цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, компоновку, расположение элементов в художественном произведении, декоративный мотив, область создания форм промышленных изделий с учетом эстетических качеств.
Слайд 35

Слайд 36

«Дизайн» - в переводе с английского означает "замысел", "проект", "узор" ("замышлять",

«Дизайн» - в переводе с английского означает "замысел", "проект", "узор" ("замышлять",

"проектировать").
Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление.
Дизайн тесно связан с такими понятиями, как "удобство" и "комфорт".
Функциональность и рациональность – одна из основных позиций философии дизайна – достижение максимального эффекта при минимальных затратах.
Стайлинг - одно из направлений дизайна, выражающееся в изменении внешнего вида существующего предмета, стилизации.
Главная цель стилизации – придание изделию нового коммерчески выгодного вида, имеющего высокую технологичность.
Слайд 37

Слайд 38

Цель любого дизайна изделия состоит, в удовлетворении разнообразных потребностей человека, включая

Цель любого дизайна изделия состоит, в удовлетворении разнообразных потребностей человека, включая

потребность в культурной идентификации, эффективной организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей.
Слайд 39

Слайд 40

Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические,

Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучные, технические,

гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной "зоне контакта" его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Центральной проблемой дизайна является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный.
Отсюда особая важность для дизайна – это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологии, социологии, психологии, семиотики и др.
Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
Слайд 41

Слайд 42

«Дизайн – форма организованности художественно-проект ной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов

«Дизайн – форма организованности художественно-проект
ной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального

и духовного массового потребления».
В.Л. Глазычев
Слайд 43

Слайд 44

Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий: «Что такое дизайн?

Сами дизайнеры так говорят о сфере своих занятий:
«Что такое дизайн? Это

план размещения каких-либо элементов таким образом, чтобы они наилучшим образом служили определенной цели» (Чарлз Имс, США);
«Хороший дизайн – минимум дизайна» (Дитер Рамс, Германия);
«Конструктивизм (в смысле дизайн) – есть искусство будущего» (Александр Родченко, СССР);
«Дизайнер – создатель среды будущего» (Джо Коломбо, Италия);
«Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира» (Филипп Старк, США);
«Техника не должна покупать культуру, она сама должна стать культурой» (Этторе Соттсасс, Италия);
«Не существует границ между художником и дизайнером» (Эйко Исиока, Япония).
Слайд 45

Слайд 46

Дизайн первобытного общества

Дизайн первобытного общества

Слайд 47

Слайд 48

Причинами формирования дизайна и историческими этапами формообразования послужили: − кустарное, ремесленное

Причинами формирования дизайна и историческими этапами формообразования послужили:
− кустарное, ремесленное производство

(от начала человеческой цивилизации до конца XVIII в.) – условно назовем этот период «протодизайном»;
− машинное индустриальное производство – конец XVIII – нач. XX вв.;
− собственно период развития дизайна – начало XX – XXI вв.
Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Античный дизайн

Античный дизайн

Слайд 60

Кустарное производство, представлявшее собой традиционный ручной труд, примитивные орудия труда, примитивные

Кустарное производство, представлявшее собой традиционный ручной труд, примитивные орудия труда, примитивные

технологии и малосерийное производство.
Мастерами учитывались все потребности человека к вещи:
Ее полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность, стоимость изделия.
Производством бытовых вещей занимались ремесленники, начиная с эпохи формирования древних государств.
Слайд 61

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Белофонные ликифы

Белофонные ликифы

Слайд 70

Слайд 71

Византия и дизайн

Византия и дизайн

Слайд 72

Мультисолис - монета Константина, 313 год (Ранневизантийский период)

Мультисолис - монета Константина, 313 год (Ранневизантийский период)

Слайд 73

Мультисолис - монета Константина (обратная сторона), 313 год

Мультисолис - монета Константина (обратная сторона), 313 год

Слайд 74

Светильник в виде рыбы с "оскалом-улыбкой"

Светильник в виде рыбы с
"оскалом-улыбкой" 

