Лубок как вид народной графики

Содержание

Слайд 2

ЛУБОК (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой

ЛУБОК (народная картинка) - вид графики, изображение с подписью, 
отличающееся простотой и доступностью образов. 
Первоначально вид народного творчества. 
Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся 
раскраской от руки. Большой Энциклопедический словарь. 2000.
ЛУБО́К,  лубка, муж.
1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан  небольшой ящик» Пришвин.
2. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания (ист.).
3. Коробка, лукошко из этого материала (обл.).
4. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.).|| перен. Лубочная литература
 (см. лубочный в 3 знач.).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Слайд 3

Луб, лубо́к, флоэ́ма — подкорье, исподняя кора дерева, покрывающая заболонь, одна

Луб, лубо́к, флоэ́ма — подкорье, исподняя кора дерева, покрывающая заболонь, одна из составных частей сосудисто-волокнистого пучка.
Флоэма образуется в

результате деления веретенообразных клеток камбия. Если после деления производные элементы оказываются расположенными снаружи от инициальной клетки, то они превращаются в клетки луба.
Обычно липовый луб шёл на кровли (под тёс), мочала, а луб с молодых лип — на лыко. Применялся в изготовлении рогожи, лаптей и иной утвари.
Лубом называли также волокна конопли, льна, крапивы, употреблявшиеся для выделки пряжи.
Слайд 4

Ствол дерева имеет сложное строение. Снаружи он покрыт толстой корой (пробкой).

Ствол дерева имеет сложное строение. Снаружи он покрыт толстой корой (пробкой).

Камбий откладывает к периферии ствола дерева элементы вторичной флоэмы (луба), а внутрь - вторичной ксилемы (древесины), выполняющие функцию транспортировки необходимых для жизни дерева веществ.
В центре ствола формируется сердцевина с идущими от нее к коре сердцевинными лучами.
Более твердая центральная часть ствола включающая сердцевину и отмершую ксилему, называется ядром. http://lthtdmz.narod.ru/stvol.htm
Слайд 5

Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. Первые упоминания

Лыко — луб молодой липы и других лиственных деревьев. Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся

к XII—XIII вв. В частности, летопись под 1205 годом называет лыко одним из предметов дани.
Применяется в изготовлении рогожи, 
лаптей и иной утвари. Плетёная обувь из лыка издавна была известна у славян, у народов
Прибалтики, у финно-угорских народов
 и в прибрежных районах Швеции.
До XV века снаряжение русских войск включало в себя кольчуги из дубового лыка и лыковые щиты. Из того же материала в России «плели корзины, короба, кули, туеса и даже кресла и столы».
Однако чаще всего лыко использовали в производстве лаптей. Ещё в XVIII веке этот вид обуви был популярен не только среди крестьян, но и среди горожан. Вплоть до второй половины следующего столетия лыковые лапти оставались основной обувью в сёлах и деревнях чернозёмных губерний.

Лыко, подготовленное к дальнейшему использованию.

Слайд 6

Мужик плетёт лапти лубок XVIII (?) века. Лубок из собрания Д.

Мужик плетёт лапти лубок XVIII (?) века. Лубок из собрания Д. Ровинского,


опубликованный в книге: Народные русские сказки А. Н. Афанасьева:
В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники).— Т. 1. — 1984. — С. 224—225.
Слайд 7

Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по

Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по

всей длине оно не имело дефектов, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево стояло с голым «ободранным» стволом.
Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы».
Новые, только что сплетённые лапти были сделаны по одной колодке и в паре не отличались левый от правого.
Мужчине пары лаптей хватало на неделю, не более. Отсюда поговорка: «В дорогу идти — пятеры лапти сплести!».
Рого́жа (рогоза́, рого́жина) — грубая хозяйственная 
ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала).
В давние времена частой была поговорка:
«Велика рогожа, да носить её негоже».
Слайд 8

Кузов из берёсты и луба, начало XX века

Кузов из берёсты и луба, начало XX века

Слайд 9

ЛУБО́К, лубка, муж. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры.

ЛУБО́К,  лубка, муж.
1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан  небольшой ящик» Пришвин.
2. Липовая доска, на которой гравировалась картинка для печатания (ист.).
3. Коробка, лукошко из этого материала (обл.).
4. Лубочная картинка (см. лубочный во 2 знач.).|| перен. Лубочная литература
 (см. лубочный в 3 знач.).
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Лубо́чная литерату́ра — дореволюционные дешёвые и примитивные по содержанию массовые издания, зачастую

снабжённые ярко раскрашенной картинкой; примитивная литература, рассчитанная на невзыскательный вкус.
Лубочная литература (русская) — в более узком и основном смысле литература так называемых «лубочных картинок», рассчитанных на широкое массовое потребление. Слово «лубочный» происходит, по мнению большинства исследователей, от лубков, липовых досок, с которых первоначально печатались многие картины.
В расширенном толковании (Лубочная литература как дешевая литература , предназначенная для массового распространения).
Термин «лубочная литература» смешивался с термином «народная литература». 
 Литературная энциклопедия : в 11 т. — [М.], 1929—1939.
Слайд 10

