Путешествие в мир Эрмитажа

Содержание

Слайд 2

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage— место уединения, келья, приют

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от фр. ermitage— место уединения, келья,

приют отшельника) — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Слайд 3

Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы

Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы

в самом центре Санкт-Петербурга.

Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец.

Главная лестница Зимнего дворца

Слайд 4

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала

приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II.

В 1852 из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Слайд 5

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после

того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).
Слайд 6

Картины из коллекции И. Гоцковского Франц Хальс Портрет молодого человека с

Картины из коллекции И. Гоцковского

Франц Хальс
Портрет молодого человека с перчаткой

в руке
(около 1650 г.)

Ян Стен.
Гуляки
(около 1660 г.)

Слайд 7

Картины из коллекции И. Гоцковского Хендрик Голциус Адам и Ева (1608

Картины из коллекции И. Гоцковского

Хендрик Голциус
Адам и Ева
(1608 г.)

Якоб Йорданс


Семейный портрет
(начало 1650-х гг.)
Слайд 8

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена
богатая коллекция

саксонского министра графа Брюля,насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Тициан.
Бегство в Египет
(1508 г.)

Слайд 9

Бернардо Беллотто. Картины из серии видов Дрездена и Пирны (1750-е гг.)

Бернардо Беллотто. Картины из серии видов Дрездена и Пирны (1750-е гг.)

Слайд 10

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи

барона Кроза в 1772 г. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи.
Преобладали полотна итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века.
В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Слайд 11

Джорджоне Юдифь, (около 1504 г.) Рафаэль Святое семейство (1507-1508 гг.)

Джорджоне
Юдифь, (около 1504 г.)

Рафаэль
Святое семейство
(1507-1508 гг.)

Слайд 12

Тициан Даная (1553-1554 гг.) Рембрандт Автопортрет с женой Саскией на коленях (1636 г.)

Тициан
Даная
(1553-1554 гг.)

Рембрандт Автопортрет с женой Саскией на коленях
(1636

г.)
Слайд 13

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 г., добавила ряд

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 г., добавила ряд

шедевров Рембрандта и Ван Дейка.

Рембрандт
Жертвоприношение Авраама
(1635 г.)

Рембрандт
Немилость Амана
(около 1665 г.)

Слайд 14

Портреты кисти Ван Дейка Портрет мужчины с лютней (1622-1632 гг.) Принц

Портреты кисти Ван Дейка

Портрет мужчины с лютней
(1622-1632 гг.)

Принц Карл

Луи
с братом
(1637 г.)

Портрет Карла д`Эсте
(1634-1635 гг.)

Слайд 15

Портреты кисти Ван Дейка Семейный портрет (1621 г.) Портрет графа Томаса

Портреты кисти Ван Дейка

Семейный портрет
(1621 г.)

Портрет графа
Томаса Стаффорда
(1633-1636

гг.)

Портрет короля Англии Карла I
верхом на коне
(1635 г.)

Слайд 16

Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков

Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков

из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781 г., в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.
Слайд 17

Еще одной значительной покупкой Екатерины II стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна,

Еще одной значительной покупкой Екатерины II стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна,

которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты.

Микеланджело
Скорчившийся мальчик
(1530-1534 гг.)

Слайд 18

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того,

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того,

Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро.

Выставка в Эрмитаже "Судьба одной коллекции.
500 резных камней из Кабинета герцога Орлеанского"

Слайд 19

Резные камни из коллекции герцога Орлеанского

Резные камни из коллекции герцога Орлеанского

Слайд 20

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только

коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже.
В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне
Слайд 21

В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист»

В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист»

Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне находится в Вашингтоне).

Караваджо
Лютнист (1596 г.)

Боттичелли
Поклонение волхвов (1475-1476 гг.)

Слайд 22

Жозефина Богарне, первая жена Наполеона Бонапарта, подарила Александру I камею Гонзага.

Жозефина Богарне, первая жена Наполеона Бонапарта, подарила Александру I камею Гонзага.


В 1810-е была приобретена галерея дворца Мальмезон, в том числе работы Рембрандта и Кановы. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта в 1814 г.

Камея Гонзага
(Александрия, III в. до н. э.)

Слайд 23

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный

вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у гроба Господня» Аннибале Карраччи.

Рафаэль. Мадонна Альба
(ок 1510-1511 гг.)

Карраччи
Три Марии у гроба Господня
(1597-98 гг.)

Слайд 24

В 1845 г. по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера

В 1845 г. по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера

Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров.

Кампен. Створки диптиха «Троица. Богоматерь у камина.» (ок. 1430 г.)

Ван Эйк. Диптих «Распятие. Страшный суд.» (1425-1430 гг.)

Слайд 25

Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были

Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были

приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта

Ван Эйк.
Благовещение (1420 г.)

Себастьяно дель Пьомбо.
Пьета (ок. 1515 г.)