Слайд 75

Бронзовый светильник "Дракон"

Бронзовый светильник "Дракон"

Слайд 76

Бронзовый светильник "Верблюд"

Бронзовый светильник "Верблюд"

Слайд 77

Сосуд "Аполлон и музы"

Сосуд "Аполлон и музы"

Слайд 78

Ювелирное украшение юстинианского периода Для этого времени характерны инкрустация, ковка, технология скани

Ювелирное украшение юстинианского периода Для этого времени характерны инкрустация, ковка, технология скани

Слайд 79

Ювелирное украшение юстинианского периода Для этого времени характерны инкрустация, ковка, технология скани

Ювелирное украшение юстинианского периода Для этого времени характерны инкрустация, ковка, технология скани

Слайд 80

Ставротека/реликварий, около 800 года, Константинополь.

Ставротека/реликварий, около 800 года, Константинополь.

Слайд 81

Евхаристическое блюдо, 11 век

Евхаристическое блюдо,
11 век

Слайд 82

Дискос "Тайная вечеря" Диаметр 12,6 см. рубеж IX-X веков. Лувр.

Дискос "Тайная вечеря" Диаметр 12,6 см. рубеж IX-X веков. Лувр.

Слайд 83

Потир для причастия имп. Романа. 940 г.

Потир для причастия имп. Романа. 940 г.

Слайд 84

Слайд 85

Слайд 86

Венец Св.Стефана поздневизантийский период

Венец Св.Стефана поздневизантийский период

Слайд 87

Венец Св.Стефана поздневизантийский период

Венец Св.Стефана поздневизантийский период

Слайд 88

Анафион Поздневизантийский период

Анафион Поздневизантийский период

Слайд 89

Слайд 90

Дизайн в Средних веках

Дизайн в Средних веках

Слайд 91

В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Бог

В англоязычной Библии времен Реформации во фразе «В начале сотворил Бог

небо и землю» слово «сотворил» обозначено как «designed».
Мир был Творцом «спроектирован».
Слайд 92

В современной англоязычной литературе под словом «design» может пониматься и стиль,

В современной англоязычной литературе под словом «design» может пониматься и стиль,

и проект, и проектирование, и собственно дизайн как профессиональная деятельность, существующая наравне с архитектурой или инженерным проектированием, которое называется «engineering design».
В 1980-е гг. Никита Васильевич Воронов сформулировал еще одно определение, более точно отвечающее современным представлениям:
Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Слайд 93

Фибула в виде орла из Чезены, конец V века

Фибула в виде орла из Чезены, конец V века

Слайд 94

Зарождавшийся стихийный дизайн в средневековых цехах, ставший основой, породил современный дизайн.

Зарождавшийся стихийный дизайн в средневековых цехах, ставший основой, породил современный дизайн.


Стихийный дизайн – это, по существу, было еще ремесленное производство.
Изделие ремесленного производства исторически оттачивалось тысячелетиями, без эскизов и чертежей.
Все наблюдения и выводы в виде заученных правил и действий передавали из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику.
Слайд 95

Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.

Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.

Слайд 96

Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.

Венец королевы Теоделинды, VI-VII век.

Слайд 97

Доведенный до совершенства в Средние века ручной труд, специализация цеховых мастеров

Доведенный до совершенства в Средние века ручной труд, специализация цеховых мастеров

привели к возникновению мануфактур, давших качественный скачок в развитии массового производства изделий.
В этот период возникает книгопечатание и изобретение бумаги, изобретение компаса и развитие мореплавания.
С ростом городов возникают цеховые объединения ремесленников и первые мануфактуры.
Начинается дифференциация инструментов труда, изобретается гидравлический двигатель, часы и мельницы. Появляется теория машин.
Слайд 98

Скульптурная группа "Курица с семью цыплятами" Образец декоративно-прикладного «варварского» искусства готов и вестготов

Скульптурная группа "Курица с семью цыплятами" Образец декоративно-прикладного «варварского» искусства готов и

вестготов
Слайд 99

Слайд 100

Пряжка, вестготы

Пряжка, вестготы

Слайд 101

Вотивная корона вестготских королей, конец 6 в. - 1/3 7 в.

