- Главная
- Культурология
- Метод действенного анализа
Содержание
- 2. ТОВСТОНОГОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ПРОФЕССОР, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИЙ. РОДИЛСЯ 28 СЕНТЯБРЯ 1915
- 5. МАЛОЧЕВСКАЯ ИРИНА БОРИСОВНА ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ РЕЖИССУРЫ ПЕДАГОГ РЕЖИССЁР (УЧЕНИКИ: Л. ЭРЕНБУРГ, Ю.БУТУСОВ, В.КРАМЕР И ДР.)
- 6. ФИЗИКИ ПРОТИВ ЛИРИКОВ "Спор "физиков" и "лириков" возник на страницах "Комсомольской правды" и продолжался около 3
- 7. ДЕЙСТВИЕ ЕДИНЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В БОРЬБЕ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МАЛОГО КРУГА, КАКИМ-ЛИБО ОБРАЗОМ ВЫРАЖЕННЫЙ
- 8. ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕ= ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ = ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (ДВИЖЕНИЕ ОТ СОЗНАТЕЛЬНОГО К ПОДСОЗНАНИЮ, ЧЕРЕЗ ВНЕШНЕЕ К
- 9. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — ЭТО МНОЖЕСТВО «ЕСЛИ БЫ» ТО, ЧТО ПРИВОДИТ В ДВИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЕ, РАЗВИВАЕТ
- 10. СОБЫТИЙНОЕ РАЗВИТИЕ ТОВСТОНОГОВ СЧИТАЛ, ЧТО ПЬЕСА В СВОЕМ РАЗВИТИИ ОПИРАЕТСЯ НА ПЯТЬ СОБЫТИЙ: ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ —
- 13. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ ПУТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ СВЕРХЗАДАЧИ РЕАЛЬНАЯ, КОНКРЕТНАЯ БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА. НАЧИНАЕТСЯ В ОСНОВНОМ
- 14. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВООБРАЖЕНИЕ — ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ. БЕЗ ВООБРАЖЕНИЯ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ НИ ОДИН ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ.
- 15. РИТМ СОБЫТИЕ — ЭТО ВСЕГДА БОРЬБА РИТМОВ. ЧЕМ КОНТРАСТНЕЕ РИТМЫ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЯ, ТЕМ ОНО РИТМИЧЕСКИ РАЗНООБРАЗНЕЕ.
- 16. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ АРТИСТА—РОЛИ. ЭТО — ЭТАП ЖИЗНИ, ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ, СРЕДНИЙ КРУГ ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ОХВАЧЕННЫЙ ОДНОЙ
- 17. РОМАН ЖИЗНИ ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ УВИДЕТЬ ПЬЕСУ НЕ В СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМАХ, А ТАК, КАК ЕСЛИ БЫ СОБЫТИЯ
- 18. ЖАНР НЕ СУЩЕСТВУЕТ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, ПРАВДЫ «ВООБЩЕ», НО ЕСТЬ ПРАВДА ГОГОЛЯ, ЧЕХОВА, ДОСТОЕВСКОГО, ПРАВДА ГОФМАНА,
- 19. ПОИСК ЖАНРА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЕЙСТВУЮТ ЗАКОНЫ НЕ ПРЯМОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ. МИР, ОТРАЖЕННЫЙ ПОД ОПРЕДЕЛЕННЫМ УГЛОМ
- 20. ПОИСК ВЕРНОЙ ПРИРОДЫ ЧУВСТВ. ВЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. АТМОСФЕРА РЕПЕТИЦИЙ. СОТВОРЧЕСТВО РЕЖИССЕР — ПРОТИВНИК МНОГОСЛОВИЯ НА РЕПЕТИЦИЯХ.
- 21. БЕЗ ТОЧНО НАЙДЕННОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО РОЖДЕНИЕ ЯРКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИЗАНСЦЕНЫ. МИЗАНСЦЕНА — ЯЗЫК РЕЖИССЕРА, МИЗАНСЦЕНА,
- 22. ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ САМОЧУВСТВИЕ АКТЕРА. РЕЖИССЕР — ОРГАНИЗАТОР РЕПЕТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И КАМЕРТОН В ПОИСКЕ ПРИРОДЫ ЧУВСТВ. СОВМЕСТНЫЕ ИМПРОВИЗАЦИИ,
- 23. АКТЁР РЕЖИССУРА – ПРОФЕССИЯ ПОМОЩИ АКТЁРУ ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО АРТИСТА – ИНТЕЛЛЕКТ, НАПРЯЖЁННОСТЬ МЫСЛИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ.
