Композиционные схемы в живописи и дизайне

Содержание

Слайд 2

Практически любая композиция из любого вида или жанра искусства становится схемой,

Практически любая композиция из любого вида или жанра искусства становится

схемой, удобной для контроля и анализа используемых принципов. Любая живописная или графическая работа мыслится в виде пятен, линий, тональных и цветовых составляющих (пример - авангардизм, когда художник останавливается на определенном уровне реализации схемы или делает попытку реализовать схему нестандартными средствами). В динамических искусствах (кино, например) - на общий экранный кадр накладывается сюжетная композиция или ряд таких композиций.
Слайд 3

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ? Любая композиция, коллаж или картина по

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ?

Любая композиция, коллаж или картина по

сути являются схемой на абстрактном уровне мышления, и в процессе разработки уже обрастают более-менее реалистичными элементами на уровне сюжета. На первом этапе работы художник сразу определяет схему, а затем начинает наполнять ее «жизненными» элементами, хотя выбирает он ее в любом случае от своего конкретного замысла (некоего виртуального конечного образа, существующего у него в голове).
Именно схема в предельно общих чертах выражает суть его композиции.
Слайд 4

ВИДЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в

ВИДЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в

результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.), вдоль которых перемещается взгляд наблюдателя в соответствии с законом направления движения (см. законы восприятия).
Слайд 5

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина.

Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина.

Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки).
Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды.
Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его. Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:
В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник;
В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.
В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.
Слайд 6

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением,

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением,

совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля.
В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S - образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест.
Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков - придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек", сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.
Слайд 7

Равнобедренный треугольник И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Равнобедренный треугольник

И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой

Слайд 8

Равносторонний треугольник Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Равносторонний треугольник

Н. ПУССЕН. Пейзаж с Полифемом

Слайд 9

Круг П. РУБЕНС. Снятие с креста

Круг

П. РУБЕНС. Снятие с креста

Слайд 10

Квадрат Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Квадрат

Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи

Слайд 11

Овал К. ЛОРРЕН. Пейзаж с мельницей

Овал

К. ЛОРРЕН. Пейзаж с мельницей

Слайд 12

Пирамида ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна в гроте

Пирамида

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. Мадонна в гроте

Слайд 13

СХЕМЫ

СХЕМЫ

Слайд 14

ОТКРЫТАЯ СХЕМА. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то

ОТКРЫТАЯ СХЕМА.

Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то

не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий - из центра.
Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.
Слайд 15

ЗАМКНУТАЯ СХЕМА. Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая,

ЗАМКНУТАЯ СХЕМА.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая,

статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимо решение.
Слайд 16

Схемы простых композиций (по А. Кищук). Взято отсюда: http://landscape.totalarch.com/composition_landscape_paintings

Схемы простых композиций (по А. Кищук). Взято отсюда: http://landscape.totalarch.com/composition_landscape_paintings

Слайд 17

Слайд 18

ТОНОВАЯ СХЕМА. Темный цвет как стабильность и светлый как активность происходящего.

ТОНОВАЯ СХЕМА.

Темный цвет как стабильность и светлый как активность происходящего.

Ритм светлых пятен прямо-таки тянет в яму.
Слайд 19

ТОЧКА И НЕСКОЛЬКО ЛИНИЙ ДАЮТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ КОМПОЗИЦИИ. Можно представить, что

ТОЧКА И НЕСКОЛЬКО ЛИНИЙ ДАЮТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ КОМПОЗИЦИИ.  

Можно представить, что

на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая - пейзаж.
Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций
Слайд 20

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ НА ОСНОВЕ ЛИНИЙ И ФИГУР, УРАВНОВЕШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ (ВЗЯТО ИЗ "CREATIVE ILLUSTRATION" ANDREW LOOMIS)

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ НА ОСНОВЕ ЛИНИЙ И ФИГУР, УРАВНОВЕШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ (ВЗЯТО ИЗ

"CREATIVE ILLUSTRATION" ANDREW LOOMIS)
Слайд 21

ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы

ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ.

Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только

мысленно.

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Слайд 22

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо

выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины. Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.