Как выполнить гармоничное цветовое решение

Содержание

Слайд 2

Каждому художнику рано или поздно приходится решать задачу: «Как подобрать такие

Каждому художнику рано или поздно приходится решать задачу: «Как подобрать такие

цвета, которые сделают его произведение безупречно красивым, гармоничным?»

Это задача со многими неизвестными, но от ее решения в конечном итоге зависит результат работы художника – ведь неправильным подбором цветов можно перечеркнуть даже вполне успешные предыдущие этапы работы над линейным и тональным эскизами

Слайд 3

Вначале немного о физике цвета…

Вначале немного о физике цвета…

Слайд 4

Для начала давай разберемся, а что же такое цвет? Мы привыкли

Для начала давай разберемся, а что же такое цвет? Мы привыкли

говорить: «красное яблоко», «зеленые листья», «желтый лимон» и так далее, считая цвет некой принадлежащей предмету характеристикой, неотъемлемым свойством предмета
Слайд 5

Оказывается, это совсем не так. Еще в 1676 году великий английский

Оказывается, это совсем не так. Еще в 1676 году великий английский

ученый Исаак Ньютон разложил с помощью трехгранной призмы белый солнечный свет на цветовой спектр. Солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму
Слайд 6

В призме солнечный луч (белого цвета) расслаивался на отдельные спектральные цвета

В призме солнечный луч (белого цвета) расслаивался на отдельные спектральные цвета

и направлялся на экран, где возникало изображение спектра. Это непрерывная цветная полоса начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий заканчивалась фиолетовым
Слайд 7

Эти цвета получились из солнечного луча с помощью физического явления преломления

Эти цвета получились из солнечного луча с помощью физического явления преломления

Слайд 8

Аналогичное явление каждый из нас наблюдал в природе, когда после дождя


Аналогичное явление каждый из нас наблюдал в природе, когда

после дождя в солнечную погоду на небе возникает радуга. Роль призмы здесь выполняют мельчайшие капельки воды, которыми насыщен воздух после дождя
Слайд 9

Этим опытом ученый доказал, что цвет является свойством света, а не

Этим опытом ученый доказал, что цвет является свойством света, а

не принадлежит какому-либо предмету. При взаимодействии с предметом часть спектра поглощается поверхностью, а часть отражается
Слайд 10

Красный предмет выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета

Красный предмет выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета

солнечного спектра и отражает только красный цвет
Слайд 11

Поглощение и отражение зависит от физических характеристик поверхности и от характеристик

Поглощение и отражение зависит от физических характеристик поверхности и от характеристик

освещения, то есть молекулярный состав поверхности красного предмета таков, что поглощает все световые лучи, кроме красных. Черный предмет поглощает все лучи и никакие не отражает. Белый предмет отражает все лучи, падающие на его поверхность
Слайд 12

Отраженная часть спектра, а это волны света определенной длины , попадает

Отраженная часть спектра, а это волны света определенной длины , попадает

на сетчатку глаза, затем по глазному нерву передается в мозг и анализируется как определенный цвет. Световые волны сами по себе не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом
Слайд 13

Итак, объект не обладает «встроенным» цветом! Все цвета, которые мы видим

Итак, объект не обладает «встроенным» цветом!
Все цвета, которые мы видим

– это отраженный свет определенной длины волны

Вопрос: « Какой цвет имеют предметы, находящиеся в абсолютно темной комнате, в которую совсем не проникает свет?»

Слайд 14

Видимый свет занимает очень маленькое пространство в диапазоне существующих во Вселенной

Видимый свет занимает очень маленькое пространство в диапазоне существующих во Вселенной

электромагнитных волн, но эта видимая часть спектра содержит в себе бесчисленное множество цветов. Что дает нам знание о бесконечности цвета для художественной практики?
Слайд 15

Как использовать эти знания в практической деятельности художника? Здесь нашим верным

Как использовать эти знания в практической деятельности художника? Здесь нашим верным

помощником станет так называемый цветовой круг. Его можно получить из спектра белого света, если замкнуть ленту спектра в круг. Исаак Ньютон в свое время получил этот замкнутый цветовой круг, добавив в него к спектральным цветам отсутствующий в солнечном спектре пурпурный цвет
Слайд 16

Как устроен цветовой круг?

