Культура и искусство XVII века

Содержание

Слайд 2

ФЛАНДРИЯ XVII век

ФЛАНДРИЯ

XVII век

Слайд 3

Фландрия (букв. - «низменное болото») – историческая область на территории современных

Фландрия (букв. - «низменное болото») – историческая область на территории современных Франции, Бельгии,

Нидерландов.
В конце 16 в. Фландрия (Южная часть Нидерландов, теперешняя Бельгия) -  оказалась под властью Испании.
Северная часть Нидерландов (Голландия) приобрела независимость.
Антииспанская борьба - под флагом  кальвинизма.
Жан Кальви́н (1509-1564) – французский богослов, реформатор церкви; основная идея - верховная власть Бога во всём.
Попытки испанского короля  Филиппа II централизовать государство привели к восстанию.
В 1581 г. под предводительством Вильгельма Оранского I страна стала независимой.
В годы Восьмидесятилетней войны (1568-1648) начался золотой век Нидерландской культуры, который длился весь 17 век.
Слайд 4

Подъём национального сознания - особый «дух Фландрии». Своеобразные формы народной праздничной

Подъём национального сознания - особый «дух Фландрии».
Своеобразные формы народной праздничной

культуры:
-культ плодородной могучей Природы;
-массовые карнавалы;
-празднества Бобового короля.
Слайд 5

Нидерландская школа Религиозная тематика живописи. Развитие светской живописи: -мифологические сюжеты; -парадные

Нидерландская школа
Религиозная тематика живописи.
Развитие светской живописи:
-мифологические сюжеты;
-парадные портреты;
-изображения охот;
-натюрморты.


Проникновение итальянских традиций – маньеризма и караваджизма.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Ван Дейк (1599-1646)
Якоб Йорданс (1593-1678)
Франс Снейдерс (1579-1657)
Слайд 6

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Автопортрет. 1623 Питер Пауль РУБЕНС (1577-1640)

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Автопортрет.
1623

Питер Пауль РУБЕНС (1577-1640)
крупнейший живописец Фландрии,
глава

фламандской живописной школы.
Характерные черты:
Воплощение национального идеала красоты.
Особый тип фламандской красоты.
Пышная, щедрая, буйная праздничность стиля.
Прославление стихийных сил природы.
Телесная, чувственная, «языческая» красота и мощь образов.
Особая концепция природы – героической и величавой.
Архитектурные и пейзажные фоны.
Пафос широких движений.
Характерный мотив «усилий», борьбы, «кипучее брожение материи» (Н.А.Дмитриева).
Рубенсовские «путти».
Эффекты контрастов.
Принцип диагональной композиции.
Изысканная техника.
Слайд 7

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Автопортрет с Изабеллой Брандт 1609 (по

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Автопортрет с Изабеллой Брандт 1609
(по случаю бракосочетания)
Масло,

холст
1610
Старая пинакотека
Мюнхен
Слайд 8

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Дочь Клара

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Дочь Клара

Слайд 9

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Портрет Николаса 1621 Вена

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Портрет Николаса
1621
Вена

Слайд 10

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы (? посмертный

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Портрет камеристки инфанты Изабеллы
(? посмертный портрет

старшей дочери - Клары) 
Выполнена маслом на дереве.
Слайд 11

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Елена Фоурман с детьми Лувр, Париж

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Елена Фоурман с детьми
Лувр, Париж

Слайд 12

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Портрет Сусанны Фоурмен (Соломенная шляпка) Лондонская национальная галерея

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Портрет Сусанны Фоурмен
(Соломенная шляпка)
Лондонская национальная галерея

Слайд 13

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Шубка (Елена Фоурман) Музей истории искусств Вена

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Шубка (Елена Фоурман)
Музей истории искусств
Вена

Слайд 14

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Персей и Андромеда Эрмитаж Андромеда –

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Персей и Андромеда
Эрмитаж
Андромеда – дочь

Кассиопеи и эфиопского царя Кефея.
За то, что Кассиопея похвалилась своей красотой, Кефей должен был принести Андромеду в жертву чудовищу.
Ее приковали к скале.
Но Персей влюбился в нее и спас, убив чудовище тем же мечом, что и Медузу Горгону (по другой версии – показав чудовищу голову Медузы)
Слайд 15

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Союз Земли и Воды Эрмитаж

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Союз Земли и Воды
Эрмитаж

Слайд 16

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Возвращение Дианы с охоты, 1605 Дрезденская

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Возвращение Дианы с охоты, 1605
Дрезденская галерея
Фрукты и

животные написаны Франсом Снайдерсом
Слайд 17

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Голова Медузы Горгоны, 1617 Музей истории искусств, Вена

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Голова Медузы Горгоны, 1617
Музей истории искусств, Вена

Слайд 18

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Даная Музей Ринглинга Сарасота Даная –

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Даная
Музей
Ринглинга Сарасота
Даная – дочь царя древнего

