- Главная
- Культурология
- Сандро Боттичелли
Содержание
- 2. 7 февраля 1469 - Клариче и Лоренцо заключили брак по доверенности Брак был устроен матерью Лоренцо
- 3. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи (1474 – 1475) Картина написана на деревянной доске темперой. В
- 4. Заказчик картины неизвестен, также неизвестно кто был её владельцами до момента, пока картина не оказалась в
- 5. Сикстинская капелла (1480 – 1482) 27 октября 1480 - Боттичелли, вместе с другими флорентийскими художниками, Доменико
- 6. Моисей убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню Моисей помогает дочерям Иофора (в
- 7. Искушение Христа искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески дьявол под личиной отшельника
- 8. Весна (1482) 19 июля 1482 года Лоренцо Великолепный женил по политическим соображениям своего 17-летнего племянника Лоренцо
- 9. Состоит из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
- 10. Рождение Венеры (1482 - 1483) 172,5 см 278,5 см Заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для
- 11. Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями
- 12. Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Джеролама Савонарола (портрет Фра Беато Анжелико) Портрет Данте «Божественная комедия» Данте
- 13. рисунки были выполнены по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи рисунки выполнены металлическим штифтом на больших листах
- 14. И вот идет, тропинкою, по краю, Между стеной кремля и местом мук, Учитель мой, и я
- 15. Чистилище О христиане, гордые сердцами, Несчастные, чьи тусклые умы Уводят вас попятными путями! Вам невдомек, что
- 16. 1498 - Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли
- 17. Оплакивание Христа (1495) Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Лишь благодаря
- 19. Скачать презентацию
7 февраля 1469 - Клариче и Лоренцо заключили брак по доверенности
Брак
7 февраля 1469 - Клариче и Лоренцо заключили брак по доверенности
Брак
Лукреция Торнабуони
Портрет молодой
женщины
Строгий профиль
Изящный силуэт
Изображена на фоне
окна
Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи (1474 – 1475)
Картина написана
Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи (1474 – 1475)
Картина написана
ниша с пастильей
Реальная медаль
в этой работе художник дал новый для эпохи Кватроченто тип композиции
Изображали погрудно
Строго в профиль
Нейтральный фон
Боттичелли изобразил персонажа
почти в фас
на заднем плане виден пейзаж
отчетливо выписаны руки
Заказчик картины неизвестен, также неизвестно кто был её владельцами до момента,
Заказчик картины неизвестен, также неизвестно кто был её владельцами до момента,
Существует несколько версий, касательно имени изображённого на картине
возможно на картине изображён сам Сандро Боттичелли, так как существует определенное сходство юноши и самого художника, каким он изобразил себя на картине «Поклонение волхвов» около 1475 года, то есть обе картины написаны практически в одно и то же время
Микелоццо ди Бартоломмео – возможно, на картине изображён вероятный автор медали, архитектор, работал над заказами Медичи
Фра Анжелико.
Микелоццо ди Бартоломмео
Хростофор ди Джеремия - известный итальянский медалист и архитектор
Христофор ди Джеремия
Антонио Боттичелли - возможно, на картине изображён брат художника, так как известно, что он был ювелиром и занимался производством медалей для семьи Медичи
Сикстинская капелла (1480 – 1482)
27 октября 1480 - Боттичелли, вместе с
Сикстинская капелла (1480 – 1482)
27 октября 1480 - Боттичелли, вместе с
Весна 1481 - флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле, вместе с Пьетро Перуджино, который начал работу ранее
Тема росписи: параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом, преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап
Боттичелли, при участии множества помощников, украсил стены капеллы тремя фресками
Призвание Моисея
Моисей
Моисей, снимающий обувь
Модель – Симонетта Веспуччи
Моисей убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню
Моисей убивает египетского надсмотрщика, издевавшегося над евреями, и уходит в пустыню
Моисей помогает дочерям Иофора (в том числе своей будущей супруге Сепфоре), прогнав пастухов, которые не пускали девушек к колодцу
Моисей снимает обувь и слышит повеление Бога вернуться в Египет и освободить свой народ
Моисей ведёт евреев в Землю Обетованную
Во всех эпизодах Моисей легко узнаваем по своим жёлто-зелёным одеждам, на остальных фресках капеллы он одет аналогично
Искушение Христа
искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески
дьявол
Искушение Христа
искушение Христа запечатлено в трёх сценах в верхней части фрески
дьявол
дьявол Пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, изображённого в виде церкви Святого Духа ди Сассия, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите
дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить сыну божьему.
На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма, дабы заявить о своём очищении. В руках молодого человека жертвенная чаша и кропило
Две женщины подносят другие ингредиенты для ритуала — жертвенных птиц и вязанку кедровых дров
1
2
Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был исцелен через воскресение
жрец - Моисей
юноша - Христос
Симонетта Веспуччи
Фрески расположены на
противоположных стенах
Весна (1482)
19 июля 1482 года Лоренцо Великолепный женил по политическим соображениям
Весна (1482)
19 июля 1482 года Лоренцо Великолепный женил по политическим соображениям
картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением
Предполагают, что у Боттичелли было несколько источников
1) фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом
2) отрывок из поэмы Овидия «Фасты»
«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля»
Из него на картине появились: Венера, Флора, Меркурий («Венеры крылатый вестник») и Зефир
Отсюда появились Хлорида и Хариты
на картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»)
Вся она усеяна цветами . Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам
воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»)
Композиция выстраивается справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1
бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов
Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы
богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»)
Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны
Венера, богиня садов и любви
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта,(атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями
Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту
Состоит из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки
Аглая («Сияющая»), Ефросина
Состоит из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки
Аглая («Сияющая»), Ефросина
Ефросина
«Сцены из жизни Моисея»
Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом
Характерная черта - все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины
Рождение Венеры (1482 - 1483)
172,5 см
278,5 см
Заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо
Рождение Венеры (1482 - 1483)
172,5 см
278,5 см
Заказчик - Лоренцо ди Пьерфранческо
богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром
Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами.
