Изобразительное искусство и музыка в Древней Руси

Содержание

Слайд 2

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные

Славу древнерусского искусства составляет не только архитектура, но и неразрывно связанные

с ней мозаика, иконопись, фресковая живопись, резьба по камню и деревянная скульптура.
Слайд 3

Мозаики и фрески Киевской Софии Мозаики и фрески Софии Киевской –

Мозаики и фрески Киевской Софии

Мозаики и фрески Софии Киевской – это

уникальный ансамбль произведений монументального искусства XI столетия.

Авторами росписей были не только местные, но и византийские мастера, вот почему большинство фресок соответствуют византийскому канону.

Слайд 4

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви,

Главные темы мозаик и фресок – прославление небесной и земной церкви,

божественности, княжеской власти.

В суровых и строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Спас Вседержитель

Иоанн Златоуст

Слайд 5

Богоматерь Оранта (Молящаяся) (XI в. Собор Святой Софии. Киев) Является одним

Богоматерь Оранта (Молящаяся)
(XI в. Собор Святой Софии. Киев)

Является одним из шедевров

мозаичных росписей. Богоматерь изображена с высоко поднятыми руками, обращенной с молитвой к Вседержителю Христу.
Слайд 6

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир

Не меньший интерес вызывают фресковые росписи светского характера, отражающие реальный мир

человека

В западной части собора Св. Софии в Киеве сохранилось два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, прославившегося победами над печенегами, строительством новых мощных укреплений вокруг Киева, основателя первой на Руси библиотеки

Слайд 7

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в

На одной фреске изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в

руках макет Софийского собора

На другой фреске – портреты дочерей Ярослава, смиренно ступающих в ряд со свечами в руках. Изображенные в полный рост в праздничных одеждах, они внимательно смотрят на мир с широко открытыми глазами.
Их одухотворенные лица индивидуализированы.
В спокойном и сдержанном облике передано представление о женской красоте.

Слайд 8

Новгородская живопись. Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная

Новгородская живопись.

Одновременно с архитектурными сооружениями формируется новгородская школа живописи, представленная главным

образом иконами. По сравнению с византийскими иконами, в новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств.

Ранние иконы – «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»

Слайд 9

Икона «Ангел Златые Власы»

Икона «Ангел Златые Власы»

Слайд 10

Творчество Феофана Грека (ок. 1340 – после 1405) В творчестве византийского

Творчество Феофана Грека

(ок. 1340 – после 1405)

В творчестве византийского художника, прибывшего

в Новгород в 70-е годы XIV в. Передан неудержимый порыв страстей. Его энергичную, стремительную манеру письма не спутаешь ни с какой другой.

Во фресковых росписях Феофана Грека есть и великолепное мастерство колорита, и суровый аскетизм. В его манере письма решающее значение приобретает светотень, с помощью которой он добивается объемности изображения.

Но главное, что отличает художественный стиль Феофана Грека, - это проникновенное понимание души человека, его высоких внутренних порывов и стремлений.

Слайд 11

Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.)

Фреска «Старец Макарий Египетский» (1378 г.)

Слайд 12

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества Немногое из произведений изобразительного искусства

Изобразительное искусство Владимиро – Суздальского княжества

Немногое из произведений изобразительного искусства
Владимиро

– Суздальской Руси
сохранило время. Небольшая часть фресок в Дмитриевском соборе во Владимире да несколько икон конца XII – XIII вв. напоминают о расцвете сильной и самобытной школы древнерусской живописи.
Слайд 13

Икона «Дмитрий Солунский» (Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

Икона «Дмитрий Солунский»

(Конец XII - XIIIв. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

Плавный ритм

его могучих плеч, складки одежды, декоративность колорита – все свидетельствует о высоком мастерстве
художника – иконописца.
Слайд 14

Творчество Андрея Рублева (ок. 1360/1370 – 1430) Творчество Андрея Рублева принесло

Творчество Андрея Рублева

(ок. 1360/1370 – 1430)

Творчество Андрея Рублева принесло известность и

славу московской школе живописи.
Мало известно о судьбе этого величайшего русского художника. Неизвестно его происхождение, причины перехода из одного монастыря в другой, взаимоотношения с окружающими людьми.
В его творчестве не отразилось мрачное, жестокое время, когда Русь находилась под монголо – татарским игом. Напротив, в нем царят спокойная тишина, очарованность жизнью, отзывчивость души.
Слайд 15

Икона «Спас в Силах» (1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

Икона «Спас в Силах»

(1408 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

Слайд 16

«Звенигородский Спас» (Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

«Звенигородский Спас»

(Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея. Москва)

Слайд 17

«Троица» (1425 – 1427) Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея

«Троица»

(1425 – 1427)

Знаменитая «Троица» является вершиной художественного творчества Андрея Рублева.
Она

выражает идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.
Слайд 18

Творчество Дионисия (ок. 1440 – 1503) Дионисий стал достойным преемником Феофана

Творчество Дионисия

(ок. 1440 – 1503)

Дионисий стал достойным преемником Феофана Грека и

Андрея Рублева. Он создал мир высокой духовности, торжества добра и идеала. Дионисию покровительствовал царь Иван III.

