Коми музыкальные инструменты

Содержание

Слайд 2

Традиционными музыкальными инструментами народа коми являются как простейшие приспособления предметов окружающей

Традиционными музыкальными инструментами народа коми являются как простейшие приспособления предметов окружающей

природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.
Слайд 3

Коми инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а

Коми инструменты прикладного назначения
со временем стали уходить в прошлое,

а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид. Усовершенствование и модернизация коми народных музыкальных инструментов идёт с сохранением специфических данных, от которых зависит их звучание. Народные коми инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев.
Слайд 4

Существует классификация коми народных музыкальных инструментов. Первая группа – идиофоны, или

Существует классификация коми народных музыкальных инструментов.
Первая группа – идиофоны, или

ударные музыкальные инструменты. К ним относятся: пу барабан, тотшкöдчан, торган, сярган, жыннян, гырничьяс, зиль-зёль, пу паньяс, шур-шар.

Пу барабан («деревянный барабан») – изначально пастушеский инструмент, использовавшийся для подачи пастухом сигналов определённым ритмом: сбор, выгон, пригон скота, а также для отпугивания хищников от скота. Изготовлялся из ели в виде дощечки и двух палок-колотушек к ней.

Слайд 5

Аналогичными по функции пу барабана были пу бедьяс («деревянные палочки»). Их

Аналогичными по функции пу барабана были пу бедьяс («деревянные палочки»). Их

также использовали оленеводы для отпугивания волков от стада оленей в ночное время.

С помощью тотшкöдчан («колотушки») подавались сигналы сбора на обед для людей.

Слайд 6

Сярган («трещотка») применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся

Сярган («трещотка») применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся

на посевы.

Сярган («трещотка») применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

Пу паньяс – деревянные ложки – вид соударяемых идиофонов.
Гырничьяс – глиняные горшки, представляющие набор ударяемых сосудов, который состоит из трёх-пяти горшков различных по величине и высоте звука.

Слайд 7

Жыннян (борган, боткан) – ударный идиофон вида подвесных колоколов. Существовало два

Жыннян (борган, боткан) – ударный идиофон вида подвесных колоколов. Существовало два

их вида: деревянный – долблённый из куска твёрдого дерева (берёзы); жестяной (клёпаный). Колокола имели прямоугольную или трапециевидную форму; внутри привязывался деревянный или металлический язычок. Колокол подвешивался на шею домашних живот
Слайд 8

Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из

Шур-шар – погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из

бересты. Звучание инструмента зависело от наполнения и приёма игры.

Зиль-зёль – инструмент особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка.

Слайд 9

Вторая группа музыкальных инструментов – хордофоны (струнные). К ней относятся: брунган,

Вторая группа музыкальных инструментов – хордофоны (струнные). К ней относятся: брунган,

сигудöк, сигудöк-балалайка.
Брунган – малоподвижный трёх- и шестиструнный ударный инструмент. На нём играют одним молоточком, который, отталкиваясь от упругих струн, несколько задерживает движение руки исполнителя. Инструмент, имеющий огромный резонатор, обладает сильно гудящим звуком.

Вторая группа музыкальных инструментов – хордофоны (струнные).
К ней относятся: брунган, сигудöк, сигудöк-балалайка.
Брунган – малоподвижный трёх- и шестиструнный ударный инструмент. На нём играют одним молоточком, который, отталкиваясь от упругих струн, несколько задерживает движение руки исполнителя. Инструмент, имеющий огромный резонатор, обладает сильно гудящим звуком.

Слайд 10

Сигудöк – трёх- или четырёхструнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние

Сигудöк – трёх- или четырёхструнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние

формы – от плоской досчатой до фигурной скрипичной, – что свидетельствует о различных исторических периодах их возникновения.

 Сигудöк-балалайка – трёхструнный щипковый инструмент, изготовлявшийся из цельного куска дерева мягкой породы – осины или ольхи

Слайд 11

Третья группа музыкальных инструментов – аэрофоны (духовые): юмöд киль, пöляннэз, пу

Третья группа музыкальных инструментов – аэрофоны (духовые): юмöд киль, пöляннэз, пу

пöлян, куима чипсан, сёй пöлян, сюмöд буксан, гудöк, буксан.
Пу пöлян – деревянная трубка, которая имеет вид флейты со свистковым вырезом и щелью. Чаще всего изготовлялась из сосны, реже – из осины.

Куима чипсан – трёхствольная дудка, изготовленная из свежих или подсушенных стеблей трубчатого зонтичного растения заргум(дудник).

Слайд 12

Сёй пöлян – глиняная дудка в форме птицы (петушка или утки)

Сёй пöлян – глиняная дудка в форме птицы (петушка или утки)

со свистком и двумя боковыми отверстиями.

Гудöк – гармонь (инструмент с набором проскакивающих язычков). Фабричные гармони в среду коми стали проникать со второй половины XIX века и вскоре получили всеобщее распространение.

С помощью сюмöд полян («берестяная дудка») и сюмöд буксан («берестяной рожок») охотники и пастухи подавали друг другу сообщения а некоторые охотники-умельцы могли подражать на них рёву лося.

Слайд 13

Коми охотники и рыболовы изготовляли инструменты для звукоподражания пению птиц. Так

Коми охотники и рыболовы изготовляли инструменты для звукоподражания пению птиц. Так

появились сюмöд киль («берестяная плёнка»), пипу лист («осиновый лист»). За ними следуют идзас чипсан («соломенный свисток») и юсь пöлян («лебединая дудка»).

Пастухи делали бадьпу пöлян («ивовая дудка»). Впоследствии стали изготавливаться из пустотелого стебля тростника (гума) одноствольные и многоствольные пöляны («дудки») и чипсаны («свистки»). Летом, начиная с Ильина дня, женщины и девушки играли на них во время отдыха на сенокосе, жатве или при возвращении с работы. В зимнее время года на дудках играли на Святках.

Слайд 14

Коми народные музыкальные инструменты возникли сначала, как помощники в нелёгком быту

Коми народные музыкальные инструменты возникли сначала, как помощники в нелёгком быту

людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.
Музыкальные инструменты народа коми как и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.
В настоящее время многие коми национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.
Слайд 15

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание