Культура России XVII века

Содержание

Слайд 2

Основные черты: многие жанры продолжают существовать, но меняется их содержание; секуляризация

Основные черты:
многие жанры продолжают существовать, но меняется их содержание;
секуляризация (обмирщение)

культуры;
гуманизация (усиливается интерес к человеку);
Слайд 3

Письменность. Грамотность. появляется новый стиль письма — скоропись С 1621 г. выходит рукописная газета «Куранты»

Письменность. Грамотность.

появляется новый стиль письма — скоропись
С 1621 г. выходит рукописная

газета «Куранты»
Слайд 4

Появляются первые учебники: «Грамматики Словенские Правила Синтагма» Мелентий Смотрицкий, г. Вильно

Появляются первые учебники:
«Грамматики Словенские Правила Синтагма»
Мелентий Смотрицкий, г. Вильно включала:
орфографию
этимологию
синтаксис
просодию;
Отражает специфические

особенности церковнославянского языка;
Установил систему падежей, спряжение глаголов, основы метрического стиха.
Слайд 5

ЛИТЕРАТУРА Летописные своды: Официальные своды Патриарший свод Провинциальные летописи Местные летописные

ЛИТЕРАТУРА

Летописные своды:
Официальные своды
Патриарший свод
Провинциальные летописи
Местные летописные своды
Фамильные летописцы
Временник дьяка Тимофеева,
1620-е гг.,

осуждал Ивана Грозного, Годунова и Шуйского, непротивление бояр Годунову
Сказание келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицина,
о событиях смутного времеми.
Синопсис, первый учебник истории.
Слайд 6

Развивается новый жанр в литературе — повесть (историческая, сатирическая) Повесть об

Развивается новый жанр в литературе — повесть (историческая, сатирическая)

Повесть об Азовском

сидении донских казаков, написана в форме донесения, автор Федор Порошин.
Повесть о Горе-злосчастии, как горе-злосчастие довело молодца во иноческий чин
Повесть о Ерше Ершовиче, В мори перед болшими рыбами сказание о Ерше о Ершове сыне, о щетине о ябеднике, о воре о разбойнике, о лихом человеке, как с ним тягалися рыбы Лещ да Головль, крестьяня ростовского уезду, пародия на русское судопроизводство
Калязинская челобитная, Список с челобитные, какова подана в 185(1677) году Калязина манастыря от крылошан на архимандрита Гавриила в его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону архиепископу Тверскому и Кашинскому
Слайд 7

Юрий Крижанич 1617 — 1683, хорватский богослов, философ, писатель. Прибыл в

Юрий Крижанич

1617 — 1683, хорватский богослов, философ, писатель. Прибыл в Москву

в 1659 г., обвинен в поддержке униатов, ссылка в Тобольск. Труды «Политика», «О Божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «Грамматическое изыскаие о русском языке».
Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность.

«Всем единоплеменным народам глава — народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское.

Слайд 8

Симеон Полоцкий 1629 — 1680, Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович. Родился в 1629

Симеон Полоцкий

1629 — 1680, Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович. Родился в 1629 году

в Полоцке (входил в Великое княжество Литовское). Учился в Киево-Могилянской коллегии. В 1664 он отправился в Москву. Царь поручил ему обучать молодых подьячих. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича.
Семеон Полоцкий — один из первых русских поэтов, автор силлабических виршей на церковнославянском и польском языках
Слайд 9

Архитектура Развивается деревянное зодчество. Для него характерны декоративность, многообъемность. Дворец царя

Архитектура

Развивается деревянное зодчество. Для него характерны декоративность, многообъемность.
Дворец царя Алексея Михайловича

в Коломенском, 1650
Церковь Преображения Господня, 1714, остров Кижи
Це́рковь Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы
в селе Анхимово (Вытегорский Погост),
1706
Слайд 10

Теремной дворец в Кремле 1635—1636, Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков

Теремной дворец в Кремле

1635—1636,
Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков

Слайд 11

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1628 г. Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках, 1652 г.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1628 г. Це́рковь Рождества́ Богоро́дицы в Пути́нках, 1652

г.
Слайд 12

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках , 1621 - 1651 г.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках , 1621 - 1651 г. Храм

Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, 1635 г.
Слайд 13

Живопись Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626 - 1686, Москва), В 22

Живопись

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков (1626 - 1686, Москва), В 22 года

принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, расписывать знамёна, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Писал образа для двора, церквей и частных лиц. Образовал школу иконописцев.
«Спас Нерукотворный», «Древо государства российского»