Северное Возрождение

Содержание

Слайд 2

Определение термина Северным Возрождением называют культуру стран, расположенных к северу от

Определение термина

Северным Возрождением называют культуру стран, расположенных к северу от Италии

– Нидерландов, Германии, Франции начала XV – середины XVI века.
В этих странах почти не было античных памятников, поэтому искусство Северного Возрождения развивало традиции готики. На становление культуры в этот период повлияло не античное наследие, а христианство.
Слайд 3

Влияние христианства Художники понимали, что Бог неизобразим. Однако считалось, что яснее

Влияние христианства

Художники понимали, что Бог неизобразим. Однако считалось, что яснее всего

он запечатлен в окружающем мире. Поэтому земной мир – небо, свет, вода, камни, растения, звери, человек и плоды его творения – вызывали самый пристальный интерес.
Копирование мельчайших деталей, натурализм изображений – характерные черты работ северных мастеров. На присутствие Бога в картинах могут намекать символы.
Слайд 4

Нидерланды Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV столетии. Странствующие художники

Нидерланды

Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV столетии. Странствующие художники искали

в это время учителей и заказчиков на чужбине. Основным центром деятельности стал парижский королевский двор Карла V и его братьев.
Жан Французский, герцог Беррийский покровительствовал художникам, коллекционировал произведения искусства и книги.
Слайд 5

Слайд 6

Братья Лимбурги Первое место при дворе герцога Беррийского занимали братья Лимбурги.

Братья Лимбурги

Первое место при дворе герцога Беррийского занимали братья Лимбурги. Они

украсили множество рукописей, среди которых наиболее знаменит «Великолепный часослов Герцога Беррийского».
Слайд 7

Часослов Часослов – разновидность церковной литературы. В них содержались выдержки из

Часослов

Часослов – разновидность церковной литературы. В них содержались выдержки из Евангелий,

молитв, приуроченных к определенной церковной службе, а так же календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, медицине.
Владельцами часословов были дворяне или зажиточные горожане. Украшались они необычайно роскошно, их расписывали лучшие мастера. 
Слайд 8

Февраль

Февраль

Слайд 9

Особенности изображений Для Лимбургов нет ничего второстепенного: они передают мельчайшие подробности

Особенности изображений

Для Лимбургов нет ничего второстепенного: они передают мельчайшие подробности быта

и костюмов. «Великолепный часослов» – своеобразная энциклопедия повседневной жизни Франции начала XV в.
Все изображения в календаре связаны с личностью и жизнью Жана Беррийского: на них можно увидеть замок, в котором он родился (декабрь), загородные резиденции герцога, вид из окон его парижского дворца. Не исключено, что «Великолепный часослов» задумывался как своего рода альбом воспоминаний — собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу.
Слайд 10

Март На миниатюре представлены весенние сельскохозяйственные работы: на переднем плане крестьянин

Март

На миниатюре представлены весенние сельскохозяйственные работы: на переднем плане крестьянин с

плугом распахивает поле, на заднем плане пастух с овцами и собакой спешит в укрытие от начинающегося дождя. Вдалеке виднеется одна из резиденций герцога Беррийского — замок Лусиньян. 
Слайд 11

Май На миниатюре изображена пышная процессия дворцовой знати во время празднования

Май

На миниатюре изображена пышная процессия дворцовой знати во время празднования «веселого

месяца мая». На заднем плане виднеется один из парижских дворцов — Пале де ля Сите.
Слайд 12

Июнь 1411—16. Фрагмент Пергамент. 22,5 х 13,6 см Музей Конде, Шантийи

Июнь  1411—16. Фрагмент  Пергамент. 22,5 х 13,6 см  Музей Конде, Шантийи

На миниатюре представлена жатва.

На заднем плане справа трое крестьян дружно косят луг. На переднем плане две девушки-крестьянки собирают сено в стога. Действие происходит на фоне замка
Слайд 13

Октябрь Миниатюра представляет сцену сельскохозяйственных работ — крестьянин на лошади боронует

Октябрь

Миниатюра представляет сцену сельскохозяйственных работ — крестьянин на лошади боронует поле,

другой крестьянин, в синей одежде, — разбрасывает по бороздам семена злаков. На заднем плане изображен Лувр — королевская резиденция Карла V.
Слайд 14

Ян Ван Эйк (1390 – 1441) Он начинал работать как миниатюрист

Ян Ван Эйк (1390 – 1441)