Вотивная корона вестготских королей, конец 6 в. - 1/3 7 в.

(580-630 гг.) Подвески в виде букв (дословно - "дар короля Ресцевинта")
Слайд 102

Чаша из Ардага, VIII век

Чаша из Ардага, VIII век

Слайд 103

Распятие. Литургический гребень св. Хериберта. Резьба по слоновой кости. Втор. пол. IX в. Кельн, музей Шнютген

Распятие. Литургический гребень св. Хериберта. Резьба по слоновой кости. Втор. пол. IX в.

Кельн, музей Шнютген
Слайд 104

Статуя-реликварий св. Веры, конец X века. Конк, церковь Сент-Фуа. (Каролинги)

Статуя-реликварий св. Веры, конец X века. Конк, церковь Сент-Фуа. (Каролинги)

Слайд 105

Корона императоров Оттоновской династии, конец X - начало XI века.

Корона императоров Оттоновской династии,
конец X - начало XI века.

Слайд 106

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Слайд 107

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Слайд 108

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Слайд 109

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Акваманил (рукомойник) романовского стиля

Слайд 110

Лиможская эмаль

Лиможская эмаль

Слайд 111

Лиможская эмаль

Лиможская эмаль

Слайд 112

Слайд 113

Слайд 114

Дизайн эпохи Возрождения

Дизайн эпохи Возрождения

Слайд 115

Блюдо, люстровая керамика (переливчатая глазурь) эпоха Ренессанса, Испания Ваза Альгамбра (названа по местонахождению) Испания, эпоха Ренессанса

Блюдо, люстровая керамика (переливчатая глазурь) эпоха Ренессанса, Испания

Ваза Альгамбра (названа по местонахождению) Испания,

эпоха Ренессанса
Слайд 116

Слайд 117

Слайд 118

Слайд 119

В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" – "проекты, рисунки, лежащие в основе работы, идеи".

В эпоху Ренессанса в Италии существовало понятие "designo" – "проекты, рисунки,

лежащие в основе работы, идеи".
Слайд 120

Период XV–XVI вв. в Европе принято считать эпохой Возрождения. Это был

Период XV–XVI вв. в Европе принято считать эпохой Возрождения.
Это был

период великих открытий. К этому времени было создано уже немало машин.
Широко применялись ручные прялки с приводом от колеса, вращаемого рабочим; разного рода водяные колеса служили источником энергии для многочисленных мельниц – мукомольных, сукновальных, пильных, железоделательных.
Органическая связь технического творчества с художественным была характерным признаком эпохи и определяла особенности формообразования всей предметной среды, включая мир техники.
Профессия художника считалась в эпоху Возрождения обычной ремесленной профессией.
Инженер-художник должен был совмещать в одном лице целый ряд профессий: он был скульптором, архитектором, живописцем.
В его обязанности входило также сооружение повозок, мельниц, мостов, водоемов, расширение рек. Ему же поручалось строить военные крепости, машины и приспособления.
Слайд 121

Слайд 122

Крупнейшей фигурой среди инженеров XV–XVI вв. можно назвать Леонардо да Винчи

Крупнейшей фигурой среди инженеров XV–XVI вв. можно назвать Леонардо да Винчи

(1452–1519 гг.) – ученый, художник, мыслитель, инженер.
В рисунках, набросках, которых так много в его рукописях, встречаются конструкции, значительно опередившие его время.
С точки зрения формы техническое творчество Леонардо воплощал в себе стиль Возрождения.
Слайд 123

Слайд 124

Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у современного

Процесс работы Леонардо над изобретением был таким же, как у современного

дизайнера:
от первого чернового наброска, через тщательную проработку деталей в материале к построению действующей модели и новой ее проверке в действии практическим путем.
Моделирование было необходимым элементом его научной и технической деятельности; можно полагать, что без моделирования Леонардо не мыслил никакой технической конструкции или научного опыта.
Слайд 125

