Кукла в народной культуре России

Содержание

Слайд 2

Презентация, составленная на основе публикаций журнала «Народное творчество» (2004-2008) из фондов


Презентация, составленная на основе публикаций журнала «Народное творчество» (2004-2008) из

фондов библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске (ШП), знакомит с традиционными тряпичными куклами из разных регионов России. Она адресована студентам вузов, школьным учителям и всем, кому интересны проблемы изучения народной культуры.
Материалы могут быть использованы для проведения
уроков гуманитарного цикла в школе, организации
внеурочной и проектной деятельности школьников.
Составитель: Е.В. Васильева biblioussdvfu@bk.ru
Рецензент: канд. полит. наук, доцент Г.В. Довгаль
Слайд 3

АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА // НАРОДНОЕ


АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2005. – № 3. – С. 30-33.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
КОЛЯДА – обрядовая рождественская кукла из соломы. Ее украшали узелками с подарками.
КОЗА – это небольшая кукла из лыка и лоскутков ткани на крестовине. Рога заплетали в косы, на шею вешали колокольчик.
МЕЛАНКА – кукла-невеста в нарядном платье и фате. Связана с рождественским обрядом (участники рядились в Василия и Меланью), символизирующим брачную церемонию.
Описана технология изготовления кукол на уроках труда.
Слайд 4

АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА // НАРОДНОЕ


АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2005. – № 3. – С. 30-33.
КУКЛЫ ОБРЯДОВЫЕ И ОБЕРЕГИ
МОКРЕДИНА или ШЕСТИРУЧНЦА – это обрядовая кукла-закрутка, которая изображала крестьянку, работающую во время дождя. На лице куклы рисовали кружочки, похожие на капли.
НЕВЕСТА – свадебная кукла-оберег из камыша. Символизировала прощание девушки с детством. За несколько дней до свадьбы куклу вывешивали на плетень, а в день свадьбы – на жертвенник для подарков.
ДЕНЬ-НОЧЬ (1) – оберег в виде двух связанных вместе кукол из белой и синей ткани. Изготавливалась под Новый год.
Слайд 5

АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА // НАРОДНОЕ


АГАЕВА, И. КУКЛЫ РОССИИ В «ОРЛЁНКЕ» / И. АГАЕВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2005. – № 3. – С. 30-33.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
ДЕНЬ-НОЧЬ (2) – двуликая игровая кукла-перевертыш из двух лоскутков ткани: светлого и темного.
КУБАНСКАЯ КУЛЁМА – игровая кукла «на курьих ножках» (палочках-рогатках). Эта шуточная кукла изображала модницу.
УЗЕЛКОВАЯ КУКЛА – игровая тряпичная кукла, изготовленная из ткани и перевязанная нитками. Наряд куклы состоял из цветного платья, передника и платочка.
Описана технология изготовления кукол на уроках труда.
Слайд 6

АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА», «КОЗА» / И. АГАЕВА


АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА», «КОЗА» / И.

АГАЕВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 1. – С. 40-43.
ДОМАШНЯЯ МАСЛЕНИЦА – это небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. В Тульской губернии ее называли дочкой Масленицы (большой) или сестрой. Она считалась оберегом жилища, символом достатка семьи и здорового потомства.
Коза была обязательной участницей обряда колядования. Кукла КОЗА выполняла такие же функции, что и ряженый в козу колядовщик. Яркое платье и тулуп куклы украшали символическими предметами (монетки, подковы и др.)
Описана технология изготовления кукол на уроках труда.
Слайд 7

АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ТУЛЬСКИЙ МАСТЕРОВОЙ», «БАБОЧКА» / И. АГАЕВА


АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ТУЛЬСКИЙ МАСТЕРОВОЙ», «БАБОЧКА» / И.

АГАЕВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 2. – С. 30-31.
(1) ТУЛЬСКИЙ МАСТЕРОВОЙ – двуликая кукла «мальчик-дедушка». С одной стороны находится лицо мальчика-мастерового, а с другой стороны – зрелого мастера с бородой. Оба персонажа в рабочих фартуках.
(2) БАБОЧКА – игровая кукла для мальчиков и девочек из однотонной ткани, которую подвешивали над колыбелью.
Описана технология изготовления кукол на уроках труда.

1.

2.

1.

2.