Он начинал работать как миниатюрист

вместе с братом Губертом. Братьям Ван Эйк приписывают изобретение масляных красок.
Одним из первых он освоил выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма).
Слайд 15

Гентский алтарь Наиболее известное произведение братьев ван Эйк. Гентский алтарь был

Гентский алтарь

Наиболее известное произведение братьев ван Эйк. Гентский алтарь был начат

Губертом, а после его смерти продолжен и окончен Яном.
Алтарь был создан по заказу гентского горожанина Йодока Вейдта, он состоит из 26 картин, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря – 3, 5 м.
Слайд 16

Алтарь в закрытом виде

Алтарь в закрытом виде

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Портреты Ян ван Эйк – один из первых в Европе крупных

Портреты

Ян ван Эйк – один из первых в Европе крупных мастеров

портретной живописи.
Он создал первый в истории европейской живописи парный портрет.
Слайд 21

Портрет супругов Арнольфини 1434 Дерево, масло. 82 x 60 см Национальная

Портрет супругов Арнольфини  1434  Дерево, масло. 82 x 60 см  Национальная галерея,

Лондон

Арнольфини был представителем банкирского дома Медичи, одной из богатейших семей Италии. Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу. В XV в. такой обряд, совершаемый в присутствии свидетелей, мог заменить церковное венчание.

Слайд 22

На картине множество символов. Висящие на стене хрустальные четки — обычный

На картине множество символов. Висящие на стене хрустальные четки — обычный

подарок жениха невесте — символизируют чистоту, добродетельность и благочестие.
Слайд 23

На спинке кровати вырезана фигурка женщины с драконом. Это может быть

 На спинке кровати вырезана фигурка женщины с драконом. Это может быть

св. Маргарита, покровительница рожениц. Возможно также, что это св. Марфа — покровительница домохозяек (рядом висит метелка). Красные драпировки символизируют любовную страсть.
Слайд 24

Подпись (на стене), выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: «Ян ван Эйк

Подпись (на стене), выполненная изящным готическим шрифтом, гласит: «Ян ван Эйк

был здесь в 1434 г.». В зеркале можно рассмотреть изображение художника — таким образом он запечатлел свое присутствие на празднике.
Слайд 25

Мадонна канцлера Ролена Около 1436 Дерево. 66 x 62 см Лувр, Париж

Мадонна канцлера Ролена  Около 1436  Дерево. 66 x 62 см  Лувр, Париж

Слайд 26

Слайд 27

Земной и небесный миры встречаются здесь лицом к лицу. Канцлер, в

Земной и небесный миры встречаются здесь лицом к лицу. Канцлер, в

парадных одеждах, величественный и строгий, преклонил колена перед престолом Богоматери и принимает благословение Младенца Христа.
Слайд 28

Слайд 29

Пейзаж в глубине картины разделен рекой надвое (река — древний символ границы между мирами).

Пейзаж в глубине картины разделен рекой надвое (река — древний символ

границы между мирами).
Слайд 30

Иероним Босх (ок. 1460 – 1516) В своих произведениях причудливо соединял

Иероним Босх (ок. 1460 – 1516)

В своих произведениях причудливо соединял

черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Он создавал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч. Произведения Босха полны иронии и иносказания.
Слайд 31

Философский характер Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество

Философский характер

Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество

домыслов об образе жизни и характере живописца. Одни исследователи связывали особенности творчества художника с его увлечением алхимией и астрономией, другие объясняли их психическими расстройствами и галлюцинациями.  
Произведения Босха наполнены многочисленными символами. Все они указывают на глубокое содержание и философский характер произведений художника. 
Слайд 32

Корабль дураков 1490—1500 Дерево, масло. 58 x 33 см Лувр, Париж

Корабль дураков  1490—1500  Дерево, масло. 58 x 33 см  Лувр, Париж

Источником для этой

композиции послужил нидерландский фольклор. Корабль на картине Босха — утлая ладья, плывущая по житейскому морю и грозящая вот-вот перевернуться, а каждый пассажир этого судна олицетворяет те или иные грехи — пьянство, распутство, мошенничество. 
Слайд 33

Загадочные образы Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество

Загадочные образы

Странное и не всегда понятное искусство Босха породило множество домыслов

об образе жизни и характере живописца.
Одни исследователи связывали особенности творчества художника с его увлечением алхимией и астрономией, другие объясняли их психическими расстройствами и галлюцинациями.
Слайд 34

