Национальный русский костюм

Содержание

Слайд 2

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о

Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о

традициях и обычаях своего народа.

Одежда  русских  поражала  иностранных  гостей  своей  пышностью,  разнообразием  убранств  и  красочностью. Вся  одежда  четко  разделялась  в  соответствии  с  тем,  кто ее  носил. Одежда  простолюдинаи крестьянина  была скромная  и  бедная,  одежда  князей,  бояр  и  царского  двора – очень  богатая  и  нарядная.

Слайд 3

Разновидности русского костюма Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением

Разновидности русского костюма
Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота,

серебра, жемчуга, меха, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству
Костюм простого народа шили из льна, хлопка и шерсти.
Слайд 4

Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков

Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков

и нарядов судили о богатстве хозяев дома.
Слайд 5

Основу любого русского костюма составляла рубаха Рубаху надевали мужчины, женщины и

Основу любого русского костюма составляла рубаха

Рубаху надевали мужчины, женщины и

дети, и носили от рождения до смерти. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой и использовалась в качестве оберега.
Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные.
Слайд 6

Женская одежда. Сарафан Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках.

Женская одежда. Сарафан

Сарафан распашная длинная
одежда без рукавов, на лямках.
Сарафаны шили

из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.
Слайд 7

Понёва Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной

Понёва

Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или

полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Слайд 8

Передник Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник,

Передник

Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или

занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Слайд 9

Душегрея Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной

Душегрея

Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой,

а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Слайд 10

Головные уборы Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что

Головные уборы

Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что волосы

замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты , а также платки.
Слайд 11

Мужская одежда Комплекс мужской одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по

Мужская одежда

Комплекс мужской одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой

стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани или онучного сукна.
Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы.
Слайд 12

Порты Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на

Порты

Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке,

который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
Слайд 13

Кафтан Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными

Кафтан

Кафтан – это верхняя одежда длиной ниже колен с длинными

рукавами и высоким воротником. Кафтаны знатных бояр обычно богато украшали дорогими тканями, вышивкой, тесьмой
Слайд 14

Онучи. Лапти. Валенки Онучи это куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног

Онучи. Лапти. Валенки

Онучи это куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки,

портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

Лапти это обувь, сплетённая из лыка
или берёсты.
Основной вид крестьянской обуви.

Валенки мужская, женская обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти.Это обувь с высоким голенищем, круглым носком, плоской подошвой без каблука.

Слайд 15

Дети Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца

Дети

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику)

или матери (девочке). Весь секрет -в священной силе, или в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза. Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Слайд 16

Ткань Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки,

Ткань

Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому

крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать.
Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе.
Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
Слайд 17

Выбор цвета в костюме. Цвета в одежде отвечали народным представлениям о

Выбор цвета в костюме.

Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте

окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси.
Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.
Самым любимым цветом был красный. «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви.
Каждая губерня выбирала предпочтение своему цвету .
Слайд 18

Выбор орнамента Орнамент имел особый смысл в костюме. Предпочитали цветы, птицы,

Выбор орнамента

Орнамент имел особый смысл в
костюме. Предпочитали цветы, птицы,
дерево

жизни, ромбы, кресты и женские образы.
Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия.
Рукава – символ труда, рукоделья, достатка здоровья, благополучия.
Слайд 19

Украшения Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом

Украшения

Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве

надевались на шею ожерелья из жемчуга и граната , янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги и мелкие, изящные.