Мордовский танец. Этнические танцы мордвы

Содержание

Слайд 2

Подготовила: педагог дополнительного образования Центра Внешкольной работы с.Богатое Гребенюк Анастасия Сергеевна

Подготовила:
педагог дополнительного образования
Центра Внешкольной работы с.Богатое
Гребенюк Анастасия Сергеевна

Слайд 3

Обоснование выбора темы: Узнать чем отличается этнический мокшанский танец от эрзянского.

Обоснование выбора темы:

Узнать чем отличается этнический мокшанский танец от эрзянского.

Слайд 4

Актуальность исследования: Изучение истории народного мордовского танца. Познание этнокультурного потенциала танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши.

Актуальность исследования:

Изучение истории народного мордовского танца.
Познание этнокультурного потенциала танцевального творчества мордвы-эрзи

и мордвы-мокши.
Слайд 5

Цель работы: Ознакомление с народной танцевальной культурой мордвы и с этническим танцем .

Цель работы:

Ознакомление с народной танцевальной культурой мордвы и с этническим танцем

.
Слайд 6

Задачи: 1. Представлять особенности этнических танцев мордвы-мокши и мордвы-эрзи. 2. Уметь

Задачи:

1. Представлять особенности этнических танцев мордвы-мокши и мордвы-эрзи.
2. Уметь высказывать свое

отношение и уважение к национальным традициям
Слайд 7

План: Введение. 2. Эрзянский женский танец. 3. Мокшанский женский танец. 4.

План:

Введение.
2. Эрзянский женский танец.
3. Мокшанский женский танец.
4. Мужской этнический танец

мордвы.
5. Заключение.
Слайд 8

У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи

У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества

мордвы-эрзи и мордвы-мокши, который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли».

Введение

Слайд 9

Этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки, как

Этнические танцы мордвы связаны с брачными «плясками» журавлей. Образ утки,

как священной птицы, присутствующий в орнаменте, вышивке отразился и в этнической хореографии.
Медвежьи пляски в свадебном обряде у мордвы связаны с ряженьем, в них участвуют, как правило, женщины. Танцоры «медвежьих плясок», изображая лесного зверя, делают мелкую «топотню» – «переступание» ног на месте, поддерживают ритм неуклюжими, но выразительными движениями рук. Подражательная пластика танцоров выражается не только хлопками в ладоши, но даже тогда, когда они выполняют с наклоном корпуса и головы вперед своеобразное «лягание», «брыкание», «бодание», «виляние».
Слайд 10

Мордва водила хороводы по кругу уже в начале XII в. В

Мордва водила хороводы по кругу уже в начале XII в.

В пляске («кирькс кужонь киштема» (э.)) две девушки выходили в середину круга, складывали руки на груди, подбоченивались и топтались на одном месте, а потом менялись. В это время бытовали пляски рядами («ряцок киштема» (м.)), где танцоры шли длинными шеренгами, взявшись за руки. У мордвы-мокши и мордвы-эрзи до сих пор бытуют два вида хороводов: 1) будничный – «пе», «куро (а)» (м., э.), (куринка) – шаговый; 2) праздничный – «оцю» (м.), «покш» (э.), «ульця» (м., э.) (большая улица) – плясовой.
Слайд 11

Мужской этнический танец мордвы Мужчины в праздники устраивают соревнование в «срамных

Мужской этнический танец мордвы
Мужчины в праздники устраивают соревнование в

«срамных бесовских» плясках, становятся друг против друга, топают ногами и садятся вприсядку. Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы.
Слайд 12

Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику

Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную

технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна.

Эрзянский женский танец

Слайд 13

Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала

Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее

сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение.  Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека.

Мокшанский женский танец

Слайд 14

Характеристика танцевальной культуры мордовского народа взаимосвязана не только с этническим характером

Характеристика танцевальной культуры мордовского народа взаимосвязана не только с этническим

характером (упрямством, решительностью), но и темпераментом (молчаливостью, раздражительностью).

Заключение

Слайд 15

консультации интернет книги Источники информации

консультации

интернет

книги

Источники информации