Лубочные картинки по праву могут быть отнесены не только к изобразительному,

Лубочные картинки по праву могут быть отнесены не только к изобразительному,

но и к словесному искусству.
В историко-литературном отношении они имеют большое значение, потому что,
во-первых, очень часто служат иллюстрациями к готовым литературным произведениям, и,
во-вторых, наоборот, для своего пояснения порождают новый литературный текст, являясь таким образом лицевой иллюстрированной литературой.
В силу наглядности изображения, отчетливого и резкого, избегающего полутонов
и полутеней, народные, или лубочные, картинки были весьма популярны, так как облегчали малограмотному читателю усвоение литературного текста.
Слайд 11

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая

Для лубка характерны
простота техники,
лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска).


Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве.
В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
Лубок – прообраз плаката.
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы».
В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века.
В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов.
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.
Слайд 12

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

Слайд 13

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век.

Адам и Ева. Гравёр (резных дел мастер) Василий Корень. XVII век. Adam

& Eve, Russian Lubok woodcut 1792

scanned from Lubok Aurora Kunstverlag Leningrad 1984

Слайд 14

Васи́лий Ко́рень (около 1640 — начало XVIII века) — один из

Васи́лий Ко́рень (около 1640 — начало XVIII века) — один из первых русских гравёров
 по дереву, создатель первой

в России гравированной иллюстрированной Библии. Родился в белорусском местечке Дубровно (ныне город в Витебской области).
В молодые годы приехал в центральную Россию, где стал резчиком-гравёром. С 1691 года — в Москве.
В 1692—1696 отпечатал Библию в картинах, аналогичную западным «Библиям бедняков».
Она включает серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса.
Техника Кореня сочетает в себе влияние католических и протестантских
 иллюстрированных Библий (в частности, Библии Пискатора), иконописной традиции и эстетики возникающего в то время лубка, при этом глубоко самобытна по своему характеру.
Из-за наличия неканоничных изображений Бога (в иллюстрациях к Шестодневу
предстающего в виде ангела) тираж Библии Кореня (около тысячи экземпляров) был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. На авторство Кореня указывают личные подписи резчика (чаще всего — «Резал Василий Корень, а знаменовал Григорий»).
Василию Кореню также без особого основания приписываются анонимные лубочные картинки начала XVIII века; возможно, они создавались его учениками.
Слайд 15

Гравюра с изображением Адама и Евы Adam and Eve. Illustration from

Гравюра с изображением Адама и Евы

Adam and Eve. Illustration from the first Russian engraved

Bible. 1696

Василий Корень 14
„Кожаны ризы" 33 х 29.
Балдина Ольга Дмитриевна. Русские народные картинки. М.: Молодая гвардия, 1972

Слайд 16

Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIII век) Книга: Анатолий Рогов

Четырёхлистовый лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых» 
(XVIII век)  Книга: Анатолий Рогов "Кладовая Радости"

(Москва, изд. Просвещение, 1982)
Lubok, Meal of of pious and the profane
Слайд 17

Баба-Яга дерется с крокодилом (гравюра на дереве, 1766). Из собрания Ровинского

Баба-Яга дерется с крокодилом (гравюра на дереве, 1766). Из собрания Ровинского

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

«Мыши кота погребают» 1760. (Лубок XVIII в.) Гравюра РНБ была приобретена

«Мыши кота погребают» 1760. (Лубок XVIII в.)

Гравюра РНБ была приобретена в

1766 г. Я.И.Штелиным в Москве, у Спасских ворот, в числе других лубочных листов. Она дошла до нас в единственном экземпляре и является самой ранней картинкой на этот сюжет. Год издания: Конец XVII - начало XVIII в. Оттиск 1760-х гг. Техника: Раскрашенная гравюра на дереве Размеры в см: 32,8 х 57,3. Отпечатана с 2 досок на 2 листах, затем склеена. Коллекция: Собрание М.П.Погодина
Слайд 21

https://vkouznetsov.livejournal.com/21136.html Иван Снегирев "Лубочныя картинки русскаго народа в московском мірѣ‎". Москва.

https://vkouznetsov.livejournal.com/21136.html Иван Снегирев "Лубочныя картинки русскаго народа в московском мірѣ‎". Москва.