Как устроен цветовой круг?

Слайд 17

Делим спектр солнечного света на ключевые цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый,


Делим спектр солнечного света на ключевые цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый

Добавляем пурпурный (розовый) цвет, которого нет в солнечном спектре, в качестве соединительного между фиолетовым и красным и замыкаем все это в круг

Слайд 18

. Цветовых кругов существует множество, но мы будем пользоваться классическим двенадцатиричным

.

Цветовых кругов существует множество, но мы будем пользоваться классическим двенадцатиричным цветовым

кругом Иоханнеса Иттена, которым обычно пользуются в мире творчества
Слайд 19

Цвета первого порядка или основные – это три основных цвета (желтый,красный,


Цвета первого порядка или основные – это три основных цвета (желтый,красный,

синий)

Они размещены в углах равностороннего треугольника таким образом, что желтый вверху, красный в правом нижнем углу, синий в левом нижнем углу

Круг Иттена состоит из 12 частей и имеет следующую конструкцию:

ЦВЕТАПЕРВОГО ПОРЯДКА

Слайд 20

Цвета второго порядка или составные (зеленый, оранжевый, фиолетовый) – получают при


Цвета второго порядка или составные (зеленый, оранжевый, фиолетовый) – получают при

смешивании цветов первого порядка в равном соотношении

При этом получаются: желтый + красный = оранжевый; желтый + синий = зеленый; красный + синий = фиолетовый

ЦВЕТА ВТОРОГО ПОРЯДКА

Слайд 21

желтый + оранжевый = желто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный


желтый + оранжевый = желто-оранжевый;
красный + оранжевый = красно-оранжевый;
красный +

фиолетовый = красно-фиолетовый;
синий + фиолетовый =сине-фиолетовый;
синий + зеленый = сине-зеленый;
желтый + зеленый = желто-зеленый

Цвета третьего порядка или третичные получают при смешивании основного и составного цветов в соотношении
50 на 50

Слайд 22

ЦВЕТОВОЙ КРУГ ИОХАННЕСА ИТТЕНА

ЦВЕТОВОЙ КРУГ ИОХАННЕСА ИТТЕНА

Слайд 23

Кроме хроматических, то есть цветов солнечного спектра, существует ряд ахроматических цветов,


Кроме хроматических, то есть цветов солнечного спектра, существует ряд ахроматических цветов,

расположенных между крайними черным и белым цветами

Серые цвета можно получить смешиванием не только черной и белой красок, но и смешиванием дополнительных цветов между собой

Слайд 24

В полный двенадцатиричный цветовой круг включены, помимо чистых хроматических цветов, эти


В полный двенадцатиричный цветовой круг включены, помимо чистых хроматических цветов,

эти же цвета, смешанные с черными или белыми цветами

Смешение хроматического цвета с черным увеличивает его насыщенность

Смешение хроматического цвета с белым увеличивает его светлоту

Слайд 25

Особенность дополнительных цветов в том, что при смешивании их в одинаковых


Особенность дополнительных цветов в том, что при смешивании их в одинаковых

пропорциях получается серый цвет

В цветовом круге Иттена цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг к другу, называются дополнительными или комплиментарными

Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга

Слайд 26

Что такое гармония? И зачем художнику цветовой круг?

Что такое гармония? И зачем художнику цветовой круг?

Слайд 27

Гармония – это равновесие, симметрия сил Цветовой круг служит своего рода

Гармония – это равновесие, симметрия сил

Цветовой круг служит своего рода компасом,

инструментом для поиска и создания цветовых гармоний

Оказывается, что человеческий глаз и мозг воспринимает сочетание двух или более цветов гармоничными, если их пигментная смесь представляет собой нейтральный серый цвет

Слайд 28

Этому условию соответствуют все пары дополнительных цветов в цветовом круге Иттена,


Этому условию соответствуют все пары дополнительных цветов в цветовом круге Иттена,


а также все сочетания трех цветов, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные
треугольники, квадраты и прямоугольники

Все эти сочетания цветов воспринимаются гармоничными нашим мозгом, потому что смесь этих цветов представляет собой нейтральный серый цвет

Слайд 29

Одноцветные (монохромные) гармонии Примеры сочетания цветов разной светлоты и насыщенности на