Госсарт.
Снятие с креста
(1510-1520 гг.)

Слайд 26

В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры

В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры

Тициана и Пальмы Веккьо.

Тициан. Несение креста
(1565 г.)

Слайд 27

Когда Эрмитаж был открыт, он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской,

Когда Эрмитаж был открыт, он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской,

античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его фонд.
Слайд 28

В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные

В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были очень ценные

произведения, в том числе и средневековых мастеров, например, всемирно знаменита картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
которая была написана в Голландии в XVII веке, в переломный период между средневековьем и Новым временем.
Слайд 29

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился

за счет национализированных частных коллекций. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из Основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

Сокровища из коллекции
Великих Моголов

Слайд 30

В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в

В результате перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в

Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены работы, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Ван Гог Хижины ( 1890 г.)

Пикассо Натюрморт с гитарой
(1921 г.)

Слайд 31

Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия (или

Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская Рентерия (или

Бриллиантовая Комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в Музей изящных искусств Москвы.
Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию.
Слайд 32

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более миллиона

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более миллиона

единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению.
Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

Здание Эрмитажа после обстрела фашистами

Сокровища Эрмитажа вернулись из эвакуации

Слайд 33

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца

XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

Палеолитические Венеры, найденные при
раскопках в селе Костенки

Слайд 34

Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее

Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков.
Наиболее полно

представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

Леонардо да Винчи
Мадонна Бенуа
(1478-1480 гг.)

Слайд 35

Корреджо Женский портрет (1517-1519 гг.) Гейнсборо Дама в голубом (ок. 1770

Корреджо
Женский портрет
(1517-1519 гг.)

Гейнсборо
Дама в голубом
(ок. 1770 гг.)

Тициан.

Святой Себастьян (1575 г.)
Слайд 36

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный

комплекс Эрмитажа:
Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад.
Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I.
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены:
Запасной дом Зимнего дворца (1877 — 1878)
Эрмитажный гараж (1911, архитектор Н. И. Крамской)
Слайд 37

До 1863 г. Эрмитаж находился под личным управлением императора, главы отделений:

До 1863 г. Эрмитаж находился под личным управлением императора, главы отделений:

Флориан Антонович Жиль и Фёдор Антонович Бруни.
Далее Эрмитажем руководили:
с 1863 по 1878 — Степан Александрович Гедеонов
с 1879 по 1888 — Александр Алексеевич Васильчиков
с 1888 по 1899 — Сергей Никитович Трубецкой
с 1899 по 1909 — Иван Александрович Всеволожский
с 1909 по 1918 — Дмитрий Иванович Толстой
с 1918 по 1927 — Сергей Николаевич Тройницкий
с 1928 по 1929 — Павел Иванович Кларк
1930 — Леонид Леонидович Оболенский
с 1931 по 1934 — Борис Васильевич Легран
с 1934 по 1951 — Иосиф Абгарович Орбели
с 1951 по 1964 — Михаил Илларионович Артамонов
с 1964 по 1990 — Борис Борисович Пиотровский
с 1990 по наст. время — Михаил Борисович Пиотровский
Слайд 38

У Государственного Эрмитажа на настоящее время три филиала: в Казани, Амстердаме

У Государственного Эрмитажа на настоящее время три филиала: в Казани, Амстердаме

и в Выборге.

Центр Эрмитаж-Казань

Филиал Эрмитажа в Амстердаме

Филиал Эрмитажа в Выборге

Слайд 39

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства

и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Для того чтобы познакомиться с экспозициями всех залов музея, потребуется проделать путь в 22 км. Даже если задерживаться у каждого хранящегося здесь экспоната хотя бы на минуту и проводить в музее ежедневно по 8 часов - на осмотр коллекции придется затратить почти 15 лет.
Слайд 40

При подготовке презентации использовался материал с сайтов: http://fealot.ru/cgi-bin/index.py?page=28&number=3 http://www.rospisatel.ru/dubova5.htm http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st012.shtml http://blogs.privet.ru/community/vremja_poznanii/111296730

При подготовке презентации использовался материал с сайтов:
http://fealot.ru/cgi-bin/index.py?page=28&number=3
http://www.rospisatel.ru/dubova5.htm
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st012.shtml
http://blogs.privet.ru/community/vremja_poznanii/111296730
http://architectoram.com/photo-id-11199.html

Список использованной литературы:
Валова-Шамшурина, Е.
Прогулки

со Сфинксом. Эрмитаж. [Текст]/ Е. Валова-Шамшурина.-СПб.: Лимбус Пресс, 1996.-136 с.: ил.
Воронихина, Л.Н.
Государственный эрмитаж . [Текст]/ Л.Н. Воронихина.-СПб.: «Искусство», 1983.-456 с.:ил.
100 великих музеев мира [Текст] / под ред. Н.А. Иониной.- М.: Вече, 1999.- 512 с.