Виды искусства. Анималистический жанр

Содержание

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Что такое анималистический жанр? Виды анималистического искусства Место изображения животного

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое анималистический жанр?
Виды анималистического искусства
Место изображения животного в искусстве
Изображение животных
Методические

разработки уроков
Слайд 3

Что такое анималистический жанр? Анималистический жанр (от лат. Animal – животное

Что такое анималистический жанр?

Анималистический жанр (от лат. Animal – животное )

– жанр изобразительного искусства, связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.
Анималистический жанр сочетает естественно-научные и художественные начала.
Художника, который специализируется в анималистическом жанре называют анималистом.
Слайд 4

Виды анималистического искусства Произведения искусства по их характеру подразделяются на три

Виды анималистического искусства

Произведения искусства по их характеру подразделяются на три

категории: монументальное, декоративное и станковое. Свойства и признаки, определяющие эти категории, одинаково применимы и к произведениям анималистического искусства.
Слайд 5

Монументальное искусство Образцами монументального анималистического искусства являются большие панно, стенопись или

Монументальное искусство

Образцами монументального анималистического искусства являются большие панно, стенопись или фреска,

где выявляются величественные образы животных или их группы на фоне большого ландшафта. Они бывают выражены в обобщенных формах, в сдержанных, несколько условных красках, в широких планах света и тени. Все в них рассчитано на восприятие с большого расстояния.
Примеры монументальной скульптуры животных можно найти в искусстве Египта, Месопотамии, Китая.

«Охота фараона». Роспись из гробницы в Фивах. Ок.1379 г. до н.э.

Слайд 6

Декоративное искусство Образ животного в декоративном искусстве является преимущественно условным и

Декоративное искусство

Образ животного в декоративном искусстве является преимущественно условным и

орнаментальным. Он существует как часть узора, ритмически построенного, или включается в пространство, ограниченное определенной геометрической формой, или превращаясь в форму утвари. В плоскостных изображениях и в объемных формах силуэт животного, его пропорции должны изменяться, подчиняясь ритму вещи, которую он украшает.

Ваза в виде свернувшейся змеи.
Расписная керамика. Миштеки.

Слайд 7

Станковое искусство Произведения живописи, графики, скульптуры, не имеющие узко декоративного значения,

Станковое искусство

Произведения живописи, графики, скульптуры, не имеющие узко декоративного значения,

в которых содержание и воплощающая его форма находятся в гармоничном сочетании, относятся к станковому искусству. Эти произведения не только ласкают глаз, но будят мысль и захватывают зрителя эмоциональным содержанием.

М. Де Хондекутер «Птичник».

Слайд 8

Место изображения животного в истории Первобытное искусство Звериный стиль скифов Древнеегипетское

Место изображения животного в истории

Первобытное искусство
Звериный стиль скифов
Древнеегипетское искусство
Искусство Месопотамии
Крито-Микенское искусство
Искусство

Китая и Японии
Искусство доколумбовой Америки
Искусство Древней Греции и Рима
Средневековое искусство
Возрождение
Искусство 19 века
Современная анималистика
Слайд 9

Первобытное искусство От древнейших времен, отстоящих от нас на двадцать и

Первобытное искусство

 
От древнейших времен, отстоящих от нас на двадцать и

более тысячелетий, от людей древнего каменного века дошли до нас первые изображения животных.
Неведомые художники оставили эти изображения на стенах пещер Южной Франции и Северной Испании.

Зубр. Роспись из пещеры Альтамира. Испания

Слайд 10

Эти изображения, расположенные в труднодоступных местах пещер, далеко от дневной поверхности,

Эти изображения, расположенные в труднодоступных местах пещер, далеко от дневной

поверхности, очевидно , созданы не для любования ими. Очень вероятно, что эти изображения имели магическое значение. Изображение - двойник животного. Изобразить животное - значило получить над ним власть.

Олени.Роспись из пещеры Ласко. Франция.