Одноцветные (монохромные) гармонии

Примеры сочетания цветов разной светлоты и насыщенности на основе

одного цветового тона

Одноцветная или монохромная гармония

Слайд 30

Гармонии родственных (аналогичных) цветов (пара, триада) Примеры сочетания родственных (аналогичных цветов),

Гармонии родственных (аналогичных) цветов (пара, триада)

Примеры сочетания родственных (аналогичных цветов), находящихся

рядом в цветовом круге

В композиции можно использовать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов с черным или белым цветом

Слайд 31

Гармонии дополнительных (комплиментарных) цветов Примеры двухцветных гармоний дополнительных цветов, то есть

Гармонии дополнительных (комплиментарных) цветов

Примеры двухцветных гармоний дополнительных цветов, то есть находящихся

на противоположных концах диаметров цветового круга

В композиции можно использовать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов друг с другом, а также с черным или белым цветом

Слайд 32

Гармонии трех равноудаленных цветов (классическая триада) Примеры гармоний цветов, расположение которых

Гармонии трех равноудаленных цветов (классическая триада)

Примеры гармоний цветов, расположение которых в

цветовом круге образует равносторонний треугольник

В композиции можно сочетать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов с черным или белым цветом

Слайд 33

Гармонии трех цветов на основе равнобедренного треугольника П Контрастная триада или

Гармонии трех цветов на основе равнобедренного треугольника

П

Контрастная триада или разбитое дополнение

или расщепленная комплиментарная схема – разные названия одной и той же гармонической схемы расположения цветов в цветовом круге, в основе которой лежит равнобедренный треугольник

В композиции можно сочетать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов с черным или белым цветом

Фиолетовый, желто-оранжевый, желто-зеленый

Желтый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый

Слайд 34

Гармонии четырех цветов на основе квадрата Примеры гармонического сочетания четырех цветов,

Гармонии четырех цветов на основе квадрата

Примеры гармонического сочетания четырех цветов, находящихся

на вершинах вписанного в цветовой круг квадрата

В композиции можно сочетать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов с черным или белым цветом

Слайд 35

Гармонии четырех цветов на основе прямоугольника Цвета, расположенные друг относительно друга

Гармонии четырех цветов на основе прямоугольника


Цвета, расположенные друг относительно друга в

вершинах квадрата или прямоугольника, вписанного в цветовой круг, со сторонами, параллельными осям цветового круга - гармоничны

В композиции можно сочетать не только чистые хроматические цвета, но и смеси этих цветов с черным или белым цветом

Слайд 36

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

А теперь попробуйте ответить на вопрос: какие гармонические схемы использованы в

приведенных декоративных композициях?
Слайд 37

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Слайд 38

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Слайд 39

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Какие гармонические схемы использованы в приведенных декоративных композициях?

Слайд 40

Сравнение хроматических и ахроматических цветов по светлоте Хроматические цвета отличаются друг

Сравнение хроматических и ахроматических цветов по светлоте

Хроматические цвета отличаются друг от

друга не только по цветовому тону, но и по светлоте. Приведенная схема показывает соотношение светлоты чистых спектральных цветов со светлотой цветов ахроматического ряда, состоящего из семи градаций серого тона

Чистый желтый цвет (без примеси белого или черного) соответствует второй ступени ахроматического ряда, оранжевый – третьей ступени и т.д.

Понимание этих соотношений облегчает подбор цветов при переходе от тонального эскиза к цветовому

Слайд 41

Как приглушить чистый цвет, сделать его более нейтральным? На рисунке представлены

Как приглушить чистый цвет, сделать его более нейтральным?

На рисунке представлены три

пары дополнительных цветов . Чтобы приглушить чистый цвет, сделать его более нейтральным, к основному цвету постепенно добавляется дополнительный цвет.
В центре каждого ряда возникает нейтральный серый, который подтверждает, что данная пара является дополнительной
Слайд 42

Гармонизация композиции по площади цветовых пятен Для гармонизации пятен, занимаемых дополнительными

Гармонизация композиции по площади цветовых пятен

Для гармонизации пятен, занимаемых дополнительными цветами,

нужно соблюдать определенные соотношения по площади этих пятен. Желтый:фиолетовый=1:3
Оранжевый : синий=1:2
Красный : зеленый=1:1
Желтый : оранжевый=3:4
Желтый : красный=1:2
Желтый : синий=3:8
Желтый : красный : синий=3=6=8
Оранжевый : фиолетовый : зеленый=4:9:6
Слайд 43

Что такое колорит? Колорит – это цветовой строй произведения, согласованность и

Что такое колорит?