Произведения Дионисия отличают утонченные пропорции удлиненных фигур. Утратив объем, став бестелесными, они словно парят в пространстве.

Дионисий предпочитает нежные, светлые оттенки: голубые, бирюзовые, малиновые, розовые, лиловые, зеленоватые… Исследователи насчитывают в произведениях Дионисия около сорока тонов, отмечают 146 оттенков охры. Росписи Дионисия праздничные и радостные.

Слайд 19

Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где

Будучи уже известным художником, Дионисий был приглашен в вологодские земли, где

вместе со своими сыновьями расписывал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.
Слайд 20

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая

Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется огромная композиция «О Тебе радуется», проникнутая

радостным прославлением Богоматери.

На фреске запечатлено множество фигур, небесных сил и предстоящих перед Марией людей. Все они поют славу Марии, восседающей на престоле с младенцем на руках.

Слайд 21

Музыкальная культура Древней Руси

Музыкальная культура
Древней Руси

Слайд 22

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные

Древнерусская музыкальная культура своими истоками восходит к языческим традициям славян. Народные

песни, заклинания весны, плачи, сопровождающие похороны или свадьбы, песни при сборе урожая или во время военных походов всегда были неотъемлемой частью жизни наших предков.
Слайд 23

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие

На характер музыкальной культуры Древней Руси в значительной мере повлияло принятие

христианства. Из Византии был заимствован музыкальный канон и система жанров.

Отныне музыка развивается под эгидой церкви и рассматривается как составная часть богослужения.

Хоровые церковные песнопения (кондаки, стихиры, каноны) посвящались главным церковным праздникам, житиям особо почитаемых святых.

Слайд 24

Основные принципы церковного песнопения – «слаженность и доброчинство» – были сформулированы

Основные принципы церковного песнопения –
«слаженность и доброчинство» – были сформулированы

в поучении Феодосия Печерского и предполагали последовательное и гармоничное их исполнение.
Слайд 25

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, т.е. распевно произнесенное

слово. Такое название он получил от славянского слова «знамя», т.е. «знак», которым записывали песнопения.

Знаменное пение также называют крюковым, т.к. изображение крюков являлось важнейшим музыкальным знаком.

Слайд 26

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала

Музыка звучала не только в храмах во время богослужения. Она сопровождала

княжеские пиры и развлечения, официальные церемонии и военные походы.
Слайд 27

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли, сопели, свирели, флейта.

Музыкальный инструментарий Древней Руси был достаточно разнообразен. Широко применялись гусли, сопели,

свирели, флейта.
Слайд 28

В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны, трубы,

В ратных делах использовались ударные и духовые: барабаны (накры), бубны, трубы,

трещетки.

Они поддерживали боевой дух воинов во время сражений, снимали эмоциональное напряжение, вселяли уверенность в победу.

Слайд 29

Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный музыкальный щипковый

Особым уважением на Руси пользовались гусли – старейший струнный музыкальный щипковый

инструмент, упоминаемый
еще в X в. в «Повести временных лет».

Издавна считалось, что гусли сродни человеческой душе, а их звон отгоняет смерть и болезнь

Название гуслей «яровчатые» произошло от материала, из которого они делались в старину: явора – белого клена.

Слайд 30

На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в «Слове

На гуслях играли народные сказители и богатыри: вещий Боян в «Слове

о полку Игореве», былинные богатыри Вольга и Добрыня Никитич в Киеве, Садко в Новгороде.
Слайд 31

В конце XI века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о

В конце XI века в Новгородской летописи появилось первое упоминание о

колокольных звонах, которые собирали жителей города на вече для принятия важнейших решений, оповещали о начале богослужения в церкви

«Звонят колокола вечные в Великом Новгороде.
Стоят мужики новгородцы у Cвятой Cофии», - говорится позднее в «Задонщине» (конец XIV в.).

Слайд 32

Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные произведения.

Несколько колоколов с различными тонами образовывали звонницу, позволявшую исполнять целые музыкальные

произведения.