Слайд 11

Звериный стиль скифов На простанствах Юго-Восточной Европы и Южной Сибири –

Звериный стиль скифов

На простанствах Юго-Восточной Европы и Южной Сибири –

от Карпат до границ Западного Китая – в I тысячелетии до н.э. различные племена под общим названием «скифы» создали свою собственную культуру полуродового, полурабовладельческого строя. Они вели кочевой и скотоводческий, а позднее земледельческий и оседлый образ жизни. Для этого времени характерно развитие изобразительного искусства, проникавшего во все
стороны скифской материальной культуры. Особенностью этого искусства было заполнение его образами анималистического содержания. С полным основанием оно было названо искусством «звериного стиля».
Слайд 12

Все эти предметы или украшены, или составлены из символических образов животных,

Все эти предметы или украшены, или составлены из символических образов животных,

заключенных в замкнутую форму круга или ромба. Фигурки зверей изящно выполнены, скомпонованы в форму бляхи или навершия на оружие. Они или переплетены в борьбе, или закручены в динамичном движении. Скифы обязательно имели при себе на одежде эти изделия, и верили, что таким образом заручались покровительством изображенных зверей – как охранителей и символов различных родов их племени.
Слайд 13

Древнеегипетское искусство Древнее первобытное поклонение животным- тотемам возводится в Древнем Египте

Древнеегипетское искусство

Древнее первобытное поклонение животным- тотемам возводится в Древнем Египте

в религиозную концепцию «зверобожества», проникнутую идеей единства животного и человеческого начал. Образ сфинкса – зверя с человеческой головой, человекоподобные боги с головами птиц и зверей соединяют в себе человеческое начало с животным. Мы видим зверя-идола, зверя-икону. Фараон, являющийся воплощением бога на земле, изображается под сенью божественной коровы или бога-сокола. Кошки, соколы, ибисы живут в таинственных глубинах святилищ.
Слайд 14

Искусство Месопотамии Другой образ зверя – зверя-героя, мощного, могучего, величественного, равного

Искусство Месопотамии

Другой образ зверя – зверя-героя, мощного, могучего, величественного, равного соперника

человека видим мы в искусстве Ассирии – древней страны, находившейся на берегах Ефрата и Тигра. Посмотрите, какая экспрессия и выразительность в рельефах из дворца Ашшурбанипала в Ниневии.

Раненая львица.

Раненый лев.

Слайд 15

Крито-микенское искусство Памятники Крито-Микенской культуры, найденные среди разру- шенных дворцов знаменитой

Крито-микенское искусство

Памятники Крито-Микенской культуры, найденные среди разру- шенных дворцов знаменитой Трои,

свидетельствуют о своеобразной декоративной манере этого искусства. Изысканная и утонченная, она погибла в конце II тысячелетия до н.э. в борьбе с варварскими северными народами, позднее образовавшие греческие государства. Надолго забытая, она все же легла в основу будущей эллинской культуры.
Открытые в конце XIX века Шлиманом и Эвансом фрагменты этого самобытного творчества представляют собой чеканные золотые сосуды, керамическую утварь, остатки великолепных фресок, украшавших стены дворцов-лабиринтов. Они изображали торжественные пиры и процессии, сцены спортивных игр, птиц и обезьян среди садовых зарослей, стаи летучих рыб и плывущих дельфинов.
Слайд 16

Ритуальный бой с быком. Фреска из Кносского дворца

Ритуальный бой с быком. Фреска из Кносского дворца

Слайд 17

Искусство Китая и Японии Искусство Китая насчитывает больше четырех тысячелетий развития.

Искусство Китая и Японии

 
Искусство Китая насчитывает больше четырех тысячелетий развития. Памятники

начала П тысячелетия до н.э. своей совершенной формой и техникой – бронзовые сосуды, украшенные искусными рельефами – уже свидетельствуют о долгом пройденном пути развития.

Фигурная ваза «Тигр, защищающий человека».

Слайд 18

Мимолетным трепетом жизни проникнуты бесчисленные рисунки тушью, акварелью, вышивки, скульптуры, изображающие

Мимолетным трепетом жизни проникнуты бесчисленные рисунки тушью, акварелью, вышивки, скульптуры,

изображающие всевозможных птиц, насекомых, рыб, млекопитающих. Эти образы стоят перед нами всегда законченные, всегда условные, иногда доведенные в своем обобщении до намека или, наоборот, переданные с мельчайшими подробностями
Слайд 19

Все эти существа живут и движутся, пойманные на бумагу легкими штрихами

Все эти существа живут и движутся, пойманные на бумагу легкими

штрихами и мазками виртуозной кисти или мастерски закреплены на прекрасных вышивках, эмалях, в росписях на фаянсовых вазах, фарфоровой посуде, в резной слоновой кости.
Этим любованием малым миром существ, окружающих человека, виртуозным мастерством передачи его покоряет анималистическое искусство Китая и Японии.