Слайд 126

С середины XVI в. философия и идеология эпохи Ренессанса претерпевает значительные

С середины XVI в. философия и идеология эпохи Ренессанса претерпевает значительные

изменения.
Изменяется и социальное положение художника.
Массовый регулярный спрос на работу начинает постепенно иссякать, исчезает уверенность в заработке.
Для эстетики второй половины XVI в. характерна идея противопоставления замысла произведения его художественному воплощению.
Отрицается связь художественного творчества с научными методами, с математическими измерениями.
От изучения натуры не отказываются, но подчеркивается роль фантазии и свободы творчества, что несколько противостоит эстетике раннего Возрождения.
Слайд 127

Слайд 128

К этому времени греческое «технэ» и латинское «арс», в прошлом слова-синонимы,

К этому времени греческое «технэ» и латинское «арс», в прошлом слова-синонимы,

теперь обозначают различные понятия:
«технэ» – техника,
«арс» – искусство.
Искусство стало считаться родом деятельности, возвышающейся над повседневной жизнью, тогда как техническая деятельность, инженерное дело расцениваются как нечто обыденное, усредненное и утилитарное.
К концу XVI в. в архитектуре, искусстве и технике стиль эпохи высокого Возрождения уступает место художественному стилю Барокко.
Впечатление делается самоцелью, для его усиления употребляются чисто декоративные детали, например извивающиеся колонки, ничего на себе не несущие. Принадлежностью стиля становится повышенное внимание к вопросам формы, которая со временем делается все более эффектной и пышной.
Постепенно эстетическое все больше отделяется от полезного, приобретает автономность, наконец начинает маскировать функцию. Впоследствии развитие этой тенденции привело к возникновению чисто декоративных стилей.
Слайд 129

Слайд 130

Новое время

Новое время

Слайд 131

На формы машин повлияли исторические факторы: − особенности мануфактурного производства, −

На формы машин повлияли исторические факторы:
− особенности мануфактурного производства,

научная революция,
− рационалистическая философия и культура Барокко,
− изменения, происходившие в самой технике.
Изменилось и социальное лицо мастера-изобретателя. Если раньше это был придворный художник-живописец, то в XVII – XVIII вв. – это уже талантливый ремесленник-самоучка.
Слайд 132

Усольские эмали. XVII в. Сольвычегодск, строгановские мастерские. Для усольских эмалей характерно

Усольские эмали. XVII в. Сольвычегодск, строгановские мастерские. Для усольских эмалей характерно

влияние западноевропейской гравюры: сценки из библейских сюжетов, аллегорические нравоучительные композиции. Некоторые темы мастера брали из Библии Пискатора. Своеобразным приемом являются цветная штриховка, пышность растительных композиций, где главное место занимали цветы тюльпана.
Слайд 133

Промышленная революция конца XVII – начала XIX вв. Привела к замене

Промышленная революция конца XVII – начала XIX вв.
Привела к замене

мануфактурного и ремесленного производства крупной машинной промышленностью.
Происходит появление нового технического мира и массового производства дешевых и высококачественных товаров.
Здесь стало заметно резкое снижение качества индустриальных форм по сравнению с изделиями традиционного ремесленного производства, а также их инородность в окружающей среде.
Слайд 134

Три основных этапа в промышленной революции: появление машин в текстильном производстве;

Три основных этапа в промышленной революции:
появление машин в текстильном производстве;


изобретение паровой машины;
применение машин в машиностроении.
Слайд 135

Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять

Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и начинает влиять

на формирование их мировоззрение.
К концу XVIII в. стало ясно, что без освоения новых технических форм и созданных промышленным способом вещей невозможен дальнейший прогресс.
Слайд 136

Россия до Петра I развивалась по пути, отличному от западноевропейского. Ростки

Россия до Петра I развивалась по пути, отличному от западноевропейского.
Ростки

новой светской культуры обозначились на Руси задолго до Петра I и во многом связывались с усвоением опыта европейской культуры.
Но в XVII веке это был эволюционный органичный путь постепенного усвоения форм и приемов искусства Нового времени.
Сущность петровского переворота и его революционность состояли в форсировании естественно протекавшего процесса.
Вся подготовившая этот период культура была объявлена как бы несуществующей.
России словно предстояло начать свой исторический путь заново.
Слайд 137