Слайд 8

АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «НЕРАЗЛУЧНИКИ», «ОТДАРОК ЗА ПОДАРОК», «КУВАТКИ», «ЛОШАДКА»


АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «НЕРАЗЛУЧНИКИ», «ОТДАРОК ЗА ПОДАРОК», «КУВАТКИ»,

«ЛОШАДКА» / И. АГАЕВА, О. АГАПОВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 3. – С. 42-43.
Свадебных кукол НЕРАЗЛУЧНИКОВ делали в из белой ткани и контрастных по цвету ниток в подарок молодоженам.
ОТДАРОК ЗА ПОДАРОК - простая тряпичная кукла, которой деревенские дети с раннего возраста благодарили своих родителей.
КУВАТКИ (на слайде) – разноцветные тряпичные куклы, которые подвешивали над колыбелью для развлечения малыша и как оберег.
ЛОШАДКА (на слайде) – кукла из лыка, перевязанного бечевой или нитками. Ее использовали как игрушку или вешали на стену.
Слайд 9

АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ПЕРЕВЁРТЫШ», «СУДАРУШКА», «ДЕНЬ И НОЧЬ» /


АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «ПЕРЕВЁРТЫШ», «СУДАРУШКА», «ДЕНЬ И НОЧЬ»

/ И. АГАЕВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 5. – С. 29-31.
ДЕНЬ И НОЧЬ (на слайде) – двойная тряпичная кукла, бытовавшая в Тульской губернии как оберег. Ее ежедневно поворачивали то светлой, то тёмной стороной в зависимости от времени суток.
ПЕРЕВЁРТЫШ – двуликая кукла «девушка-женщина». У нее две головы и четыре руки. Когда видна одна часть куклы, то другая скрыта под юбкой.
Описан порядок изготовления кукол на уроках труда.
СУДАРУШКА (на слайде) – кукла-закрутка, которая изготавливалась без шитья. Кукла одета в костюм замужней женщины.
Слайд 10

АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «КОЛОКОЛЬЧИК» / И. АГАЕВА // НАРОДНОЕ


АГАЕВА, И. КУКЛЫ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: «КОЛОКОЛЬЧИК» / И. АГАЕВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2007. – № 4. – С. 21.
КОЛОКОЛЬЧИК (Кукла добрых вестей) – это тряпичная кукла-закрутка, изготовленная из нескольких слоев ткани без использования иглы. Она была распространена в Тульской и Рязанской губерниях. Куклу дарили детям на именины, в день рождения, на Новый год и новоселье.
Описан порядок изготовления кукол на уроках труда.
Слайд 11

АГАЕВА, И. КУКЛЫ: «ДОМОВЕНОК КУЗЬКА», «КРАСОТА», «РУССКИЙ ВОИН» / И. АГАЕВА


АГАЕВА, И. КУКЛЫ: «ДОМОВЕНОК КУЗЬКА», «КРАСОТА», «РУССКИЙ ВОИН» / И.

АГАЕВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2005. – № 5. – С. 40-42.
Кукла КРАСОТА (на слайде) бытовала в селе Мещерино Тульской губернии. Невесты делали такую куклу перед свадьбой, украшая вышивкой, кружевом и др. Кукла выставлялась на стол вместе со свадебным караваем. По ее наряду судили о мастерстве молодой хозяйки. После свадьбы КРАСОТУ хранили в семье как оберег.
Авторская кукла ДОМОВЕНОК КУЗЬКА – персонаж сказки тульской писательницы Т. И. Александровой «Кузька» (1977). Изготовлена на основе куклы из лыка.
Авторская кукла РУССКИЙ ВОИН выполнена в традиционной технике без шитья иглой. Это лыковая кукла в плаще-накидке с застежкой(фибулой).
Слайд 12

БАННИКОВ, В. РАЗНОЛИКАЯ КУКЛА АКАНЬ / В. БАННИКОВ, А. ВАРАКОВА, Т.


БАННИКОВ, В. РАЗНОЛИКАЯ КУКЛА АКАНЬ / В. БАННИКОВ, А. ВАРАКОВА,

Т. СТЕКСОВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2007. – № 4. – С. 22-25.
АКАНЬ – это тряпичная кукла с головой из клюва птицы у коренных народов Тюменской области. Образ водоплавающей птицы является основным в мифологии народов Севера. Он символизирует плодородие и женское начало у коми, манси, хантов, ненцев. АКАНЬ использовалась как оберег, и была игровой куклой для девочек.
Описана технология изготовления кукол на уроках по декоративно-прикладному творчеству угорских народов.
Слайд 13

ВЛАДИМИРОВА, Т. КУКОЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В УГЛИЧЕ / Т. ВЛАДИМИРОВА // НАРОДНОЕ


ВЛАДИМИРОВА, Т. КУКОЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В УГЛИЧЕ / Т. ВЛАДИМИРОВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 2. – С. 8-9.
В Угличе шьют кукол в этнографически точных нарядах различных губерний России. Этот молодой промысел возник в 90-е годы ХХ века, но он опирается на народные традиции изготовления тряпичной куклы. Угличские куклы выполнены вручную. Их отличает обилие деталей костюма и тщательность отделки. Часто кукольная одежда расшита бисером, дополнена серьгами и бусами.
Слайд 14