Колорит – это цветовой строй произведения, согласованность и взаимосвязь

всех его цветовых элементов

Колорит может быть глухим или звонким, насыщенным или приглушенным, грустным или радостным, теплым или холодным , светлым или темным и т.д.

Холодный колорит

Теплый колорит

Слайд 44

Насыщенный колорит Приглушенный колорит

Насыщенный колорит

Приглушенный колорит

Слайд 45

Радостный колорит Грустный колорит

Радостный колорит

Грустный колорит

Слайд 46

Как использовать полученную информация для работы над эскизом?

Как использовать полученную информация для работы над эскизом?

Слайд 47

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза Выбираем колорит будущего произведения (радостный,

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза

Выбираем колорит будущего произведения (радостный, грустный,

насыщенный, приглушенный, теплый , холодный и т.д.)
Выбираем гармоническую схему (одноцветную или гармонию родственных цветов, или гармонию дополнительных цветов, классическую триаду по схеме равностороннего треугольника или контрастную триаду на основе равнобедренного треугольника или, наконец, гармонию четырех цветов по схемам квадрата или прямоугольника, слайды №№29-35)
Слайд 48

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза .. В соответствии с выбранной

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза

..

В соответствии с выбранной гармонической схемой

выкладываем из коробки цветные акварельные карандаши нужных спектральных цветов, а также карандаши тех же цветов, но более темные (зачерненные) или более светлые

Если в коробке не найдется нужных затемненных или выбеленных оттенков, придется создавать эти оттенки, накладывая друг на друга слои щтрихов с разным нажимом карандашами серого, черного, белого, спектрального цветов, добиваясь нужных оттенков

Слайд 49

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза Вы уже знаете, что, кроме

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза

Вы уже знаете, что, кроме выбранных

чистых спектральных цветов можно добавлять в композицию эти же цвета в смесях с белым или черным. Но, если вы осветлили один из чистых цветов, то дополнительные к нему нужно утемнить. Например, светло-красный сочетается с темно-зеленым
Если вы выбрали комплиментарную схему, то есть пару дополнительных цветов, то можно добавлять в композицию не только смеси этих цветов с белым и черным, но и смеси этих чистых цветов друг с другом (слайд № 41)
Слайд 50

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза В композицию по любой гармонической

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза

В композицию по любой гармонической схеме

можно включать черный и белый цвет, если это заложено в тональном эскизе

При выборе цветов нужно учитывать для гармонизации композиции площадь цветовых пятен, занятых тем или иным цветом

Например, желтый цвет должен занимать (из-за своей светлоты) меньшую площадь, чем другие. На слайде №42 приведены гармоничные отношения цветовых пятен по занимаемой площади

Слайд 51

Если вы выбрали гармонию дополнительных цветов, то один из этих цветов

Если вы выбрали гармонию дополнительных цветов, то один из этих цветов

выбирается основным, а второй дополнительным. Тогда первый привлекает внимание, а второй является фоном. Пропорция по площадям при таком методе оптимальная 90% - фон, 10% - акцент

Акцент – цвет, которого меньше, он занимает минимальную площадь и чем ярче цвет, тем меньше его площадь. Для слабонасыщенных сочетаний (разбеленных или зачерненных цветов) рекомендуются использовать пропорцию 60/40

Слайд 52

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза Помним, что теплые цвета «приближают»,

Алгоритм работы над цветовым решением эскиза

Помним, что теплые цвета «приближают», а

холодные «отдаляют». Выигрышнее будет выглядеть главный персонаж теплого цвета на холодном фоне

Если главный персонаж картины будет, например, холодного розового цвета, а фон желтого цвета, да еще желтого будет существенно больше по площади, то этот персонаж просто потеряется, исчезнет на этом фоне

Чистого спектрального желтого вообще не должно много по площади (см. слайд №42)