города Аргоса - Акрисия.
Царю было пророчество, что он умрет от сына Данаи.
Он заключил ее в башню (подземелье).
Однако Зевс проник к Данае в виде золотого дождя.
Даная родила сына  Персея
(победитель Медузы Горгоны, спаситель Андромеды) 
Слайд 19

П.Рубенс Вакханалия,1615 Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

П.Рубенс
Вакханалия,1615
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва 

Слайд 20

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Вакханалия

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Вакханалия

Слайд 21

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Пьяный Силен 1617 Мюнхен Силен –

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Пьяный Силен
1617
Мюнхен
Силен – один из сельских богов,

веселый, часто пьяный старик, но мудрый и обладающий даром пророчества
Слайд 22

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640). Суд Париса, 1638 Богиня раздора Эрида

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640). Суд Париса, 1638
Богиня раздора Эрида подбросила

на пиру яблоко с надписью «Прекраснейшей».
Между Герой, Афиной и Афродитой возник спор, который должен был разрешить Парис (сын царя Трои).Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина — военные победы и славу. Афродита – любовь любой женщины, которую он выберет и описала Елену (дочь Зевса и Леды, жена Менелая). Парис отдал яблоко Афродите. Парис похитил Елену, что привело к Троянской войне. Парис стал любимцем Афродиты, и она во всём помогала ему.
Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев.
Слайд 23

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Три грации 1635

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Три грации
1635

Слайд 24

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Туалет Венеры 1608 Собрание Тиссен-Борнемиса

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Туалет Венеры
1608
Собрание Тиссен-Борнемиса

Слайд 25

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Самсон и Далила 1609 Персонажи Ветхого Завета

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Самсон и Далила
1609
Персонажи Ветхого Завета

Слайд 26

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Мадонна с младенцем в окружении ангелов

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Мадонна с младенцем в окружении ангелов

Слайд 27

Собор Антверпенской Богоматери В интерьер собора входят лучшие работы Рубенса: монументальные

Собор Антверпенской Богоматери
В интерьер собора входят лучшие работы Рубенса: монументальные полотна

«Воздвижение Креста Господня»
«Успение Пресвятой Девы Марии»
«Воскрешение Христа».
Они были написаны специально для Антверпенского собора.
Особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно «Снятие с креста» Написано в 1612г. после возвращения Рубенса из Италии
Слайд 28

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Воздвижение Креста Господня 1610 Картина является

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Воздвижение Креста Господня
1610
Картина является большим алтарным образом

Собора Антверпенской Богоматери.
Антверпен, Бельгия
Триптих. Дерево, масло; Размеры: 4,60 м х 3,40 м для центральной панели и 4,60 м х 1,50 м для боковых панелей.
Композиция была написана для главного алтаря древней церкви Св. Вольбурга.
Передана собору в 1816 г.
Слайд 29

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Снятие с креста Картина является большим

Питер Пауль Рубенс
(1577 -1640)
Снятие с креста
Картина является большим вторым алтарным

образом Собора Антверпенской Богоматери.
Антверпен, Бельгия
Слайд 30

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Охота на гиппопотама, 1618

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Охота на гиппопотама, 1618

Слайд 31

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Охота на львов, 1621 Мюнхен

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Охота на львов, 1621
Мюнхен

Слайд 32

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640) Охота на тигров, 1616 Ренн

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640)
Охота на тигров, 1616
Ренн

Слайд 33

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640), Франс Снейдерс (1579-1657) Лев и мышь

Питер Пауль Рубенс (1577 -1640), Франс Снейдерс (1579-1657)
Лев и мышь
Л.Н.Толстой.

Басня «Лев и Мышь»
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.
Слайд 34

Галерея Медичи — серия живописных полотен, описывающих жизнь королевы-регента (правитель, который

Галерея Медичи — серия живописных полотен, описывающих жизнь королевы-регента (правитель, который правит

страной при малолетнем государе) Франции Марии Медичи, заказанных самой правительницей в  1622 г. для украшения её Люксембургского дворца в  Париже.
Слайд 35

Питер Пауль Рубенс Прибытие в Марсель Одна из самых известных картин

Питер Пауль Рубенс
Прибытие в Марсель
Одна из самых известных картин серии
Изображает

прибытие Марии Медичи 3 ноября 1600 года в Марсель
На переднем плане – фигуры Нереид Слева от Нереид —Посейдон с тритонами.
Встречают Марию:
Франция – в плаще, украшенном лилиями французской монархии
Марсель - (во французском языке город Марсель женского рода),
Мария сходит с богато украшенного гербами корабля семьи Медичи.
Над королевой изображена  Фама - богиня молвы и славы, летящая сообщить королю новость о прибытии его супруги 
Слайд 36

Ван Дейк (1599-1646) Один их крупнейших художников Фландрии Создатель официального парадного

Ван Дейк (1599-1646)
Один их крупнейших художников Фландрии
Создатель официального парадного портрета.
Портретные жанровые

формы: парадный;
«аристократический»; «интеллектуальный».
Характерные черты:
изысканный аристократизм стиля;
мастерские детали:
руки, фактура ткани, декор.
Автопортрет
Слайд 37

