Массовые уличные представления. Уличный театр

Содержание

Слайд 2

МАССОВЫЕ УЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МАССОВЫЕ
УЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Слайд 3

УЛИЧНЫЙ ТЕАТР театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – на

УЛИЧНЫЙ ТЕАТР
театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве – на

улице, площади, в парке и т.д.
Виды уличного театра многообразны, что, в свою очередь, приводит к невозможности строгой классификации его форм.
Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства.
Он во многом сохраняет архаические черты обрядово-ритуальных действ, связанных в первую очередь с явлениями календарного цикла, т.е., с циклической темой умирания и обновления природы.
Слайд 4

Особенность представлений уличного театра: отсутствие четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей.

Особенность представлений уличного театра:
отсутствие четкого разделения на актеров-исполнителей и зрителей.
Представления

уличного театра всегда носят интерактивный характер
Особенно важна импровизация.
Особая стилистика актерской игры
Особые методы обучения актеров.
Иными должны быть: жест и пластика; манера ношения театрального костюма; взаимоотношения со зрителями и т.д.
В уличном театре зрительское внимание рассеивается неизбежными привходящими объектами.
От актера требуется эмоциональная и энергетическая концентрация, чтобы удержать интерес публики.
Принципы представлений уличных театров близки цирковому искусству, клоунаде (яркая зрелищность, экстремальное эмоциональное воздействие на зрителя, злободневность).
Слайд 5

Как правило, зритель уличного театра смотрит представление бесплатно. Нередко зрители сами

Как правило, зритель уличного театра смотрит представление бесплатно. Нередко зрители сами

получают то или иное вознаграждение – подарок, цветы, угощение и т.п.
Финансирование уличных театральных представлений производится двумя способами.
В случае масштабной акции расходы несет организация, заинтересованная в общественном интересе и преследующая свои корпоративные цели: администрация города; спонсоры, рекламирующие свою продукцию; цеха ремесленников; церковь и т.д.
Если же представление уличного театра является камерным, финансовый риск несет сама труппа, предлагая зрителям в финале представления внести добровольную нефиксированную плату за доставленное эстетическое удовольствие.
Существуют и отдельные площадки на открытом воздухе с платным входом (например, знаменитый театр Г.Крэга Arena Goldoni во Флоренции, концепция актера-марионетки).
Слайд 6

Пропагандистское направление ведет свое начало от первобытных камланий. Основная цель -

Пропагандистское направление ведет свое начало от первобытных камланий.
Основная цель -

удачная охота, урожайный год и т.д.
Побочная – поддержание высокого авторитета шамана или жреца.
От этого направления – театрализованные праздники, посвященные богам, театрализованные уличные представления, посвященные выдающимся событиям.
В рамках этого направления возник знаменитый римский лозунг «Хлеба и зрелищ!»
В средние века церковь практиковала уличные представления мистерий
Слайд 7

Оппозиционное направление уличных театров возникло из представлений бродячих актеров. К этому

Оппозиционное направление уличных театров возникло из представлений бродячих актеров.
К этому направлению

примыкают комедии дель арте, балаганные театры, представления которых разворачивались одновременно и во временных балаганных постройках, и на улице.
Любопытна и форма уличного обрядового театра, существовавшая преимущественно на любительских началах – колядование и вертепные театры, дававшие свои представления во время Святок, от Рождества до Крещения.
Слайд 8

Дополнительный толчок развитию уличных театров дали новые социальные идеи 1950–1960-х –

Дополнительный толчок развитию уличных театров дали новые социальные идеи 1950–1960-х –

молодежные европейские революции (Париж, Прага), движение хиппи, пытавшихся преобразить мир с помощью собственной фантазии.
С 1969 в Авиньоне в рамках чрезвычайно престижного Международного театрального фестиваля (задуманного и воплощенного в жизнь Жаном Виларом в 1947) проводится «офф-программа», собирающая уличные театры всего мира.
Например, мистериальный уличный театр «Брэд энд паппет» Питера Шумана, не имеющий мировых аналогов.
Слайд 9

В России современное развитие уличного театра связано в первую очередь с

В России современное развитие уличного театра связано в первую очередь с

именем Вячеслава Полунина, одного из самых страстных энтузиастов этого направления.
Он стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987).
В 1989 по инициативе Полунина был организован «Караван мира», европейский фестиваль уличных театров.
В 2001 он организовал фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады – «Корабль дураков».
«Офф-программа» – уличная программа театральной олимпиады оказалась самой яркой и запоминающейся ее частью.
Слайд 10

Особое направление – перформанс. Он может быть определен как публичный жест

Особое направление – перформанс.
Он может быть определен как публичный жест (физический,

словесный, поведенческий, социальный и т.д.).
Термин «перформанс» получил распространение в 1970-е и утвердился на месте принятого в 1960-е в США термина «хэппенинг».
Перформанс – художественный плод движения хиппи и позже получил свое развитие в эстетическом течении концептуализма
В отличие от традиционных форм уличного театра, перформансы осуществляют, как правило, художники.