Триптихи В зрелый период творчества Босх создавал монументальные произведения – триптихи,

Триптихи

В зрелый период творчества Босх создавал монументальные произведения – триптихи, в

которых представлял образы Вселенной с действующими в ней демоническими силами.
Все композиции Босх строил по одной схеме: на левой створке помещал сцены сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания их из Рая; в центре изображал безумный мир человеческого существования, на правой створке – Ад.
Слайд 35

Воз сена. Триптих . 1480—85. Центральная часть Дерево, масло. 135 x

Воз сена. Триптих . 1480—85. Центральная часть  Дерево, масло. 135 x 100 см

(центр. часть), 147 x 66 см (створки)  Музей Прадо, Мадрид

Очень вероятно, что выбор сюжета художнику подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый старается ухватить с него, сколько сможет».

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Центральная часть Дерево, масло. 220

Сад наслаждений. Триптих . Около 1485. Центральная часть  Дерево, масло. 220 x 195

см (центр. часть), 220 х 97 см (створки)  Музей Прадо, Мадрид

«Сад наслаждений» — самое известное и загадочное из всех произведений Босха. 

Слайд 39

Левая створка Композиция левой створки посвящена зарождению растений, животных и человека.

Левая створка

Композиция левой створки посвящена зарождению растений, животных и человека. На первом плане

Господь благословляет только что сотворенных Им Адама и Еву. 
Слайд 40

В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, — это

В центре створки, посередине земного рая, изображен круглый водоем, — это

источник жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа.
Слайд 41

В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин.

В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством

обнаженных фигурок мужчин и женщин.
Слайд 42

Правая створка На правой створке зритель видит ад. В аду царит

Правая створка

На правой створке зритель видит ад. В аду царит тьма, слабо озаренная

пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы — его сменила оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет — трухлявое «древо смерти» растет из замерзшего озера. 
Слайд 43

Тут властвует не благой Творец, а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников

Тут властвует не благой Творец, а птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и,

пропустив их через свою утробу, низвергает в бездну. 
Слайд 44

Символика триптиха Первым попытался расшифровать символику триптиха монах Хосе де Сигуэнца

Символика триптиха

Первым попытался расшифровать символику триптиха монах Хосе де Сигуэнца в

1605 г. Он полагал, что «Сад наслаждений» представляет собой нравоучительную картину: центральная часть алтаря — не что иное как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, — человечества, обреченного на гибель в аду. Хосе Сигуэнца предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их в целях вразумления верующих. 
Слайд 45

Питер Брейгель Старший (Мужицкий 1525 – 1569) ярко выразил дух своего

Питер Брейгель Старший (Мужицкий 1525 – 1569)

ярко выразил дух своего времени

и его народный колорит. В его картинах заключен богатый материал, характеризующий жизненный уклад и обычаи нидерландского народа в середины XVI века.
Главным героем произведений Брейгеля является простой люд, крестьяне — за что художник получил прозвище «мужицкий». 
Слайд 46

Особенности работ Брейгель создавал религиозные, жанровые картины, сатирические и бытовые рисунки,

Особенности работ

Брейгель создавал религиозные, жанровые картины, сатирические и бытовые рисунки, писал

обобщенные картины крестьянской жизни, пейзажи.
Излюбленный тип композиций Брейгеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины. Сюжеты картин, как правило, связаны с фольклором. Брейгель писал картины-притчи.
Слайд 47

Битва Масленицы и Поста . 1559 Дерево, масло. 118 x 164,5

Битва Масленицы и Поста . 1559  Дерево, масло. 118 x 164,5 см  Музей истории

искусств, Вена

Шутовской поединок Масленицы и Поста — обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в Нидерландах в дни проводов зимы.
Площадь на картине — символ земного мира; через нее проходят двое — мужчина и женщина в одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом указывает им дорогу.