Ван Дейк (1599-1646) Автопортрет Один из лучших портретов Ван Дейка «Жемчужина»эрмитажного

Ван Дейк (1599-1646)
Автопортрет
Один из лучших портретов Ван Дейка
«Жемчужина»эрмитажного собрания
Ван Дейка называли

«баловнем судьбы».
В облике изящного молодого человека отображено характерное для эпохи представление о художнике как артисте, причастном к миру гармонии и красоты.
Слайд 38

Ван Дейк (1599-1646). Коронование терновым венцом 1620

Ван Дейк (1599-1646).
Коронование терновым венцом
1620

Слайд 39

Ван Дейк (1599-1646) Портрет Франса Снейдерса с женой 1631?

Ван Дейк (1599-1646)
Портрет Франса Снейдерса с женой
1631?

Слайд 40

Ван Дейк (1599-1646) Портрет короля Англии Карла I верхом на коне 1635

Ван Дейк (1599-1646)
Портрет короля Англии Карла I верхом на коне
1635

Слайд 41

Ван Дейк (1599-1646) Мария-Луиза де Тассис 1630

Ван Дейк (1599-1646)
Мария-Луиза де Тассис
1630

Слайд 42

Якоб Йорданс (1593-1678). «Король» фламандского бытового жанра. Излюбленные сюжеты («король пьет»).

Якоб Йорданс (1593-1678).
«Король» фламандского бытового жанра.
Излюбленные сюжеты («король пьет»).


Жизнерадостная праздничность стиля.
Влияние караваджизма.
Автопортрет Йорданса
из "Семейного портрета".
Около 1615.
Слайд 43

Якоб Йорданс (1593-1678) Аллегория Изобилия 1618-1628

Якоб Йорданс (1593-1678)
Аллегория Изобилия
1618-1628

Слайд 44

Якоб Йорданс (1593-1678) Семейный портрет 1621

Якоб Йорданс (1593-1678)
Семейный портрет
1621

Слайд 45

Якоб Йорданс (1593-1678) Пьющий король 1630-е годы. Королевский музей, Брюссель.

Якоб Йорданс (1593-1678)
Пьющий король
1630-е годы. Королевский музей, Брюссель.

Слайд 46

Якоб Йорданс (1593-1678) Бобовый король , 1638

Якоб Йорданс (1593-1678)
Бобовый король , 1638

Слайд 47

Якоб Йорданс (1593-1678). Бобовый король, 1655 Традиционный нидерландский праздник (6 января)

Якоб Йорданс (1593-1678). Бобовый король, 1655
Традиционный нидерландский праздник (6 января) «трех

волхвов» или «трех королей» . В пирог запекали боб – символ путеводной звезды, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевали корону, он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных». Когда король поднимал очередной бокал вина, хором восклицали «Король пьет!».
Слайд 48

Франс Снейдерс (1579-1657). Эстетика и поэтика декоративной природы. Роскошь и обилие

Франс Снейдерс (1579-1657).
Эстетика и поэтика декоративной природы.
Роскошь и

обилие природных даров.
Декоративный монументализм.
Серия «лавок».
Слайд 49

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Рыбная лавка

Франс Снейдерс
(1579 - 1657) Рыбная лавка

Слайд 50

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Торговец дичью

Франс Снейдерс
(1579 - 1657) Торговец дичью

Слайд 51

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Рыбный рынок

Франс Снейдерс (1579 - 1657)
Рыбный рынок

Слайд 52

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Рыбная лавка 1620г, холст, масло, 209.5x341 cм . Эрмитаж, Санкт-Петербург

Франс Снейдерс
(1579 - 1657) Рыбная лавка
1620г, холст, масло, 209.5x341

cм . Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слайд 53

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Кухонный натюрморт 1605-10 г, дерево, масло,

Франс Снейдерс
(1579 - 1657) Кухонный натюрморт
1605-10 г, дерево, масло, 138

x 246 cм. Частная коллекция
Слайд 54

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Мясная лавка . 1630-е г, холст,

Франс Снейдерс (1579 - 1657)
Мясная лавка . 1630-е г, холст,

масло, 135 х 210 см. Москва. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Слайд 55

Франс Снейдерс (1579 - 1657) Натюрморт с дичью (1614)

Франс Снейдерс (1579 - 1657)
Натюрморт с дичью (1614)

Слайд 56

Снейдерс Франс (1579 - 1657) Натюрморт со служанкой и мальчиком Музей Гетти

Снейдерс Франс (1579 - 1657)  Натюрморт со служанкой и мальчиком Музей Гетти 

Слайд 57

Снейдерс Франс (1579 - 1657) Фруктовая лавка Эрмитаж

Снейдерс Франс (1579 - 1657)
Фруктовая лавка
Эрмитаж 

Слайд 58

Снейдерс Франс (1579 - 1657) Овощная лавка Эрмитаж

Снейдерс Франс (1579 - 1657)
Овощная лавка
Эрмитаж