Танцы народов мира. Польские танцы — мазурка, полонез

Содержание

Слайд 2

Танец — ритмичное движение тела, которое производится, как правило, под музыку

Танец — ритмичное движение тела, которое производится, как правило, под музыку

в пределах ограниченного пространства, с целью выражения идеи или эмоции , высвобождения энергии или просто с целью получения восторга от самого движения.
Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.
Слайд 3

Польские танцы: Мазурка Мазу́рка— польский народный танец. Название произошло от жителей

Польские танцы: Мазурка

Мазу́рка— польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии —

мазуров, у которых впервые появился этот танец. Темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 4

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских

На самом деле

за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских

танца.
Первый из них — мазур.
Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта.
Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.
Слайд 5

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры.

Мазурке принадлежала огромная роль

в процессе утверждения самобытности польской музыкальной

культуры.
Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок.
Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.
Слайд 6

В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский

В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский

король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом.
Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом.
В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и замысловатым, стал танцем привилегированных классов.
Слайд 7

Совершенствование мазурки Характер фигур и шагов, да и сама композиция мазурки

Совершенствование мазурки

Характер фигур и шагов, да и сама композиция

мазурки со временем становились все замысловатее. Поляки постоянно вносили некоторые изменения в танец, улучшали и обогащали его. Через некоторое время уже артисты и учителя обрабатывали мазурку и несли ее в массы.
Слайд 8

Народный вариант Данный танец сегодня очень распространен в Польше. И он

Народный вариант

Данный танец сегодня очень распространен в Польше. И

он совершенно не похож на внешне яркую и сложную в исполнении шляхетскую мазурку. Народный танец включает в себя много разнообразных фигур, а также движений - легким бегом, «голубцами», пристукиваниями, «кшесанами».
Также танцоры совершают руками весьма элегантные движения. Смотрится это впечатляюще. Танец мазурка заставляет забыть обо всем и унестись на время в сказочный мир. .
Слайд 9

Бальная разновидность мазурки Бальная разновидность мазурки включает в себя стиль, ритм,

Бальная разновидность мазурки

Бальная разновидность мазурки включает в себя стиль, ритм, а

также фигуры, взятые из шляхетского танца.
Она примечательна более изящными движениями, отсутствием нарочито подпрыгивающих шагов и непринужденностью.
Шляхетскому танцу свойственны продуманные и элегантные движения, в нем заметен явный аристократизм.
Неудивительно, что он пользовался такой популярностью на балах в Польше.
Слайд 10

Описание мазурки Польский бал являлся сказочным, изумительным зрелищем, особенно когда на

Описание мазурки
Польский бал являлся сказочным, изумительным зрелищем, особенно когда на заключительном

этапе общего круга внимание наблюдателей (без помехи, создаваемой другими танцующими, которые в некоторых европейских странах сталкиваются, тем самым портят все впечатление) привлекала одна великолепная пара, выбегающая в центр.
Как прекрасны разнообразные движения мазурки!
Выходя вперед с некоторой робостью, девушка покачивается, словно птица, готовящаяся взлететь; долго скользя ногой, она, будто на коньках, разрезает поверхность зеркального пола; потом с шустростью ребенка неожиданно выбегает вперед.
Танец мазурка преображает ее, всем она кажется сказочной принцессой.
Слайд 11

Через некоторое время девушка снова начинает игриво скользить, обращает внимание на

Через некоторое время девушка снова начинает игриво скользить, обращает внимание на

наблюдателей, улыбается знакомым, протягивает точеные руки партнеру.
И вновь пара несется с невероятной скоростью из одного угла комнаты в другой.
Девушка устремляется вперед, летит, скользит; усталость румянит ее лицо, зажигает взгляд, заставляет двигаться медленнее; вскоре, утомленная и запыхавшаяся, она опускается на руки своего партнера, который подхватывает ее и на несколько секунд поднимает вверх, прежде чем завершить пламенную мазурку.
Слайд 12

Полонез - польский танец, покоривший королевские дворы Европы Полонез называют «королем

Полонез - польский танец, покоривший королевские дворы Европы

Полонез называют «королем маршей» за его грациозность, торжественность и величие. Этот

танец был обязательной частью придворных балов. Без него не обходились важные торжественные мероприятия у монарших и королевских особ.
Он как будто был создан для демонстрации собственного блеска и славы, чем и заслужил особую любовь королей.
Слайд 13

Что такое полонез. Особенности танца Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять

его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается.
Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару.
Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.
Слайд 14

Итак, что делает полонез таким особенным: торжественность и степенность в каждом

Итак, что делает полонез таким особенным:
торжественность и степенность в каждом движении;
это

танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;
приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;
простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.
Слайд 15

История полонеза: польская культура На протяжении долгого времени не существовало единой

История полонеза: польская культура

На протяжении долгого времени не существовало единой точки

зрения на вопрос происхождения полонеза. Одни специалисты считали, что танец имеет французские корни, другие – что в нем чувствуются испано-арабские традиции. Верной в своих рассуждениях оказалась третья сторона, по мнению которой «виновницей» зарождения полонеза можно считать Польшу.
Впервые о польских танцах заговорили в середине XVI века. При этом термин «польский танец» использовали исключительно иностранцы. Сами поляки свои пляски называли венгерскими, скорее всего, в честь Стефана Батория, который был венгром.
Слайд 16

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди

Танцевали в Польше все: от простого народа до монарших особ. Среди

всех стилей особенно выделялся «Танец Великий», который и считают прародителем полонеза. Его отличительной чертой была торжественность. Только представьте себе колонну воинов, исполняющих оригинальные шаги с чувством достоинства и горделивости. Именно воинов.
Есть мнение, что первоначально танец был исключительно мужским и предназначался для демонстрации уверенности в себе, а также для восхищения прекрасных дам. Насколько это соответствовало действительности, специалисты затрудняются сказать. Но в одном они сходятся: полонез всегда был полон торжественности и внутреннего достоинства.
.
Слайд 17

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта — так

У польской аристократии было особое отношение к полонезу. Шляхта — так

называли привилегированное сословие Королевства Польского — считала этот танец чуть ли не единственным достойным монарших особ. И неважно, что основа движений была «подсмотрена» в народной культуре. Кто об этом будет говорить, когда в каждом па танцующих пар чувствуется влияние придворных танцев, и главным образом — куранты и менуэта французского происхождения.
Слайд 18

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него

не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.
В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.
Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.
Слайд 19

Закат полонеза Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и

представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.
Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.
Слайд 20

История полонеза в России Польский танец, а именно так чаще всего

История полонеза в России

Польский танец, а именно так чаще всего называли

полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.
При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.
Слайд 21

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и

церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.
Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.