Икона Божией Матери Умиление

Содержание

Слайд 2

Иконографическая справка Икона Пресвятой Богородицы «Умиление Белозерская» - это одна из

Иконографическая справка

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление Белозерская» - это одна из древнейших

русских икон. Она принадлежит к типу «Умиление» (имеет топологическое сходство с Владимирской иконой Божией матери). Богоматерь изображена с младенцем Христом, прижавшимся щекой к Ее лицу. Наименование "Умиление" точно и выразительно передает момент задушевного общения Матери, провидящей будущие страдания Иисуса, с Сыном.
Богоматерь на иконе показана в поясном изображении, с Младенцем на правой руке, прильнувшим к Ее склоненному лику. Лики Богоматери и Младенца выделены киноварно-оранжевыми нимбами.
Слайд 3

Слайд 4

Иконография На густо-голубых полях иконы в 19-ти круглых клеймах с чередующимися

Иконография

На густо-голубых полях иконы в 19-ти круглых клеймах с чередующимися

розовыми и светло-голубыми фонами написаны пророки (среди них – пророки Иоанн Предтеча, Аарон, Исайя, Давид, Иезекииль, Илия, Иеремия, Самуил , Нафан, Елисей) и три святые жены. Представленные на иконе пророки, архангелы и святые жены тесно связаны с центральным изображением. Так, пророки Иеремия, Иоанн Предтеча, Исаия, предсказали в свое время, что именно Деве Марии суждено стать Матерью Спасителя. Изображение царя Давида напоминает, что к его роду Она принадлежала.
В верхней части ковчега на белом фоне в круглых клеймах с алыми фонами изображены полуфигуры ангелов в светлых ризах.
Слайд 5

Богоматерь Белозерская (1200-1233) (фрагмент). Верхняя часть иконы с ангелами и святыми.

Богоматерь Белозерская (1200-1233) (фрагмент). Верхняя часть иконы с ангелами и святыми. Автор:

Неизвестный иконописец XIII века. Источник: Государственный Русский музей.
Слайд 6

Слайд 7

Богоматерь Белозерская (1200-1233). Фрагмент: Ангел. Автор: Неизвестный иконописец XIII века. Источник: Государственный Русский музей.

Богоматерь Белозерская (1200-1233). Фрагмент: Ангел. Автор: Неизвестный иконописец XIII века. Источник: Государственный Русский

музей.
Слайд 8

Историческая справка История написания иконы неизвестна. По технике исполнения икона Богоматери

Историческая справка

История написания иконы неизвестна. По технике исполнения икона Богоматери соответствует

принципам византийского монументального стиля эпохи Комнинов.
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление Белозерская» первоначально находилась в древнем Васильевском соборе г. Белозерска, основание которого местными преданиями относится к нач. XI в. Позднее икона была перенесена в каменный Спасо-Преображенский собор г.Белозерска. В Дозорной книге Белозерска (Белоозера) 1617/18 гг. она особо отмечена как "писмо корсунское" - так в актовых и летописных источниках выделялись наиболее древние и почитаемые иконы византийской художественной традиции (термин происходит от названия греческого города в Крыму Корсуня (Херсонеса), с которым, по летописному рассказу, связано крещение князя Владимира). Икона относится к иконографическому типу Умиление, который сложился не позднее XI в. в Византии.
Слайд 9

Церковь св. Василия Великого. г. Белозерск.

Церковь св. Василия Великого. г. Белозерск.

Слайд 10

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск.

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск.

Слайд 11

Историческая справка Икона «Богоматерь Белозерская Умиление» одно время находилась слева в

Историческая справка

Икона «Богоматерь Белозерская Умиление» одно время находилась слева в иконостасе

Спасо-Преображенского собора г.Белозерска. Около 1931 г. икона была вывезена из Спасо-Преображенского собора в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, где хранится и поныне.
В 2012 г., в год 1150-летия Белозерска, художником-реставратором Русского музея Михаилом Михайловичем Бушуевым была сделана копия иконы, которая в настоящее время помещена на месте оригинала.
Слайд 12

Иконостас Спасо-Преображенского собора. г. Белозерск

Иконостас Спасо-Преображенского собора. г. Белозерск

Слайд 13

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск

Спасо-Преображенский собор, г. Белозерск

Слайд 14

Спасо-Преображенский собор. г. Белозерск. 2009 г.

Спасо-Преображенский собор. г. Белозерск. 2009 г.

Слайд 15

Икона Божией Матери «Умиление» Белозерская в соборе Преображения Господня г. Белозерска

Икона Божией Матери «Умиление» Белозерская  в соборе Преображения Господня г. Белозерска

Слайд 16

Богоматерь Белозерская (1200-1233) Автор: Неизвестный иконописец XIII века Источник: Государственный Русский музей

Богоматерь Белозерская (1200-1233) Автор: Неизвестный иконописец XIII века Источник: Государственный Русский музей

Слайд 17

Фрагменты иконы. Спаситель.

Фрагменты иконы. Спаситель.

Слайд 18

Фрагмент иконы. Спаситель и Богоматерь.

Фрагмент иконы. Спаситель и Богоматерь.

Слайд 19

Фрагмент иконы. Спаситель.

Фрагмент иконы. Спаситель.