- 24. ТРЕБОВАНИЯ К АРТИСТАМ: - СОУЧАСТИЕ (СПОСОБНОСТЬ РАЗДЕЛИТЬ И ОБОГАТИТЬ ЗАМЫСЕЛ) - РАЗВИТЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ АППАРАТ - СПОСОБНОСТЬ
- 25. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – САМЫЙ НЕУЛОВИМЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ АРТИСТА, ИМЕННО НА ЭТОМ ЭТАПЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ В ЕГО
- 27. Скачать презентацию
ТОВСТОНОГОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ПРОФЕССОР, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИЙ.
РОДИЛСЯ
ТОВСТОНОГОВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, ПРОФЕССОР, ЛАУРЕАТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИЙ.
РОДИЛСЯ
СЦЕНИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛ В 1931Г. В КАЧЕСТВЕ АРТИСТА И АССИСТЕНТА РЕЖИССЕРА В РУССКОМ ТЮЗЕ Г. ТБИЛИСИ.
В 1938Г. ОКОНЧИЛ ГИТИС (ПЕДАГОГИ – А.М. ЛОБАНОВ, А.Д. ПОПОВ).
В 1938–1946Г.Г. – РЕЖИССЕР РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. А.С. ГРИБОЕДОВА (ТБИЛИСИ).
В 1946–1949ГГ. Г.А. ТОВСТОНОГОВ РАБОТАЛ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ТЕАТРЕ (МОСКВА)
С 1949Г. ЖИЗНЬ ГЕОРГИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНА С ЛЕНИНГРАДОМ.
ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛ В КАЧЕСТВЕ РЕЖИССЕРА ТЕАТРА ИМ. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА, КОТОРЫЙ ВОЗГЛАВЛЯЛ С 1950 ПО 1956 ГГ
.В 1955 Г. ПОСТАВИЛ «ОПТИМИСТИЧЕСКУЮ ТРАГЕДИЮ» ВС. ВИШНЕВСКОГО В ЛЕНИНГРАДСКОМ ТЕАТРЕ ИМ. А.С. ПУШКИНА, ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ Ы 1958 Г.
В НАЧАЛЕ 1956 ГОДА, НА СРОК ОКОЛО 33 ЛЕТ СТАЛ ГЛАВНЫМ РЕЖИССЁРОМ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ БОЛЬШОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДО 23 МАЯ 1989 Г.
МАЛОЧЕВСКАЯ ИРИНА БОРИСОВНА
ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ РЕЖИССУРЫ
ПЕДАГОГ
РЕЖИССЁР
(УЧЕНИКИ: Л. ЭРЕНБУРГ, Ю.БУТУСОВ, В.КРАМЕР И ДР.)
МАЛОЧЕВСКАЯ ИРИНА БОРИСОВНА
ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ РЕЖИССУРЫ
ПЕДАГОГ
РЕЖИССЁР
(УЧЕНИКИ: Л. ЭРЕНБУРГ, Ю.БУТУСОВ, В.КРАМЕР И ДР.)
ФИЗИКИ ПРОТИВ ЛИРИКОВ
"Спор "физиков" и "лириков" возник на страницах "Комсомольской
ФИЗИКИ ПРОТИВ ЛИРИКОВ
"Спор "физиков" и "лириков" возник на страницах "Комсомольской
(из архива «Литературного обозрения»)
ДЕЙСТВИЕ
ЕДИНЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В БОРЬБЕ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МАЛОГО
ДЕЙСТВИЕ
ЕДИНЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ В БОРЬБЕ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ МАЛОГО
ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕ= ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ = ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (ДВИЖЕНИЕ ОТ СОЗНАТЕЛЬНОГО
ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕ= ФИЗИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ = ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ (ДВИЖЕНИЕ ОТ СОЗНАТЕЛЬНОГО
ДЕЙСТВИЕ = ПРОЦЕСС = НАЧАЛО + РАЗВИТИЕ + КОНЕЦ (СУТЬ ПРОЦЕССА СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ ВОПРОСОВ: «КАК НАЧИНАЕТСЯ Д.?», «ПО КАКИМ ЗАКОНАМ РАЗВИВАЕТСЯ?», «ПОЧЕМУ И КАК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ?»
ПОБУДИТЕЛЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ – ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЗАКОН СЦЕНЫ – ОБОСТРЕНИЕ ПРЕДЛ.ОБСТВ. БОРЬБА С ПРЕПЯТСТВИЯМИ – ДВИЖУЩАЯ СИЛА. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА М.Б. “+” И “-”
ДЕЙСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ ИЛИ ПРИ ВХОДЕ НОВОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
ДЕЙСТВИЕ ПРОЯВЛЕНО В ЗРЕЛИЩНОЙ ФОРМЕ, ОБЛАДАЕТ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОТРАЖАЮЩЕЙ СОБЫТИЕ. ЯВЛЯЕТСЯ ИМПРОВИЗАЦИОННЫМ И МНОГОВАРИАТИВНЫМ
ДЕЙСТВИЕ: МЫСЛИТЕЛЬНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ, СЛОВЕСНОЕ.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — ЭТО МНОЖЕСТВО «ЕСЛИ БЫ» ТО, ЧТО ПРИВОДИТ
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — ЭТО МНОЖЕСТВО «ЕСЛИ БЫ» ТО, ЧТО ПРИВОДИТ
ТРИ КРУГА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: БОЛЬШОЙ, СРЕДНИЙ, МАЛЫЙ:
БОЛЬШОЙ КРУГ – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЛЕЖАЩИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЬЕСЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, ЭПОХА, КРУГ ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ
СРЕДНИЙ КРУГ – ВСЁ ЧТО СВЯЗАНО С БИОГРАФИЕЙ, СУДЬБОЙ, ЖИЗНЬЮ ПЕРСОНАЖА В ПРЕДЕЛАХ ПЬЕСЫ, СКВОЗНОГО ДЕЙСТВИЯ РОЛИ
МАЛЫЙ КРУГ – ТО ЧТО СВЯЗАНО С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ СОБЫТИЕМ, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, ВРЕМЯ, МЕСТО САМОЧУВСТВИЕ И Т.Д.
СОБЫТИЙНОЕ РАЗВИТИЕ
ТОВСТОНОГОВ СЧИТАЛ, ЧТО ПЬЕСА В СВОЕМ РАЗВИТИИ ОПИРАЕТСЯ НА ПЯТЬ
СОБЫТИЙНОЕ РАЗВИТИЕ
ТОВСТОНОГОВ СЧИТАЛ, ЧТО ПЬЕСА В СВОЕМ РАЗВИТИИ ОПИРАЕТСЯ НА ПЯТЬ
ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ — СВОЕОБРАЗНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ «ЗАЧИН» СПЕКТАКЛЯ, ЕГО КАМЕРТОН, ОНО НАЧИНАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СПЕКТАКЛЯ И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ НА ГЛАЗАХ ЗРИТЕЛЯ; ОНО ФОКУСИРУЕТ, ОТРАЖАЕТ В СЕБЕ (КАК КАПЛЯ ВОДЫ — ОКЕАН) ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЗАРОЖДАЯСЬ В ЕГО НЕДРАХ.
ОСНОВНОЕ СОБЫТИЕ — ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ БОРЬБА ПО СКВОЗНОМУ ДЕЙСТВИЮ, ВСТУПАЕТ В СИЛУ ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПЬЕСЫ.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ — ЭТО В СПЕКТАКЛЕ ВЫСШИЙ ПИК БОРЬБЫ ПО СКВОЗНОМУ ДЕЙСТВИЮ.
