Масленица в Республике Коми

Содержание

Слайд 2

У коми праздник Масленицы носит название Йöввыв (от коми слова «йöв» — молоко).

У коми праздник Масленицы носит название Йöввыв (от коми слова «йöв»

— молоко).
Слайд 3

У сысольских коми было другое название - Гажа валяй (от слова

У сысольских коми было другое название - Гажа валяй (от слова

«валяйтны» - гуляние на лошадях по кругу).
Слайд 4

Масленичную неделю перед Великим постом коми называли «хмельным, веселым праздником». Гуляли,

Масленичную неделю перед Великим постом коми называли «хмельным, веселым праздником». Гуляли, действительно, весело

и широко. В каждом селении устраивались ледяные горки или ставились наклонно два ледяных шеста — по ним парни с девушками скатывались парами, стоя на ногах. В течение всей масленичной недели с гор катались и стар, и млад. На Выми в среду, а в селениях по Сысоле в масленичный четверг с гор катались молодожены.

Причем молодая должна была заплатить парням, строившим горку и, прежде чем скатиться, поцеловать мужа. Другое популярное развлечение - качели. Их обычно устанавливали в сараях.

Слайд 5

Во всех коми селениях любимым развлечением были выезды на лошадях. Сани

Во всех коми селениях любимым развлечением были выезды на лошадях. Сани

расписные, богато украшенные, к дугам подвешивали колокольчики, украшали их цветными лентами, бумажными цветами. Катались вокруг села: подобные магические круги «под знаком солнца» были своего рода оберегом, они призваны были обезопасить сельчан от воздействия вредоносных сил и несчастий.
Слайд 6

Особенно красочные выезды были у северных коми - ижемцев. Катались они

Особенно красочные выезды были у северных коми - ижемцев. Катались они

не только на лошадях, но и на оленьих упряжках. Часто в деревнях устраивали так называемый «поезд»: на пару саней ставили лодку, в нее садились ряженые, и «поезд» ехал по деревне, сопровождаемый толпой.
Слайд 7

В ижемских селениях в лодку ставили железную печку, самовар, устанавливали стол.

В ижемских селениях в лодку ставили железную печку, самовар, устанавливали стол.

Ряженые разыгрывали многосюжетное представление: пекли блины на печке, пили чай из самовара, толкли в ступе зерно, «кузнец» бил по наковальне. На средней Вычегде один из ряженых обязательно изображал медведя, а другой – охотника. «Медведь» рычал, кидался на остальных участников инсценировки. «Охотник» вступал с ним в борьбу, во время которой остальные ряженые его подбадривали, давали советы. Наконец, «охотник» одерживал победу, снимал с «медведя» шкуру (вывернутый наизнанку тулуп), а «медведь» вдруг оживал и представление начиналось снова. Медведь (öш) у коми — один из ключевых персонажей, хозяин тайги, «батюшка». Он был наделен разумом и силой и считался живым воплощением лесного духа.

Медведь (öш) у коми — один из ключевых персонажей, хозяин тайги, «батюшка». Он был наделен разумом и силой и считался живым воплощением лесного духа.

Слайд 8

В некоторых сысольских селениях масленичная суббота считалась женским праздником. Сговорившись заранее,

В некоторых сысольских селениях масленичная суббота считалась женским праздником. Сговорившись заранее,

женщины собирались группами до 20-30 человек и по очереди ходили друг к другу в гости, устраивая угощения. Мужчины на эти трапезы не допускались. Более того, когда женщины с плясками и песнями переходили из дома в дом, они вели себя чрезвычайно агрессивно. Всех попавшихся по дороге мужчин били по спине, закидывали снегом, отбирали шапки и рукавицы.

При этом мужчины должны были принимать такое обращение с ними как естественное и не высказывать недовольства.

Слайд 9

У коми-пермяков празднование Масленицы развёртывалось как по общей схеме, так и

У коми-пермяков празднование Масленицы развёртывалось как по общей схеме, так и

на свой манер. Прежде чем встречать Масленицу, коми-пермяки следовали православной традиции – в субботу накануне Масленой недели поминали умерших предков. К этому дню было принято печь рыбные пироги, шаньги, оладьи – тупбси, варить овсяный белый квас – ырбш. Умерших предков приглашали принять угощение. Возможно, этот обряд получил распространение в связи с религиозным представлением, что души усопших тоже должны праздновать Масленицу.
Слайд 10

Воскресенье накануне Масленой недели называлось, как и у русских, Мясным заговеньем.

Воскресенье накануне Масленой недели называлось, как и у русских, Мясным заговеньем.

В этот день перед Масленой неделей и Великим постом (Мясопустом) последний раз ели мясо. К Масленице припасали молочные и мучные продукты, рыбу, овсяный квас, ржаное пиво (сур). Масляная неделя была Сырной, т.к. во время её «употреблялось в пищу много того, что изготовлялось из молока и пеклось на масле, прежде всего блины и орешки (печенье), оладьи, иногда рыбные пироги. Готовили яичницу, солянки, уху.
Слайд 11

Традицией празднования Масленицы было ряженье, носившее не только развлекательный, но и

Традицией празднования Масленицы было ряженье, носившее не только развлекательный, но и

обрядовый смысл. Как и в Святки, ряженые имитировали приход неведомой силы из потустороннего мира, а это должно было сильно воздействовать на весенний солнцеворот. Но в Масленицу ряженые не ходили по домам и не разгуливали по деревне – они участвовали в развлекательном масленичном поезде. В маленькие дровни, на которые брошен ворох соломы, запрягаются одна или две лошади, на дровни садится Масленица (одетый в шубу наизнанку и женское платье мужчина, в руках он держал метлу). Лошадей и сани украшали соломой. Иногда на одну из лошадей сажали мальчика, также одетого в шубу наизнанку, украшенную соломой. Для развлечения смазывали ворота медвежьим салом, чтобы лошади останавливались и сбрасывали седоков; валяли молодожёнов в снегу и закидывали им снег под одежду; скатившись с горки, целовались.

По вечерам девушки и парни собирались в одной избе и плясали до утра. Принято было ходить в гости не только молодым и родственникам, но и пожилым.

Слайд 12

В субботу накануне Прощёного воскресенья у молодёжи была традиция сооружать снежную

В субботу накануне Прощёного воскресенья у молодёжи была традиция сооружать снежную

крепость, а потом состязаться «за её взятие».
Слайд 13

Вероятнее всего, в коми-пермяцких селениях сожжение чучела Масленицы практиковалось давно. Сжигалось

Вероятнее всего, в коми-пермяцких селениях сожжение чучела Масленицы практиковалось давно. Сжигалось

всё то, что отслужило человеку, стало ненужным за год. Масленица представлялась женским образом, поэтому наряжалась в старую женскую одежду.

Есть даже пословица про неряшливо одетого человека: «Кыдз Масленча пасьтасьбм» (одет, будто Масленица). Некоторые говорят, что Масленица – это зима, потому что чучело её сжигается.

Слайд 14

У коми-пермяков в воскресный, Прощёный день, не принято было мыть и

У коми-пермяков в воскресный, Прощёный день, не принято было мыть и

стирать бельё, т. к. они были убеждены, что водой от мытья и стирки будут поить человека после смерти. В Прощёное воскресенье обязательно катались на лошадях. Принято было выезжать пожилым и даже старым людям.

Во время поездки заходили в дома, принимали угощение, высказывали хорошие пожелания, а также просили прощения: «Простите нас, а мы прощаем и вас».

Слайд 15