Слайд 48

Слайд 49

Пословицы 1559 Дерево, масло. 117 x 163 см Картинная галерея, Берлин-Далем

Пословицы  1559  Дерево, масло. 117 x 163 см  Картинная галерея, Берлин-Далем

На картине художник

поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землей;  речь неизменно идет о напрасной, бестолковой трате сил, времени и средств. Глупость, ставшая повседневной привычкой — вот лейтмотив «Пословиц». 
Слайд 50

Слайд 51

Крестьянская свадьба Около 1566—67 Дерево. 114 х 164 см Музей истории

Крестьянская свадьба  Около 1566—67  Дерево. 114 х 164 см  Музей истории искусств, Вена

Главный герой

произведений Брейгеля — постоянно движущаяся народная масса. Художник создает широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт,  заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие.
Слайд 52

Слайд 53

Крестьянский танец 1568—69 Дерево, масло. 114 x 164 см Музей истории искусств, Вена

Крестьянский танец  1568—69  Дерево, масло. 114 x 164 см  Музей истории искусств, Вена

Слайд 54

Слайд 55

Цикл «Месяцы» Исполненный художником в 1565 г. цикл картин «Месяцы» воспринимается

Цикл «Месяцы»

Исполненный художником в 1565 г. цикл картин «Месяцы» воспринимается как

целая Вселенная, воплощенная в неприметных сельских видах. Природа изображается в органической связи с жизнью населяющих ее людей.
Картины исполнены смелых реалистических наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года. 
Слайд 56

Охотники на снегу 1565 Дерево, масло. 117 x 162 см Музей истории искусств, Вена

Охотники на снегу  1565  Дерево, масло. 117 x 162 см  Музей истории искусств, Вена

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Сумрачный день 1565 Дерево, масло. 118 x 163 см Музей истории искусств, Вена

Сумрачный день 1565  Дерево, масло. 118 x 163 см  Музей истории искусств, Вена

Слайд 60

Слайд 61

Жатва 1565 Дерево, масло. 119 x 162 см Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Жатва  1565  Дерево, масло. 119 x 162 см  Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Слайд 62

Слайд 63

Возвращение стад 1565 Дерево. 117 х 159 см Музей истории искусств, Вена

Возвращение стад  1565  Дерево. 117 х 159 см  Музей истории искусств, Вена

Слайд 64

Слайд 65

Германия В XV веке Германия была типичной средневековой страной, разделенной на

Германия

В XV веке Германия была типичной средневековой страной, разделенной на множество

мелких княжеств. Число самостоятельных княжеств доходило до 1000.
Все сословия – крестьяне, бюргеры, горожане – ненавидели произвол князей. Это недовольство вылилось в событиях начала XVI века – Реформации и Крестьянской войне.
Слайд 66

Реформация Раскол римско-католической церкви. Образование протестантской церкви. Главным реформатором и организатором

Реформация

Раскол римско-католической церкви. Образование протестантской церкви. Главным реформатором и организатором новой

церкви стал Мартин Лютер.
Главные отличия протестантской церкви:
Человек может обращаться к Богу без посредника, без священника. Главное – это «спасение верой», а не правильное исполнение обрядов.
Стремление перевести богослужение на родной для верующих язык.
Слайд 67

Гравюра В XV веке развивается новый вид искусства – гравюра. Гравюра

Гравюра

В XV веке развивается новый вид искусства – гравюра. Гравюра –

вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рисунка, нанесенного на доску гравером.
Первоначально была распространена гравюра на дереве – ксилография. Сначала это было безымянное творчество. Листки с изображениями святых раздавались паломникам при посещении «святых мест», существовали листки с шуточными стихами и картинками, календари, а так же игральные карты.
Слайд 68

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) А. Дюрер много и плодотворно работал

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528)

А. Дюрер много и плодотворно работал в

гравюре, в общей сложности создал около 350 рисунков для гравюр и 100 гравюр на меди. Исполнял аллегорические и библейские картины, монументальные алтарные композиции.
Один из величайших портретистов в мировом искусстве. Автор первого в Европе автопортрета. Дюрер получил широкую известность как в Германии, так и за рубежом.
Слайд 69

Автопортрет 1498 Дерево, масло. 52 x 41 см Музей Прадо, Мадрид

Автопортрет  1498  Дерево, масло. 52 x 41 см  Музей Прадо, Мадрид

Дюрер — один

из величайших портретистов в мировом искусстве. Он неоднократно изображал самого себя.
Слайд 70

Цикл «Апокалипсис» В 1498 г. Дюрер создал цикл иллюстраций к последней

Цикл «Апокалипсис»

В 1498 г. Дюрер создал цикл иллюстраций к последней книге

Нового Завета — «Апокалипсису», или «Откровению Иоанна Богослова».
Эта книга, написанная в I в., содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придет Царство Божие. 
Слайд 71