В ФИНАЛЬНОМ СОБЫТИИ — КОНЧАЕТСЯ БОРЬБА ПО СКВОЗНОМУ ДЕЙСТВИЮ, ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ — САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ СОБЫТИЕ СПЕКТАКЛЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕ «ЗЕРНО» СВЕРХЗАДАЧИ; В НЕМ КАК БЫ «ПРОСВЕТЛЯЕТСЯ» ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ; ЗДЕСЬ РЕШАЕТСЯ СУДЬБА ИСХОДНОГО ПРЕДЛАГАЕМОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — МЫ УЗНАЕМ, ЧТО СТАЛО С НИМ, ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ОНО ИЛИ ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ПУТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ СВЕРХЗАДАЧИ
РЕАЛЬНАЯ, КОНКРЕТНАЯ БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ
ПУТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ СВЕРХЗАДАЧИ
РЕАЛЬНАЯ, КОНКРЕТНАЯ БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ
НАЧИНАЕТСЯ В ОСНОВНОМ СОБЫТИИ ОДНОВРЕМЕННО С ПОЯВЛЕНИЕМ ВЕДУЩЕГО ПРЕДЛАГАЕМОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПЬЕСЫ — ЭТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО И БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВСЮ БОРЬБУ ПО СКВОЗНОМУ ДЕЙСТВИЮ. ВЫСШЕГО ПИКА ЭТА БОРЬБА ДОСТИГНЕТ В ЦЕНТРАЛЬНОМ СОБЫТИИ. ЗАКОНЧИТСЯ ОНА — В ФИНАЛЬНОМ, ЗДЕСЬ БУДЕТ ИСЧЕРПАНО И ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ПЬЕСЫ. ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, НЕИЗМЕННОЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ПЬЕСЫ, СВЯЗАНО С ИСХОДНЫМ СОБЫТИЕМ — В ИСХОДНОМ СОБЫТИИ ОТРАЖЕНО ИСХОДНОЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО; В ГЛАВНОМ СОБЫТИИ РЕШАЕТСЯ СУДЬБА ИСХОДНОГО ПРЕДЛАГАЕМОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (МЫ УЗНАЕМ, ЧТО С НИМ СТАЛО, ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ОНО, ИЛИ ОСТАЛОСЬ ПРЕЖНИМ, «ПОБЕДИЛО» ИЛИ «ПОТЕРПЕЛО ПОРАЖЕНИЕ»). В ГЛАВНОМ СОБЫТИИ ТАКЖЕ ПРОСВЕТЛЯЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА ПЬЕСЫ.
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
ВООБРАЖЕНИЕ — ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ. БЕЗ ВООБРАЖЕНИЯ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
ВООБРАЖЕНИЕ — ВЕДУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ. БЕЗ ВООБРАЖЕНИЯ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ
СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ — АКТИВНЫЙ, СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОНЦЕНТРАЦИИ ВОЛИ НА КАКОМ-ЛИБО ОБЪЕКТЕ, ПРОЦЕСС АКТИВНОГО ПОСТИЖЕНИЯ ЯВЛЕНИЙ ЖИЗНИ. ТО, К ЧЕМУ НАПРАВЛЕНО ВНИМАНИЕ, — ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ. ЗАКОН: В КАЖДУЮ ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ОДИН ОБЪЕКТ ВНИМАНИЯ.
МЫШЕЧНАЯ СВОБОДА — ЗАКОН ОРГАНИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНИ. СУТЬ ЗАКОНА ТАКОВА: ЧЕЛОВЕК РАСХОДУЕТ РОВНО СТОЛЬКО МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ, СКОЛЬКО ЕЕ ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ДЕЙСТВИЯ.
РИТМ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ, ЭЛЕМЕНТ АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ, — СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ СООТНОШЕНИЯ ЦЕЛИ И ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ МАЛОГО КРУГА. РИТМ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ — ЭТО СТЕПЕНЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ДЕЙСТВИЯ, АКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ.
РИТМ СОБЫТИЕ — ЭТО ВСЕГДА БОРЬБА РИТМОВ. ЧЕМ КОНТРАСТНЕЕ РИТМЫ УЧАСТНИКОВ
РИТМ СОБЫТИЕ — ЭТО ВСЕГДА БОРЬБА РИТМОВ. ЧЕМ КОНТРАСТНЕЕ РИТМЫ УЧАСТНИКОВ
СЦЕНИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ — ЭТО ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ, ЗАКОН ЖИЗНИ: КАЖДЫЙ ОБЪЕКТ, КАЖДОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ТРЕБУЕТ К СЕБЕ ОТНОШЕНИЯ. ОТНОШЕНИЕ — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА.