Слайд 20

Описание иконы «Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы

Описание иконы

«Богоматерь Белозерская» относится к канону гликофилуса. Иконографическими признаками иконы являются

обнаженные и согнутые ноги Младенца Христа. Открытые ноги и руки Спасителя - указание на Его евхаристическую жертву, как символический образ жертвенного агнца. Правой рукой Пречистая Дева поддерживает Своего Сына, а левой указует на Него. Положение ликов и рук полностью совпадают с «Богоматерью Владимирской». В.И. Антонова полагала, что «Богоматерь Белозерская» – список с «Владимирской» до того, как после многочисленных поновлений ноги Младенца были переписаны, и в результате левая нога Эммануила оказалась с вывернутой ступней (Антонова В.И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери // Византийский временник. Т. XVIII.- М., 1961. С. 204.).
Слайд 21

Богоматерь Белозерская (1200-1233) (фрагмент). Лицо Богоматери с младенцем Автор: Неизвестный иконописец

Богоматерь Белозерская (1200-1233) (фрагмент). Лицо Богоматери с младенцем Автор: Неизвестный иконописец XIII

века Источник: Государственный Русский музей
Слайд 22

Слайд 23

Описание иконы Белозерскую икону нельзя считать списком с «Владимирской» иконы: в

Описание иконы

Белозерскую икону нельзя считать списком с «Владимирской» иконы: в плане

иконографической схемы она представляет как бы промежуточный вариант между иконами «Владимирской» и «Донской».
Икона Богородицы Умиление Белозерская имеет свои индивидуальные особенности, которые выделяют ее из общего ряда ранних Богородичных образов. Икона белофонная – редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. На белом фоне средника выделяется фигура Богоматери и Спаса Эммануила, облаченного в хитон и гиматий охряных цветов. Его изображение чрезвычайно укрупнено по сравнению с Богоматерью. Он показан скорее не младенцем Спас Эммануилом, а отроком, поучавшим первосвященников в Иерусалимском храме.
Слайд 24

Слайд 25

Описание иконы В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения

Описание иконы

В среднике по сторонам от Богородицы даны медальерные изображения архангелов

Михаила и Гавриила. На верхнем темно-синем поле иконы в медальонах слева направо представлены: Моисей, Аарон, Иоанн Предтеча, Захария. На боковых полях парами выписаны Исайя и Иеремия, Давид и Соломон, Авраам и Мельхиседек, Иезекииль и Нафан, Илия и Елисей, Аввакум и, очевидно, Даниил (его изображение не сохранилось). На нижнем поле – три святые жены, чьи лики не поддаются конкретизации. Эти ветхозаветные святые и праведники, предрекавшие приход с мир Мессии, составили основание христианской Церкви. Медальоны, в которые заключены пророки – ранний пример лицевых изображений на иконных полях, в дальнейшем эта тенденция разовьется в клейменные богородичные иконы.
Слайд 26

Слайд 27

Описание иконы Татьяна Вилинбахова усматривает в композиции иконы прообразную идею Христовой

Описание иконы

Татьяна Вилинбахова усматривает в композиции иконы прообразную идею Христовой церкви

как Дома Богоматери: «Ее [Богородицы] лаконичный, графически четкий силуэт подобен силуэту храма; очертания головы Богоматери, покрытой темно-вишневым мафорием, напоминает купол. Изображение Христа Эммануила вписано внутрь контура полуфигуры Богоматери; их нимбы слились. Они едины и нераздельны. Младенец сидит на правой руке Богородицы. Ее кисть изображена подчеркнуто плоскостно, не поддерживающей младенца, а как бы бережно прикасающейся к его телу “Слову, ставшему плотью” (Ин 1: 14). Это образ Богоматери-Церкви, вместившей Логос. Движения рук Богоматери образуют крест. Крестообразная ритмика свойственна также и жестам и движениям младенца» («Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. – СПб., 1995. С.167.).
Слайд 28

Список иконы Богоматерь «Умиление» Белозерская написанный 2019 году. (Художник Карпов А.В.)

Список иконы Богоматерь «Умиление» Белозерская написанный 2019 году. (Художник Карпов А.В.)

Слайд 29

Описание иконы Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета.

Описание иконы

Большую роль в раскрытии содержания иконы играет символика цвета. Белый

фон на языке иконописи трактуется как символ чистоты и девства, и как символ Рая, Царства Божия, Небесного Иерусалима. Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий: указание на то, что она представлена как Царица Небесная.
Обобщенный смысл Богоматери Белозерской воспринимается как образ Богородицы-Церкви, воплотившейся в земной Церкви на основе евхаристической жертвы и соединения Ветхого и Нового Завета.
Слайд 30

Слайд 31

Почитание иконы Божией Матери Белозерская Икона почитается не только на Белозерской

Почитание иконы Божией Матери Белозерская

Икона почитается не только на Белозерской земле,

но и по всей России. Так, ежегодно 20 октября в храме Всех святых, в земле Русской просиявших п. Белоозерский Воскресенского благочиния Московской Епархии отмечается престольный (храмовый) праздник в честь Белозерской иконы Божией Матери.
Название иконы Божией Матери "Белозерская" на антиминсе этого храма подписано как "Белоозерская".
Икона Белозерская, находящаяся в храме Всех святых, в земле Русской просиявших, написана в Палехе и подарена приходу 4 июня 2005 года. Со временем иконе был добавлен оклад, украшенный камнями; икону реставрировали.
Слайд 32

Слайд 33

Храме Всех святых, в земле Русской просиявших п. Белоозерский. 2018 год

Храме Всех святых, в земле Русской просиявших п. Белоозерский. 2018 год

Слайд 34