Ци Бай Ши. «Ворон»

Слайд 20

Искусство доколумбовой Америки Своеобразно искусство, созданное в древности на обоих материках

Искусство доколумбовой Америки

Своеобразно искусство, созданное в древности на обоих материках

Америки.

Календарь ацтеков, составленный из животных-символов

Слайд 21

Если в перуанском искусстве мы видим в общем светлый, жизнерадостный тон,

Если в перуанском искусстве мы видим в общем светлый, жизнерадостный тон,

соответствующий религии инков- солнцепоклонников, то в соседней Мексике искусство ацтеков поражает зловещим, устрашающим характером.

Страшные головы змей, напоминающих ископаемых чудовищ, украшают уступы огромных пирамид-храмов. На их вершинах стояли жертвенники в виде оскаленных ягуаров, где приносились человеческие жертвы в честь мрачного культа Кецалькоатля.

Изображение бога Кецалькоатля. Мексика

Слайд 22

Напряженный, гротесковый характер этого искусства сохранился и в образцах, созданных на

Напряженный, гротесковый характер этого искусства сохранился и в образцах, созданных

на территории Северной Америки, в частности Канаде. Там до сих пор сохранились грандиозные тотемные сооружения в виде огромных деревянных столбов. Они снизу доверху покрыты резными, контрастно раскрашенными изображениями зверей и птиц и крестообразно пересечены распростертыми крыльями огромной птицы, возглавляющей вершину.

Тотем с острова Ванкувер (Канада)

Слайд 23

Искусство Древней Греции Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся

Искусство Древней Греции

 
Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся

с севера в XIX веке до н.э., к шестому веку до нашей эры создали высокоразвитое искусство. В классическую эпоху главным делом скульпторов было создание статуй богов и героев, украшение храмов рельефами. Изображения животных отходят на второй план, чаще всего они представлены скульптурами и рельефами лошадей в процессиях и сценах битв, а также иллюстрируют мифы, где образы различных животных принимали боги
Слайд 24

Искусство Древнего Рима Древние римляне продолжили традиции греческого искусства и своих

Искусство Древнего Рима

Древние римляне продолжили традиции греческого искусства и своих предшественников

этрусков ( наиболее известный и эмоциональный образ – скульптура Капитолийской волчицы, вскормившей своим молоком легендарных основателей Рима – был создан в Этрурии), однако ценили в произведениях искусства прежде всего роскошь и обилие декора. Им в большей степени удавались произведения, воплощавшие идеи могущества Рима. Анималистические сюжеты были распространены в декоративно-прикладном искусстве в качестве украшений

ювелирных изделий, посуды, дополняли сюжеты настенных и напольных росписей и мозаик.

Капитолийская волчица. Бронза

Слайд 25

Средневековье Прошли столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший

Средневековье

Прошли столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после

краха античного мира.

В искусстве появляются сюжеты, изображающие преимущественно фантастических существ: василиски, грифоны, сфинксы, гарпии, аспиды, кентавры и кентаврессы, сирены-птицы и сирены- рыбы переплетены в замысловатых узорах. Всем этим животным в большей или меньшей степени придавался символический характер. Из реально существующих животных особо популярны были лев и орел – отчасти как символы мощи, смелости и благородства, отчасти как обладатели выразительного силуэта анималистического характера.

Кельтский рельеф
с изображением быка

Слайд 26

Эпоха Возрождения Пройдя через мистическую эпоху Средневековья реализм в изображении животного

Эпоха Возрождения

Пройдя через мистическую эпоху Средневековья реализм в изображении животного

вновь проявится в эпоху Ренессанса. Мир символов, аллегорий постепенно превращался в мир фактов, однако в новом качестве проявится вначале не человек, а скромные растения и животные.
Примером такого пограничного образа, сочетающего в себе вечность с мгновением, космическую всеохватность с ювелирным чувством детали служит акварель великого немецкого художника Альбрехта Дюрера «Заяц» (1502).
Слайд 27

Совсем другую задачу в изображении животного ставит перед собой другой великий

Совсем другую задачу в изображении животного ставит перед собой другой великий

мастер эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи. Известный своими достижениями не только в живописи, но и в области механики, анатомии, ботаники, оптики, архитектуры Леонардо, создавая образы животных скрупулезно изучал не только их внешний вид, но и анатомию, внутреннее строение органов и закономерности движения
Слайд 28