ОЦЕНКА — ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ. ОЦЕНКА — ПРОЦЕСС ПЕРЕХОДА ИЗ ОДНОГО СОБЫТИЯ В ДРУГОЕ. ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ СНАЧАЛА ИДЕТ ПО ТЕМ ЖЕ КАНАЛАМ, ЧТО И УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ:
СМЕНА ОБЪЕКТА ВНИМАНИЯ;
СОБИРАНИЕ ПРИЗНАКОВ (ОТ НИЗШЕГО К ВЫСШЕМУ);
УСТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРИЗНАКА (САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЭТАП). В МОМЕНТ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРИЗНАКА, ВСЛЕД ЗА ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ,-
ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВАЯ ЦЕЛЬ, МЕНЯЕТСЯ РИТМ, РОЖДАЕТСЯ НОВОЕ ДЕЙСТВИЕ — ТАК МЫ ПЕРЕХОДИМ В СЛЕДУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ АРТИСТА—РОЛИ. ЭТО — ЭТАП ЖИЗНИ, ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ,
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ АРТИСТА—РОЛИ. ЭТО — ЭТАП ЖИЗНИ, ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОДНОЙ ЦЕЛЬЮ,
СВЕРХЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА—РОЛИ — ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО МЕЧТА О СЧАСТЬЕ. ЭТО ЦЕЛЬ, КОТОРОЙ ПОДЧИНЕНА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА. ИССЛЕДУЯ ПОСТУПКИ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ПОДЛИННОЙ СВЕРХЗАДАЧЕ ЧЕЛОВЕКА.
СВЕРХЗАДАЧА СПЕКТАКЛЯ-ПЬЕСЫ — ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ОБРАЩЕННАЯ В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ, ТО, ВО ИМЯ ЧЕГО СТАВИТСЯ СЕГОДНЯ СПЕКТАКЛЬ. ПОСТИЖЕНИЮ СВЕРХЗАДАЧИ ПОМОГАЕТ ПРОНИКНОВЕНИЕ В СВЕРХ-СВЕРХЗАДАЧУ АВТОРА, В ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ-ПЬЕСЫ – ПУТЬ ВОПЛОЩЕНИЯ СВЕРХЗАДАЧИ —— ЭТО ТА РЕАЛЬНАЯ, КОНКРЕТНАЯ БОРЬБА, ПРОИСХОДЯЩАЯ НА ГЛАЗАХ ЗРИТЕЛЕЙ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА.
РОМАН ЖИЗНИ
ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ УВИДЕТЬ ПЬЕСУ НЕ В СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМАХ, А
РОМАН ЖИЗНИ
ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ УВИДЕТЬ ПЬЕСУ НЕ В СЦЕНИЧЕСКИХ ФОРМАХ, А
ЭТО ЭТАП НА КОТОРОМ ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК СЦЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ СОЗДАТЬ «РОМАН ЖИЗНИ», НЕДОСТАТОЧНО ХОРОШО ЗНАТЬ ПЬЕСУ, НЕДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ ВСЁ ТВОРЧЕСТВО АВТОРА, НАДО ЕЩЁ МНОГОЕ ЗНАТЬ ИЗ ТОГО, ЧТО ОСВЕЩАЕТ ЖИЗНЬ НА ТОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ЭТАПЕ, О КОТОРОМ НАПИСАНА ПЬЕСА И В КОТОРОМ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ. НАДО ПРИВЛЕЧЬ ОГРОМНЫЙ МАТЕРИАЛ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ, ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ, ИСКУССТВО, ГАЗЕТЫ ТОГО ВРЕМЕНИ, ЖУРНАЛЫ. ЭТО НУЖНО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДАТЬ ПИЩУ СВОЕМУ ВООБРАЖЕНИЮ.
ЖАНР
НЕ СУЩЕСТВУЕТ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, ПРАВДЫ «ВООБЩЕ», НО ЕСТЬ ПРАВДА ГОГОЛЯ,
ЖАНР
НЕ СУЩЕСТВУЕТ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ, ПРАВДЫ «ВООБЩЕ», НО ЕСТЬ ПРАВДА ГОГОЛЯ,
ПОИСК ЖАНРА СВЯЗАН С ОДНОЙ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ТЕАТРА: ВЗАИМООТНОШЕНИЕМ РЕЖИССЕРА И АВТОРА.
