Красота человека. Изображение сцен труда шахтера. 4 класс

Содержание

Слайд 2

4 1 2 3 Цель урока: 1. Познакомиться с картинами Н.

4

1

2

3

Цель урока:
1. Познакомиться с картинами Н. А. Касаткина, посвященными Донбассу.
2. Выполнить

рисунок на тему «Шахтерский труд».
Для работы понадобятся:
лист формата А4;
простой карандаш,
ластик;
любой художественный материал
для выполнения работы в цвете.
Слайд 3

СПАСИБО ШАХТЕРУ У идущего наверх шахтера Только зубы блестят да глаза,

СПАСИБО ШАХТЕРУ У идущего наверх шахтера Только зубы блестят да глаза, Но

в глазах этих столько задора, Что забыть никогда их нельзя. Шлет он золота черные слитки, И идет по земле от него Свет шахтерской широкой улыбки И шахтерского света тепло. Полон света, любви и задора Человек, раздвигающий тьму. Если встретите где-то шахтера, До земли поклонитесь ему!

4

 

1

Слайд 4

Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930) 4 1 2 3

Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930)

4

 

1

2

3

Слайд 5

Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930) — русский живописец-реалист, обративший свое творческое внимание

Николай Алексеевич Касаткин (1859—1930) — русский живописец-реалист, обративший свое творческое внимание на

Донбасс.
Это произошло после первого посещения Н. Касаткиным нашего региона в 1894 году. После художник не раз бывал на Донбассе, знакомился с трудом шахтеров, металлургов, общался с людьми.
Николай Касаткин впервые в русской живописи сумел художественно и правдиво показать тяжелую жизнь рабочего люда, его быт и труд.
Донбасс произвел на Касаткина огромное впечатление. Выбрав для себя шахтерскую тематику, он до конца жизни был ей верен. У него установилась тесная связь с Донбассом. В 90-х годах он почти ежегодно приезжал для сбора материалов к новым картинам, проявлял интерес к быту шахтеров, к их каторжному труду.
Картины Николая Касаткина сохранили для нас ушедший бесповоротно в далекое прошлое старый Донбасс.
Слайд 6

«Углекопы» (Смена), 1895 В 1894 г. Н. Касаткин закончил свою лучшую

«Углекопы» (Смена), 1895

В 1894 г. Н. Касаткин закончил свою лучшую картину

«Углекопы» (Смена), в которой впервые в русской живописи изображает рабочего в качестве главного героя. На картине показан момент пересменки шахтеров: одни, усталые и измученные, с непогасшими лампами выходят из бадьи, а около клети уже ждет новая смена. Картина написана в темных тонах, что усиливает ее эмоциональную выразительность. Н. Касаткин сумел с необычайной правдивостью отобразить каторжные условия труда шахтеров.
Слайд 7

«Лука хромой», 1895 Вот другая картина «Лука хромой». Мы видим физически

«Лука хромой», 1895

Вот другая картина «Лука хромой».
Мы видим физически искалеченного

шахтера, с искривленными, трясущимися ногами, с лампочкой-коптилкой.
Он готов и дальше продолжать свою работу в шахте, где его поджидают увечья, а может быть и смерть.
Слайд 8

«Шахтер-тягольщик», 1896 Еще одна картина — «Шахтер-тягольщик». Художник изображает подростка, ползущего

«Шахтер-тягольщик», 1896

Еще одна картина — «Шахтер-тягольщик». Художник изображает подростка, ползущего в

шахте, который тащит прикрепленные к поясу сани, нагруженные углем. Картина дает яркое представление о труде саночников. Саночник на Донбассе был одной из центральных фигур угольного производства. По 15 часов в сутки они таскали на четвереньках по забою санки с углем.
Слайд 9

«Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894

«Сбор угля бедными на отработанной шахте», 1894

Слайд 10

«Интерьер надшахтного строения. У клети», 1895

«Интерьер надшахтного строения. У клети», 1895

Слайд 11

«Шахтерка», 1894 И только одна «Шахтерка» выделяется из ряда однотипных хмурых

«Шахтерка», 1894

И только одна «Шахтерка» выделяется из ряда однотипных хмурых картин.

Это первое в русской живописи изображение женщины-работницы. В «Шахтерке» Н. Касаткин демонстрирует нам облик молодой здоровой улыбающейся девушки. Тяжелый труд, нужда, невзгоды еще не успели отпечататься на ее лице. В этой картине художнику удалось создать обаятельный и прекрасный образ молодой горнячки. Девушка стоит в непринужденной позе, подбоченясь левой рукой, а правой перекинув через плечо косынку, у приземистого домика в потрепанной кофточке, с прищуренными глазами, и с полуулыбкой смотрит прямо перед собою, готовая к труду и борьбе со всеми жизненными невзгодами.
Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17