Четыре всадника 1498 Гравюра на дереве. 39,9 x 28,6 см Кунстхалле, Карлсруэ

Четыре всадника 1498  Гравюра на дереве. 39,9 x 28,6 см  Кунстхалле, Карлсруэ

Слайд 72

«Мастерские гравюры» Вершиной графического творчества Дюрера считаются так называемые «мастерские» гравюры,

«Мастерские гравюры»

Вершиной графического творчества Дюрера считаются так называемые «мастерские» гравюры, созданные

в 1513—14 гг.
Всадник Дюрера — это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа. 
Слайд 73

Всадник, Смерть и дьявол 1513 Гравюра на меди. 24,5 х 18,8 см Кунстхалле, Карлсруэ

Всадник, Смерть и дьявол  1513  Гравюра на меди. 24,5 х 18,8 см  Кунстхалле,

Карлсруэ
Слайд 74

Св. Иероним Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев

Св. Иероним   Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.) — один из Отцев западной

Церкви, прославившийся переводом Библии на латинский язык, — был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков.
Слайд 75

Меланхолия Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев

Меланхолия  Крылатая женщина — своеобразная муза художника — неподвижно сидит, подперев голову

рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животное — один из символов меланхолического темперамента — изображено и на других гравюрах цикла.
Слайд 76

Заключение «Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все

Заключение

«Меланхолия» — ключ к разгадке общего смысла «Мастерских гравюр»: все они

содержат откровенный рассказ художника о себе — о том, что человек, одаренный свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь («Всадник, Смерть и дьявол»); о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью — единственное в мире место, где он может стать самим собой («Св. Иероним»).
Слайд 77

Испания Представителями испанского Возрождения в литературе являются Мигель де Сервантес Сааведра,

Испания

Представителями испанского Возрождения в литературе являются Мигель де Сервантес Сааведра, автор

романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» и Лопе де Вега, автор комедий («Собака на сене») и драм («Овечий источник»).
Слайд 78

Эль Греко (1541 – 1614) Доменико Теотокопули родился на острове Крит,

Эль Греко (1541 – 1614)

Доменико Теотокопули родился на острове Крит, был

греком по происхождению, отсюда его прозвище. (Испанский живописец греческого происхождения).
Главный мотив творчества Эль Греко — религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов. Он работал в жанре портрета, создал галерею изображений своих знаменитых современников.
Слайд 79

Черты маньеризма В его картинах грани между землёй и небом стираются;

Черты маньеризма

В его картинах грани между землёй и небом стираются; пропорции

человеческих фигур неестественно вытягиваются. Эль Греко был чрезвычайно популярен при жизни. Однако его поздние работы, в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
В XVII—XIX вв. творчество Эль Греко было забыто и заново открыто лишь в начале XX в.
Слайд 80

Снятие одежд с Христа Около 1600 Холст, масло. 129 х 160

Снятие одежд с Христа  Около 1600  Холст, масло. 129 х 160  Музей изобразительных

искусств, Будапешт

После того как Иисусу был вынесен смертный приговор, солдаты повели Его в преторию и собрали там вокруг Него целый полк. Они раздели Его и надели на Него пурпурную мантию. Потом они сплели венок из терновника и надели Ему на голову, дали Ему в правую руку трость и стали насмехаться над Ним… 

Слайд 81

Слайд 82

Апостолы Петр и Павел 1587—92 Холст, масло. 121,5 x 105 ГЭ

Апостолы Петр и Павел  1587—92  Холст, масло. 121,5 x 105  ГЭ

Особое место в искусстве

Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом.
Слайд 83

Погребение графа Оргаса 1586—88 Холст, масло. 480 х 360 Церковь Санто-Томе,

Погребение графа Оргаса  1586—88 Холст, масло. 480 х 360  Церковь Санто-Томе, Толедо

Картина написана

для церкви Санто-Томе в Толедо. По преданию, благочестивый граф Оргас сделал крупные пожертвования в пользу церкви. Во время похорон графа с небес спустились св. Стефан и Августин и сами похоронили его.
Св. Петр держит ключи от врат Царства Небесного. Златокудрый ангел несет душу графа, изображенную в виде призрачной фигурки. Дева Мария, вместе с Иоанном Крестителем (фигура напротив) молят Христа о помиловании этой души.
Слайд 84

В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью

В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской

верой и христианской церковью