Так, выполняя грандиозный скульптурный проект конной статуи для Лодовико Сфорца, он

Так, выполняя грандиозный скульптурный проект конной статуи для Лодовико Сфорца, он

рассчитывал на ее примере найти новые технические приемы, позволяющие уравновесить гигантского коня, вставшего на дыбы. Занимаясь подготовкой к проекту, Леонардо долго и внимательно изучал самых прекрасных лошадей в конюшнях миланских дворян – при этом у него складывался великолепно иллюстрированный трактат по анатомии лошадей.
Слайд 29

Анималистика ХIХ века Анималистика возникает и развивается как самостоятельный жанр в

Анималистика ХIХ века

Анималистика возникает и развивается как самостоятельный жанр в

сер. ХIX века. Происходит бурное развитие биологической науки, животные становятся объектом исследования ученых. Теория Дарвина производит переворот в сознании человечества, влияет на развитие философских учений, и конечно, на эстетические идеалы. В Европейских странах, в том числе и в России, организуются зоологические сады, сильные и грациозные дикие животные привлекают художников гармонией и пластикой движения.
Слайд 30

К точному воссозданию природной пластики и тонкому наблюдению повадок животных стремились

К точному воссозданию природной пластики и тонкому наблюдению повадок животных стремились

К.Труайон ( Франция ), Б.Лильефорс (Швеция ), А.С.Степанов , Н.Е.Сверчков( Россия ).

К.Брюллов «Лошадь»

Н.Е.Сверчков.»Кабардинский мерин под
седлом»

Слайд 31

Великолепную графическую серию иллюстраций с участием животных на тему басен Крылова создал великий русский художник В.Серов.

Великолепную графическую серию иллюстраций с участием животных на тему басен Крылова

создал великий русский художник В.Серов.
Слайд 32

Животные во всем мире становятся не просто моделями – настоящими героями

Животные во всем мире становятся не просто моделями – настоящими героями

произведений искусства, исполненных драматизма.
Романтическим восхищением силой и ловкостью зверя наполнено творчество таких художников как А.Л.Бари (Франция ), А.Гауля (Германия), К.Томсена ( Дания ), скульпторов П.К.Клодта, Е.А.Лансере ( Россия ).
Слайд 33

Изящные стилизованные изображения животных видим мы на страницах книг русских сказок, выполненных замечательным художником- графиком И.Билибиным.

Изящные стилизованные изображения животных видим мы на страницах книг русских сказок,

выполненных замечательным художником- графиком И.Билибиным.
Слайд 34

Разнообразие окраски шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб и пресмыкающихся всегда

Разнообразие окраски шерсти животных, перьев птиц, чешуи рыб и пресмыкающихся всегда

вдохновляли художников на оригинальные творческие решения. Многие художники – с древнейших времен до наших дней – умело использовали упрощенно-стилизованные формы природного мира в своих произведениях.

О.Бердслей. Заставки к книге Т.Мэлори.

Слайд 35

Советская анималистика В русском искусстве советского периода сложилась большая группа анималистов,

Советская анималистика

В русском искусстве советского периода сложилась большая группа анималистов,

удачно соединивших понимание животных и любовь к природе с яркой образностью: В.А.Ватагин, И.С.Ефимов, Е.И.Чарушин, Д.В.Горлов, А.Г.Сотников, А.В.Шварц.

В.Ватагин «Тигр»

Слайд 36

Слайд 37

Современная анималистика Открытие новых стран, путешествия, развитие биологических и географических наук,

Современная анималистика

Открытие новых стран, путешествия, развитие биологических и географических наук,

фотография, кино беспредельно расширили возможности познания животного. Художники-анималисты обращают внимание на точность разработки фактуры шерсти и оперения, ищут цветовую связь между животными и пейзажем, досконально изучают анатомию, динамику движения зверей. Но иногда предельно реальный, но вместе с тем прозаический образ животного производит скучное впечатление. Ведь для настоящего произведения искусство важно прежде всего умение создать не натуралистическую срисованную картинку, а оригинальный, глубокий, прочувствованный художественный образ, проникнутый искренним интересом и огромной любовью к великолепному, разнообразному и чудесному миру живого.
Слайд 38