на берегу богиню встречает одна из граций
Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием
строки древнегреческих поэтов и Полициано легли в основу программы картины
текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо»
Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва
Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты
Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной
Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной
Капитолийская Венера
(копия Праксителя)
Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли
пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших
раковина - в средние века этот атрибут Венеры стал ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность
лицо - заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир.
глаза смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем
голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос
волосы - следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром
Модель – Симонетта Веспуччи
Новаторство:
• использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера.
• добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась
• нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему картина хорошо сохранилось
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте
Джеролама Савонарола
(портрет Фра Беато Анжелико)
Портрет
Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте
Джеролама Савонарола
(портрет Фра Беато Анжелико)
Портрет
«Божественная комедия» Данте писалась с 1307 по 1321 гг.
Издание 1472 г.
«Божественная комедия»
Ад
Чистилище
Рай
34 песни
33 песни
33 песни
Согласно католической традиции, загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников, и рая — обители блаженных.
Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр. Всего в «Божественной комедии» 100 песен (число 100 — символ совершенства)
Данте детализирует это представление и описывает устройство загробного мира. Во вводной песне Данте рассказывает, как он, достигнув середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, умершей возлюбленной Данте, он без трепета отдается руководству поэта
Земную жизнь дойдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного пути
рисунки были выполнены по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи
рисунки выполнены металлическим
рисунки были выполнены по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи
рисунки выполнены металлическим
На протяжении 300 лет эти рисунки были неизвестны широкой публике, когда в 1884 г. всплыли при покупке музеем Берлина коллекции одного шотландского коллекционера. И только на заре нынешнего тысячелетия они были собраны и систематизированы
Ад имеет форму воронки, идущей от поверхности земли к ее центру
Воронка перекрыта сводом,
на котором стоит Иерусалим
Воронка состоит из
преддверия и 9 кругов
В соответствии с формой
воронки круги
становятся все уже и уже
Три последних круга имеют свои деления, поэтому воронка в целом членится на 24 части
Чем более тяжкой является
вина, тем глубже
грешник опущен в воронку
Воронка упирается в
замерзшее озеро, где
находится Люцифер
Люцифер
И вот идет, тропинкою, по краю,
Между стеной кремля и местом
И вот идет, тропинкою, по краю,
Между стеной кремля и местом
Учитель мой, и я вослед вступаю
«О высший ум, из круга в горший круг, -
Так начал я, - послушного стремящий,
Ответь и к просьбе снизойди как друг.
Тех, кто положен здесь в земле горящей,
Нельзя ль увидеть? Плиты у могил
Откинуты, и стражи нет хранящей».
«Здесь кладбище для веривших когда-то,
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата»
Кто на живот, кто на плечи другому
Упав, лежал, а кто ползком, в пыли,
По скорбному передвигался дому
За шагом шаг, мы молчаливо шли,
Склоняя взор и слух к толпе болевших,
Бессильных приподняться от земли
Чистилище
О христиане, гордые сердцами,
Несчастные, чьи тусклые умы
Уводят вас попятными путями!
Вам
Чистилище
О христиане, гордые сердцами,
Несчастные, чьи тусклые умы
Уводят вас попятными путями!
Вам
В которых зреет мотылек нетленный,
На божий суд взлетающий из тьмы!
Рай
Беатриче
Беатриче и Данте
Данте
Вергилий
Новаторство: подход Боттичелли к иллюстрациям был новым для своего времени: каждая из них занимает отдельную страницу и не связана с текстом, как это тогда было принято
1498 - Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к
1498 - Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к
Место казни Савонаролы
Мистическое рождество (1500)
единственное подписанное и
датированное Боттичелли произведение
художник опирался как на священные представления, так и на проповеди Савонаролы
Савонарола призывал жителей Флоренции превратить город в новый Назарет
пришедшие поклониться младенцу фигуры в современных художнику одеждах, умиротворённые спасительным объятием с ангелами
демоны внизу картины спешат спрятаться в разверзшиеся в земле щели
На крыше хижины — три ангела, одетые в белое, красное и зелёное. Эти цвета олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость, часто фигурировавшие в речах Савонаролы
В сцене доминирует тема мира и покоя, подчёркнутая символикой оливковых венков и ветвей, сопровождающих персонажей. Ветви оливы держат в руках и кружащие над хижиной ангелы
Оплакивание Христа (1495)
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки
Оплакивание Христа (1495)
Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки
Мария
Мария
Магдалена
Иоанн
Богослов
Чтобы усилить эмоциональное воздействие Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они, как бы, образуют крест и единство над телом Христа
Мария,
мать Иакова
Младшего