Культурное пространство империи во второй половине XIX века. Художественная культура народов России

Содержание

Слайд 2

Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в

Федотов Павел Андреевич

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положившийначало критического

реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, по-гоголевски высмеивая человеческие пороки и недостатки.
Слайд 3

«Свежий кавалер» 1848 «Все холера виновата» 1848

«Свежий кавалер» 1848

«Все холера виновата» 1848

Слайд 4

Василий Васильевич Верещагин Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник, большой

Василий Васильевич Верещагин

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) знаменитый русский художник, большой

мастер батальной сцены. Родился 26 октября 1842 года, в семье помещика.
Слайд 5

«Апофеоз войны» 1871

«Апофеоз войны» 1871

Слайд 6

«Наполеон I на Бородинских высотах» 1897 «Японка» 1903

«Наполеон I на Бородинских высотах» 1897

«Японка» 1903

Слайд 7

Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис .В отличие от

Скульптура во второй половине XIX века переживает кризис .В отличие от

первой половины девятнадцатого века с его стилем строгого классицизма, во второй половине девятнадцатого века в произведениях станковой скульптуры появились жанровые и бытовые сцены народной жизни, стало больше деталей и подробностей. 
Слайд 8

МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ (1843–1902) Наиболее известным из мастеров этого времени был

МАРК МАТВЕЕВИЧ АНТОКОЛЬСКИЙ (1843–1902)

Наиболее известным из мастеров этого времени был М.

М. Антокольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. изображением "монументальных личностей": "Иван Грозный" 1870), "Петр I" (1872), "Ермак" (1891), "Христос" (1874), "Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883) - таковы главные произведения скульптора, сами названия которых достаточно красноречиво свидетельствуют о склонности к историческим
Слайд 9

«Иван Грозный» «Петр I» «Ермак»

«Иван Грозный»

«Петр I»

«Ермак»

Слайд 10

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ Также важным событием в культурной жизни страны стало

ОПЕКУШИН, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Также важным событием в культурной жизни страны стало открытие

в 1880 году памятника А. С. Пушкину в Москве, который был установлен на народные пожертвования. Автором памятника был скульптор А. М. Опекушин.
Слайд 11

МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался

МИХАИЛ ОСИПОВИЧ МИКЕШИН

Кризис монументализма в искусстве второй половины века казался и

на развитии монументальной скульптуры. Скульптура, конечно, не исчезает вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М.О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873).
Слайд 12

«Тысячелетие России» «Екатерина II»

«Тысячелетие России»

«Екатерина II»

Слайд 13

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма

На развитии архитектуры второй половины XIX века отразилось развитие российского капитализма

после реформы 1861 года. Появлению новых типов архитектурных сооружений того времени — вокзалов, крытых рынков, доходных домов, больниц, школ - способствовало развитие промышленности, увеличение торговли, рост производительных сил.  Русский классицизм в XIX веке уступает место эклетике или историзму. Новый стиль состоял в подражании готике, барокко, ренессансу и древнерусскому искусству.  
Слайд 14

Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов : М.Е. Месмахера (Архив

Примером господства эклектики могут служить здания архитекторов : М.Е. Месмахера (Архив

государственного совета в Петербурге)и Балтийский вокзал архитектора А. И Кракау.
Слайд 15

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (1890-1893 гг.) А.Н. ПОМЕРАНЦЕВ

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (1890-1893 гг.) А.Н.

ПОМЕРАНЦЕВ
Слайд 16

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)

ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ (интерьер)

Слайд 17

А. А. Семенова и О. В. Шервуда Исторический музей в Москве (1875-1881 гг.)

А. А. Семенова и О. В. Шервуда Исторический музей в Москве (1875-1881 гг.)

Слайд 18

А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)

А. А. Парланда Храм Спаса на крови в Петербурге (1883-1907 гг.)

Слайд 19

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль) . В моду вошли

Широкое распространение получил неорусский (или псевдорусский стиль) . В моду вошли

шатровые завершения, башенки, фигурные наличники. Особенности архитектуры того времени: инженерное искусство, поиск прочных, но при этом дешёвых материалов. Также собой страницей русской архитектуры XIX в. стали многоэтажные дома.
Слайд 20

АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX В. ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ –

АРХИТЕКТУРА и СКУЛЬПТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX В.


ПСЕВДОРУССКИЙ (РОПЕТОВСКИЙ) СТИЛЬ – это течение

в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

И.Ропета  «Терем» в Абрамцеве 
под Москвой (1873) 

Слайд 21

Музыка: Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства.