ДЕНИСОВА, Н. А. «АЛЁНУШКИНЫ» КУКЛЫ / Н. А. ДЕНИСОВА // НАРОДНОЕ


ДЕНИСОВА, Н. А. «АЛЁНУШКИНЫ» КУКЛЫ / Н. А. ДЕНИСОВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 6. – С. 43-45.
В крестьянских семьях родители обучали детей делать тряпичных кукол для игр и развлечений с самого раннего детства. Современные школьники могут приобрести эти умения на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.
Педагог Н. А. Денисова (г. Саров) делится своим опытом изготовления простых моделей безликих тряпичных кукол, представляет поэтапное описание работы.
Слайд 15

ДУМЕНКО, О. КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА / О. ДУМЕНКО // НАРОДНОЕ


ДУМЕНКО, О. КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА / О. ДУМЕНКО //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 3. – С. 42-43.
(1) ПОКОСНИЦА. Куклу делали для девочек из соломы и кусочков ткани во время летней страды прямо в поле. Назначение такой куклы – занять и развлечь ребенка.
(2) СТОЛБИК – игровая кукла. Для ее изготовления скатывали ткань в валик и перевязывали нитками.
Описана
технология изготовления
кукол на уроках труда.

1.

2.

Слайд 16

ЖУЛАЕВА, Н. В. КУКЛА-БЕРЕГИНЯ / Н. В. ЖУЛАЕВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.


ЖУЛАЕВА, Н. В. КУКЛА-БЕРЕГИНЯ / Н. В. ЖУЛАЕВА // НАРОДНОЕ

ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 4. – С. 22-23.
БЕРЕГИНЯ - это традиционная тряпичная кукла без лица, которая оберегала деревенский дом и очаг от невзгод. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери.
О том, как сделать куклу, рассказывает методист Центра развития детского и юношеского творчества г. Шелехова.
Слайд 17

САХАРОВА, М. И. ЗОЛЬНАЯ КУКЛА / М. И. САХАРОВА // НАРОДНОЕ


САХАРОВА, М. И. ЗОЛЬНАЯ КУКЛА / М. И. САХАРОВА //

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2004. – № 5. – С. 34-36.
Зола играла важную роль в обрядах славянских народов. Она символизировала домашний родовой очаг. Узелок с золой служит головой ЗОЛЬНОЙ КУКЛЫ, которую дарили на свадьбу как залог продолжения жизни и умножения потомства. Куклу наряжали в платье и передник, тоже имевшие символическое значение. Поперечные полоски на переднике называли просьбами женщины к Богу (о количестве детей).
Описан порядок изготовления кукол на уроках труда.
Слайд 18

ФИЛЕВА, Н. КУКЛЫ ЕЛЕНЫ ДИКОВОЙ / Н. ФИЛЕВА, Е. ЛУБЕНЦОВА, Е.


ФИЛЕВА, Н. КУКЛЫ ЕЛЕНЫ ДИКОВОЙ / Н. ФИЛЕВА, Е. ЛУБЕНЦОВА,

Е. ДИКОВА // НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2008. – № 2. – С. 34-36.
Авторские куклы Елены Диковой изготовлены на основе традиционной куклы-столбушки. Они одеты в народные костюмы Архангельской губернии. Кукольная одежда шьется из набивных тканей. Рисунок набойки, который художница создает вручную для каждой куклы, воспроизводит кубовую набойку каргопольских крестьян и соответствует пропорциям игрушки.
Слайд 19

ЧЕРНЕЦОВА, Е. Е. КОЛЛЕКЦИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА» / Е. Е. ЧЕРНЕЦОВА //


ЧЕРНЕЦОВА, Е. Е. КОЛЛЕКЦИЯ «ВРЕМЕНА ГОДА» / Е. Е. ЧЕРНЕЦОВА

// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. – 2005. – № 3. – С. 34-35.
Оригинальные авторские куклы «ВРЕМЕНА ГОДА» созданы на основе знаний о славянской языческой культуре. Коллекция состоит из четырех кукол, символизирующих Ладу, Кострому, Овсеня и Морену. Куклы на крестовине изготовлены из натуральных материалов: соломы, лыка, камыша, овечьей шерсти. Для украшения используется тесьма, ленты, бусы и мелкие предметы-символы (шишки, орехи и др.).