РЕЖИССЕР — ОТНЮДЬ НЕ ИНТЕРПРЕТАТОР, НЕ ИЛЛЮСТРАТОР — ОН САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ТВОРЕЦ. ОДНАКО КОРНИ РЕЖИССЕРСКОГО ИСКУССТВА — В ТВОРЧЕСТВЕ АВТОРА.
ПОИСК ЖАНРА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЕЙСТВУЮТ ЗАКОНЫ НЕ ПРЯМОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ. МИР,
ПОИСК ЖАНРА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЕЙСТВУЮТ ЗАКОНЫ НЕ ПРЯМОГО ОТРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ. МИР,
СТИЛЬ АВТОРА ХАРАКТЕРИЗУЕТ НЕ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ, ПОДДАЮЩИЕСЯ АНАЛИЗУ, НО ОСОБЫЙ ХАРАКТЕР ИХ СПЛАВА. ЯЗЫК, ПЛАСТИКА, ПРИРОДА КОНФЛИКТА, ТЕМПО-РИТМ, ЛЕКСИКА, ИНТОНАЦИЯ, НРАВЫ, ХАРАКТЕРЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, НЕПОВТОРИМОСТЬ АТМОСФЕРЫ, СРЕДЫ, БЫТА И БЫТИЯ, ЗАКОНОВ И ОБЫЧАЕВ, КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ, СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ОБЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ
— МОГУТ ПОМОЧЬ РЕЖИССЕРУ ПРОНИКНУТЬ
В ТАЙНУ АВТОРА.
ПОИСК ВЕРНОЙ ПРИРОДЫ ЧУВСТВ.
ВЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.
АТМОСФЕРА РЕПЕТИЦИЙ. СОТВОРЧЕСТВО
РЕЖИССЕР — ПРОТИВНИК
ПОИСК ВЕРНОЙ ПРИРОДЫ ЧУВСТВ.
ВЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ.
АТМОСФЕРА РЕПЕТИЦИЙ. СОТВОРЧЕСТВО
РЕЖИССЕР — ПРОТИВНИК
КАК МОЖНО РАНЬШЕ ПОЗНАКОМИТЬ АКТЕРОВ С ПРИНЦИПОМ СЦЕНОГРАФИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, С КОСТЮМАМИ, С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ГОТОВЯЩЕГОСЯ СПЕКТАКЛЯ. РЕШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА, В КОТОРОМ ПРЕДСТОИТ ЖИТЬ АКТЕРАМ. НАЙТИ ПРИРОДУ СООТВЕТСТВИЯ СЦЕНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ, В КОТОРУЮ БУДЕТ ПОГРУЖЕН АРТИСТ, ЕЕ СТИЛИСТИЧЕСКОГО, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО РЯДА, ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ И СПОСОБА АКТЕРСКОЙ ИГРЫ, АКТЁРСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
БЕЗ ТОЧНО НАЙДЕННОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО РОЖДЕНИЕ ЯРКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИЗАНСЦЕНЫ.
БЕЗ ТОЧНО НАЙДЕННОГО ПРОСТРАНСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО РОЖДЕНИЕ ЯРКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИЗАНСЦЕНЫ.
ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ САМОЧУВСТВИЕ АКТЕРА.
РЕЖИССЕР — ОРГАНИЗАТОР РЕПЕТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И КАМЕРТОН В
ИМПРОВИЗАЦИОННОЕ САМОЧУВСТВИЕ АКТЕРА.
РЕЖИССЕР — ОРГАНИЗАТОР РЕПЕТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И КАМЕРТОН В
СЦЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ И ХАРАКТЕР, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЖАНРА.
ПОСТИЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА
1) ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ;
2) СПОСОБ ДУМАТЬ;
3) РИТМ ЕГО ЖИЗНИ.
НАЙТИ СПОСОБ ГЕРОЯ ДУМАТЬ — ЭТО ЗНАЧИТ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ЕГО МИРОВОЗЗРЕНИЮ, ПОСТИГНУТЬ ЕГО МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. СВОЕОБРАЗИЕ ВИДЕНИЙ, АССОЦИАЦИЙ, ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ПЕРСОНАЖА.