Музыка:

Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Его

символом стало творчество «Могучей кучки» - содружества пяти выдающихся русских композиторов: М. А. Балакирева , М. П. Мусорского, Ц. А. Кюи, А. П. Бородина, Н. А. Римского- Корсакова.
Слайд 22

Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством

Русское музыкальное искусство конца XIX — начала XX в. представлено творчеством

различных поколений. В 1880 — 1890-е годы еще интенсивно сочиняет Чайковский, который к началу 1890-х годов стал автором таких выдающихся творений, как Пятая (1888) и Шестая симфонии (1893), балеты «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), оперы «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891)..
Слайд 23

До 1908 г. неутомимо продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков, чутко откликаясь на

До 1908 г. неутомимо продолжает композиторскую деятельность Римский-Корсаков, чутко откликаясь на запросы времени.

В своих последних операх-сказках «Кащей Бессмертный» (1901) и «Золотой петушок» (1907) он выступает со злой сатирой на самодержавие. К середине 1890-х годов достигает полной зрелости творчество их учеников, младших соратников и последователей — Глазунова, Лядова, Танеева, Аренского, Калинникова. В годы, предшествующие первой русской революции, расцветает творчество выдающихся композиторов XX в. — Скрябина и Рахманинова. Наконец, в предоктябрьское десятилетие уже становятся известными имена Стравинского, Прокофьева, Мясковского.
Слайд 24

Театр: Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал

Театр:

Появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского, который создал около

полусотни пьес («Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Волки овцы» и др.).
Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись»
Слайд 25

Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся Василий Сергеевич

Свой вклад в отечественную музыку внес и рано скончавшийся Василий Сергеевич Калинников (1866

— 1901). Его Первая симфония (1895) до сих пор покоряет необыкновенной свежестью, русской распевностью, глубоким ощущением родной природы.
Слайд 26

Театр: В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее

Театр:

В 1870-е годы взошла звезда М. Н. Ермоловой. Благодаря ее игре

театр получил такое острое социальное звучание , что был запрещен после нескольких представлений.
Слайд 27

Малый Театр

Малый Театр

Слайд 28

Александрийский театр

Александрийский театр

Слайд 29

Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним полузабытым

Вторая половина 19 века стала временем возрождения интереса к древним полузабытым

русским ремеслам.
Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства.
В России складываются или возрождаются художественные школы , получившие мировую известность .
Слайд 30

Дымковская игрушка В слободе Дымково близ Вятки, женщины с давних пор

Дымковская игрушка

В слободе Дымково близ Вятки, женщины с давних пор

были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц.
Также сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками.
Дымковские «барыни», «няньки», с пышными воротниками и оборками, яркими юбками,
пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.
Слайд 31

Слайд 32

Русские матрёшки В конце 19 века в мастерской Московского губернского земства

Русские матрёшки

В конце 19 века в мастерской Московского губернского

земства в Троице - Сергиевом Посаде появился промысел , изделия которого стали символом народной России –деревянные куклы –матрешки.
Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность .В 1900 г. Русская матрёшка была показана на Парижской всемирной выставке , и мастерская стала выполнять заказы не только для России , но и для других стран .
Слайд 33

Слайд 34

Скопинская керамика Во второй половине 19 века в Скопине появилась отрасль,

Скопинская керамика

Во второй половине 19 века в Скопине появилась отрасль,

прославившая его- производство глазурованных фигурных сосудов ,подсвечников ,украшенных сложной лепниной ,выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц , рыб и животных.
Слайд 35

Слайд 36

Гжельская посуда Свое художественное своеобразие гжельская посуда сохранила с синим рисунком

Гжельская посуда

Свое художественное своеобразие гжельская посуда сохранила с синим рисунком

на белом фоне.
Статуэтки, выполнены вручную в небольших крестьянских мастерских.
Слайд 37

Слайд 38

Вологодское кружево Вологда всегда была одним из центров русского кружевоплетения, а

Вологодское кружево

Вологда всегда была одним из центров русского кружевоплетения,

а в 19 веке стала самым знаменитым.
Вологодские кружева напоминают узоры инея на стекле, или тончайшую паутину.
В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого.
Слайд 39

Слайд 40

Береста В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение крестьянских домов,

Береста


В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение

крестьянских домов, посиделок, чаепитий.
Все фигуры выполнены крупно , одного размера. Это характерная черта народного искусства, в которой размером подчёркивается значимость персонажей.
Слайд 41