Работы современных анималистов А.В.Марц «Рыба- Спинорог» А.М.Белашов. «Протоцератопс» Н.Горбатов «Сухонос»

Работы современных
анималистов

А.В.Марц «Рыба-
Спинорог»

А.М.Белашов.
«Протоцератопс»

Н.Горбатов
«Сухонос»

Слайд 39

Художница-самоучка Кристина Пенеску (Cristina Penescu) создает потрясающие работы в технике граттаж

Художница-самоучка Кристина Пенеску (Cristina Penescu) создает потрясающие работы в технике граттаж Животные на ее работах завораживают

и притягивают своей реальностью, схожестью с фотографией
Слайд 40

Изображение животных Рисование с натуры Эскизы и композиция Книжная иллюстрация Н.Горбатов «Белощекая казарка»

Изображение животных

Рисование с натуры
Эскизы и композиция
Книжная иллюстрация

Н.Горбатов «Белощекая казарка»

Слайд 41

Рисование с натуры Рисунок с живой натуры – основной способ познания

Рисование с натуры

Рисунок с живой натуры – основной способ познания

животного. Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни – единственно подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника.

В.А.Ватагин. Набросок.

Слайд 42

Наброски с натуры Набросок – это линейный контурный рисунок, который передает

Наброски с натуры

Набросок – это линейный контурный рисунок, который передает самыми

общими и скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорции животного. Набросок – самый скорый способ закрепить свои первые впечатления от натуры.

Голубева И. Наброски.

Слайд 43

Наброски с движущейся натуры Удобно выполнять несколько набросков зверя на одном

Наброски с движущейся натуры

Удобно выполнять несколько набросков зверя на одном

листе, успевая фиксировать изменяющиеся ракурсы. Рисующий может возвращаться к незаконченным позам и доводить их до желаемой степени завершенности. Таким образом, получается ряд листов набросков с одного животного в разных позах и поворотах, накапливается материал для дальнейшей работы.

Голубева И. Наброски.

Слайд 44

Этюды и зарисовки Этюд – работа, выполненная с натуры. Нередко этюд

Этюды и зарисовки

Этюд – работа, выполненная с натуры. Нередко этюд

имеет самостоятельное значение. Иногда он является упражнением, в котором художник совершенствует свои профессиональные навыки и овладевает более глубоким и правдивым изображением натуры. Этюды могут служить подготовительным материалом при создании произведений станкового или монументального характера. С помощью этюда художник конкретизирует замысел произведения, первоначально более обобщенный, прорабатывает детали

Голубева И. Зарисовка лисы.

Слайд 45

Иллюстрация книг Замечательны рисунки Е.Чарушина к произведениям В.Бианки. Дополняя его рассказы

Иллюстрация книг

Замечательны рисунки Е.Чарушина к произведениям В.Бианки. Дополняя его рассказы и

повести, где многие звери «очеловечиваются» писателем, художник передает нюансы их образов, точно изображает внешний вид зверей
Слайд 46

Серия уроков по анималистике Беседа об анималистическом жанре Рисование с натуры

Серия уроков по анималистике

Беседа об анималистическом жанре
Рисование с натуры чучел

животных
Наброски животных с натуры
Иллюстрация литературных произведений
Стилизация изображений животных
Слайд 47

Детские работы Воробьева М. 12 лет. Наброски лошадей.

Детские работы

Воробьева М. 12 лет.
Наброски лошадей.

Слайд 48

Протчева Г. Зарисовка сокола Воробьева М. Зарисовка лисы. (масляная пастель)

Протчева Г. Зарисовка сокола
Воробьева М. Зарисовка лисы.
(масляная пастель)

Слайд 49

Воробьева М. Иллюстрации.

Воробьева М. Иллюстрации.

Слайд 50

Тональные варианты Эскизов. Протчева Галя Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»

Тональные варианты
Эскизов.

Протчева Галя
Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»

Слайд 51

Протчева Галя. Графические варианты иллюстраций

Протчева Галя.
Графические
варианты иллюстраций

Слайд 52

Сторожев Иван 14 лет. Иллюстрация к сказке «Золотой гусь»

Сторожев Иван 14 лет. Иллюстрация к сказке «Золотой гусь»

Слайд 53

Рисунки автора курсовой работы Голубевой И.Г. 2005г.

Рисунки автора курсовой работы Голубевой И.Г. 2005г.