1861 год. 
Сюжет мог быть заимствован из нюренбергского потешного листа XVII века "Погребение охотника разными зверями". Чёрный гроб охотника несут олени, на крышке гроба сидит сова. Процессию возглавляют две лисы; одна держит раскрытую книгу, другая - крест. Вепрь несёт заступ - копать могилу. Над гробом летают птицы.
В XIX веке в России появился лубок "Погребение медведя косолапа теми зверями, которых он угнетал". Прототипом также может быть сатира лютеран на погребение Папы Пия V (умер в 1572 году), или чехов на Григория XIII (умер в 1585).  Кот лежит на санях. Похороны на европейский манер: с катафалком на колёсах и музыкантами появились в России в 1699 году на похоронах Лефорта. Примерно тогда же чёрный цвет стал траурным. До этого царей хоронили на санях. У И. Забелина в "Домашнем быте русских царей" про это почему-то ничего нет.  Петра I хоронили в санях. На заступе (ухабе?) саней стоит мышь могиляк с лопатой для рытья могилы.  Над ним надпись "Емелька могиляк идёт землю ковырять". Над котом в поздних редакциях лубка надпись: "Кот Казанский, а ум Астраханский, разум Сибирский". (Ум от разума чем отличался?) Над мышами, которые тянут сани надписи: "Мыши с Рязани, а прозванием они Макары, лямками кота тянут и отсадно работают". Мыши играют на музыкальных инструментах. Над мышью со свирелью надпись: "Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает". "Мыши с Рязани, а прозванием они Макары" - однажды в Рязани Пётр I у местного жителя спросил его имя. "Макар" - ответил тот. "Очень хорошо" - сказал Пётр I. Все остальные тоже назвали себя Макарами. "Будьте же вы все Макарами," - только и оставалось сказать Петру. Мышь едет в повозке с двумя колёсами. Она везёт склянку вина. В бочке везут пиво, в ушате выморозное молоко; одна мышь несёт пироги в коробе. В XVII веке на лубках изображалось 23 фигуры. В XVIII веке их число выросло до 66. В поздних редакциях сани заменили на колесницу.
Слайд 22

Мышь в бубен бьет. Мыши несут ушат доброго питья. Мышка тянет табачишка.

Мышь в бубен бьет. Мыши несут ушат доброго питья. Мышка тянет

табачишка.
Слайд 23

Как мыши кота хоронили. Мастер Ф. Д. Ерошкин. Дерево, резьба. Владимирская

Как мыши кота хоронили. Мастер Ф. Д. Ерошкин. Дерево, резьба.
Владимирская губерния. Конец XIX —

начало XX века

Трансформация образа в культуре
«Кот Казанский, разум астраханский, ус усастерский», «что у дверей сидит», «песни поёт и сказки сказывает», фигурирует в русской народной «Сказке о сизом орле и мальчике» конца XVIII века.
В 1-й половине XIX века лубочный сюжет погребения кота воплощён
 В. А. Жуковским в сказке «Как мыши кота хоронили».
В конце XIX — начале XX века сюжет находил воплощение в деревянной игрушке.

Слайд 24

В середине XVIII века вести о казанской породе достигли императорского двора.

В середине XVIII века вести о казанской породе достигли императорского двора.

По высочайшему указу императрицы Елизаветы Петровны от 13 (24) октября 1745 года тридцать казанских котов были доставлены в Санкт-Петербург для «ловления мышей», в изобилии расплодившихся в недостроенном
 Зимнем дворце. В операции по поставке участвовал казанский губернатор 
А. Г. Загряжский. За «необъявление» таковых котов их хозяевам грозил штраф. Определённые на государеву
 лейб-гвардейскую службу и особое довольствие, Эрмитажные коты  справились с поставленной задачей и прижились в Зимнем.

Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской, славно жил, сладко ел, сладко бздел. Лубок XVIII века, возможно, сатира на Петра I.

Слайд 25

Бова Королевич сражается с Полканом. Сказочный лубок. 1860 г. Bova Korolevich

Бова Королевич сражается с Полканом. Сказочный лубок. 1860 г.
Bova Korolevich fighting Polkan (a

centaur-like creature). Russian lubok.
Слайд 26

И. Билибин. Пречудный богатырь Бова Королевич.

И. Билибин. Пречудный богатырь Бова Королевич.

Слайд 27

Бова-королевич. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век.

Бова-королевич. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век.

Слайд 28

«Сказания про храброго витезя про Бову Королевича». 1915

«Сказания про храброго витезя про Бову Королевича». 1915

Слайд 29

Генерал-майор Александр Сеславин. Исторический лубок XIX века.1839 scanned from Lubok, Aurora Kunstverlag Leningrad 1984

Генерал-майор Александр Сеславин.
Исторический лубок XIX века.1839
scanned from Lubok, Aurora Kunstverlag

Leningrad 1984
Слайд 30

Слайд 31

Задание на урок Подобрать пословицу и выполнить к ней рисунок в стиле лубка.

Задание на урок

Подобрать пословицу и
выполнить к ней рисунок в стиле

лубка.
Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

http://iamruss.ru/lubochnie-kartinki-mariny-rusanovoy/

http://iamruss.ru/lubochnie-kartinki-mariny-rusanovoy/

Слайд 54

Красна пава пером, а жена муженьком. Жена –не гусли, поиграв на

Красна пава пером, а жена муженьком.

Жена –не гусли, поиграв на стену

не повесишь.
Жена – не сапог, устав с ноги не скинешь.

На что корова, была бы жена здорова.
Женой доброй и муж честен.

Слайд 55

Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова «Лучше вовсе

Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова «Лучше вовсе не жениться,

чем с женою век браниться»