В XVII – XVIII вв. новое токарное искусство входит в европейскую

В XVII – XVIII вв. новое токарное искусство входит в европейскую

моду, многие представители аристократии соперничали между собой в мастерстве изготоления изделий.
Талантливым токарем был, например, император Петр I.
Величайшим специалистом в России был Михаил Нартов.
Токарное дело было широко развито во многих странах Европы.
Cтанок, в целом, в это время превращается в своеобразную экзотическую игрушку, вещь для аристократического и артистического досуга, ничем не напоминавшую о тяжелом труде.
Слайд 138

К концу XVIII в. текстильное производство качественно изменяется: из мануфактурного превращается

К концу XVIII в. текстильное производство качественно изменяется: из мануфактурного превращается

в промышленное.
Постепенная передача машине функций человеческой руки и составила сущность технической революции XVIII – нач. XIX в.
Применение металла, довольно быстро вытеснившего дерево, сильно изменило формы машин.
Линии деталей приобрели характерные закругления с наплывами по краям, вызванные не столько заботой конструктора, сколько самой техникой литья этого времени.
Слайд 139

Зарождение дизайна

Зарождение дизайна

Слайд 140

В середине XIX в. понятия «искусство» и «художественное творчество» начинают употребляться

В середине XIX в. понятия «искусство» и «художественное творчество» начинают употребляться

по отношению к проектированию рядовых сооружений, созданию бытовых вещей и одежды.
В употребление входит понятие “industrial art”.
Слайд 141

Развитие искусства в XIX в. носит во многом скачкообразный характер. На

Развитие искусства в XIX в. носит во многом скачкообразный характер.
На

протяжении десятилетий искусство меняет свое направление чаще, чем это было в течение столетий в период Средних веков и Древности.
Слайд 142

Шло освоение новых материалов и техник. В ходу был металл, бетон,

Шло освоение новых материалов и техник.
В ходу был металл, бетон,

стекло, керамическая облицовка.
Появляется новая самостоятельная профессия инженера, возводятся новые типы зданий.
Появляются всевозможные художественные общества.
Слайд 143

Стандартизация и унификация деталей в том понимании, в каком они существуют

Стандартизация и унификация деталей в том понимании, в каком они существуют

в нашем представлении в сегодня, были созданы в XIX в.
Введение стандартизации при всей своей очевидной пользе послужило еще одним аргументом для противников технического прогресса в споре относительно социальной роли техники и искусства.
Слайд 144

На протяжении XIX в. техника сделала огромный шаг в своем историческом

На протяжении XIX в. техника сделала огромный шаг в своем историческом

развитии.
В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие, текстильные и сельскохозяйственные машины;
на смену паровым двигателям приходят электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т.д.
Слайд 145

Согласно сложившемуся общественному мнению, машина не могла быть красивой – это

Согласно сложившемуся общественному мнению, машина не могла быть красивой – это

положение отражало, хотя и в утрированной форме, некоторые посылки эстетики мыслителя-философа И. Канта.
По Канту, «эстетическое бескорыстно», т.е. лишено практической полезности.
Полезные предметы из сферы эстетического исключаются.
Машина, как предмет чисто утилитарный, уже поэтому красивой быть не могла, наоборот, была уродливой.
Бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее – таков был парадокс времени первой половины XIX в.
Слайд 146

Формирование системы дизайна, системы включающей в себя собственно практику дизайна, подготовку

Формирование системы дизайна, системы включающей в себя собственно практику дизайна, подготовку

дизайнерских кадров и сложение определенных организационных форм относится к концу 20-х гг. ХХ в.

Дизайн ХХ века

Слайд 147

Уильям Моррис (1834–1896 гг.)

Уильям Моррис (1834–1896 гг.)