ОСТРОТА ЗРИТЕЛЬНЫХ, СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПОМИНАНИЙ — ФОРМИРУЕТ МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ. РИТМ ЖИЗНИ ГЕРОЯ, ОТНОШЕНИЕ К МИРУ — ТЕСНО СВЯЗАНЫ С ЕГО СПОСОБОМ ДУМАТЬ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ПРИЙТИ К ХАРАКТЕРНОСТИ.
АКТЁР
РЕЖИССУРА – ПРОФЕССИЯ ПОМОЩИ АКТЁРУ
ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО АРТИСТА – ИНТЕЛЛЕКТ, НАПРЯЖЁННОСТЬ МЫСЛИ,
АКТЁР
РЕЖИССУРА – ПРОФЕССИЯ ПОМОЩИ АКТЁРУ
ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО АРТИСТА – ИНТЕЛЛЕКТ, НАПРЯЖЁННОСТЬ МЫСЛИ,
ТРЕБОВАНИЯ К АРТИСТАМ:
- СОУЧАСТИЕ (СПОСОБНОСТЬ РАЗДЕЛИТЬ И ОБОГАТИТЬ ЗАМЫСЕЛ)
- РАЗВИТЫЙ
ТРЕБОВАНИЯ К АРТИСТАМ:
- СОУЧАСТИЕ (СПОСОБНОСТЬ РАЗДЕЛИТЬ И ОБОГАТИТЬ ЗАМЫСЕЛ)
- РАЗВИТЫЙ
- СПОСОБНОСТЬ К ИМПРОВИЗАЦИИ
-ЛИЧНОСТЬ АРТИСТА
АРТИСТ ВЕДЁТ ЗРИТЕЛЯ ЗА СОБОЙ НЕ ДАВАЯ ПРЕДУГАДАТЬ ПОСТУПКИ, ДВИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ
ИСТИННОСТЬ ЧУВСТВ – ОБОЗНАЧЕНИЕ ВРАГ.
СНАЧАЛА ВЫСОТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАКАЛА, ЗАТЕМ ОТБОР ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ.
ГЛАВНОЕ – ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
ПРОТИВНИК САМОВЫРАЖЕНИЯ
«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – САМЫЙ НЕУЛОВИМЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ АРТИСТА, ИМЕННО НА ЭТОМ
«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ – САМЫЙ НЕУЛОВИМЫЙ ЭТАП В РАБОТЕ АРТИСТА, ИМЕННО НА ЭТОМ
ПОЭТОМУ РЕЖИССЁРУ НУЖНА ОГРОМНАЯ ЧУТКОСТЬ, ОГРОМНОЕ ЧУВСТВО ВЕРНОГО БАЛАНСА В ВОСПИТАНИИ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА, ЧТОБЫ, НЕ НАРУШАЯ ЗАКОНА ДОСТОВЕРНОСТИ, ВЕСТИ АРТИСТА К ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ, ИНАЧЕ ВЫ УБЬЁТЕ В НЁМ ХУДОЖНИКА, ПРОЭКСПЛУАТИРУЕТЕ ЕГО ДАННЫЕ, ЛИШИТЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ ОБРЕСТИ ПОДЛИННОЕ МАСТЕРСТВО. ПОЭТОМУ РЕЖИССЁРУ ПРИХОДИТСЯ ИНОГДА ОТСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ЗАТЕМ СНОВА СДЕЛАТЬ ШАГ ВПЕРЁД, ИДТИ НА КОМПРОМИСС ПЕРЕД АРТИСТОМ, А ИНОГДА И ПЕРЕД ЗРИТЕЛЕМ, НО НЕИЗМЕННО В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ АРТИСТА ДУМАТЬ О ПЕРСПЕКТИВЕ. ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ, А ДУМАЕТЕ ТОЛЬКО О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ ТЕАТРА, О ЕГО БЛИЖАЙШИХ ЗАДАЧАХ, ЗНАЧИТ, ВЫ НЕ ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫ НЕ ЗАБОТИТЕСЬ О СУДЬБЕ АРТИСТА, УБИВАЕТЕ СУЩЕСТВО АКТЁРСКОГО ИСКУССТВА, ОТНИМАЕТЕ ПРАВО НА АКЦИЮ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ».
ТОВСТОНОГОВ Г.А. О ПРОФЕССИИ РЕЖИССЁРА. М., ВТО, 1965, С.202