Александра Блока.

Содержание

Слайд 2

Методика.

Методика.

Слайд 3

показать, как факты личной биографии отразились в стихотворении, дать анализ стихотворения,

показать, как факты личной биографии отразились в стихотворении,
дать анализ стихотворения,
увидеть связь

лирики и живописи.

Цели урока:

Слайд 4

Творческая история стихотворения. Композиция. Основные структурные части. Образ героини. Образ лирического героя. Основная идея стихотворения. План.

Творческая история стихотворения.
Композиция. Основные структурные части.
Образ героини.
Образ лирического героя.
Основная

идея стихотворения.

План.

Слайд 5

Творческая история стихотворения. Любовь Дмитриевна Менделеева Цикл «Город» Озерки 24 апреля

Творческая история стихотворения.

Любовь Дмитриевна Менделеева
Цикл «Город»
Озерки
24 апреля 1906 г.
1905

– 1907 г.
Покажите связь жизни и творчества Блока.
Слайд 6

Иллюстрации Ильи Глазунова к стихотворению «Незнакомка» и звукозапись стихотворения в исполнении

Иллюстрации Ильи Глазунова к стихотворению «Незнакомка» и звукозапись стихотворения в исполнении

Царева. Какое впечатление произвели на Вас стихотворение и иллюстрации?
Слайд 7

Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? О чем они? Как

Композиция.

На сколько частей можно разделить стихотворение?
О чем они?
Как соотносятся части друг

с другом?
Назовите фразу, которая является связующим звеном между частями.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки….
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен…
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.  

Слайд 8

Образ лирической героини. Как изображается заглавная героиня стихотворения? Девичий стан, шелками

Образ лирической героини.

Как изображается заглавная героиня стихотворения?
Девичий стан, шелками схваченный
Всегда

без спутников, одна
Дыша духами и туманами
Веют древними поверьями
Ее упругие шелка
И в кольцах узкая рука
Очарованную даль
Имеет черты реальной женщины: кольца, шляпа с перьями, шелка.
Имеет черты неземного создания: древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами.
Какие изобразительно-выразительные средства создают образ Незнакомки?
Слайд 9

Образ лирической героини. «…Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично)

Образ лирической героини.

«…Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично)

называю «Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»
А.Блок.

Что общего между образами Врубеля и Блока?

Слайд 10

Образ лирического героя. Образованный человек. Завсегдатай ресторанов. Знаток загородной жизни. Одинок.

Образ лирического героя.

Образованный человек.
Завсегдатай ресторанов.
Знаток загородной жизни.
Одинок.
Разочарован.
Влюблен.
Духовно опьянен.
Создает хрупкий мир мечты.

Как соотносится образ Незнакомки с образом лирического героя?
Слайд 11

Какой смысл скрыт в финальных строках стихотворения? В моей душе лежит

Какой смысл скрыт в финальных строках стихотворения?

В моей душе лежит сокровище,
И

ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Ключевые слова:
«сокровище»
«ключ»
«истина»
«вино»
О чем стихотворение Блока «Незнакомка»?
Слайд 12

Какова основная идея стихотворения? «Это стихотворение – о прозе и поэзии,

Какова основная идея стихотворения?

«Это стихотворение – о прозе и поэзии,

о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, - но, хотя поэт и кончает стихотворение словами «Ты право, пьяное чудовище!\ Я знаю: истина в вине», его опьянение, его «вино» иное, чем то, которым дурманят себя « пьяницы с глазами кроликов». Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мертвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира – в конечном счете мира единого, целостного».
Е.Эткинд.
Слайд 13

«С Врубелем я связан жизненно и, оказывается, похож на него лицом».

«С Врубелем я связан жизненно и, оказывается, похож на него лицом».

А.Блок.

«Царевна-Лебедь – это один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. Трогательный образ Царевны-Лебеди прекрасен своей одухотворенностью. Бледное тонкое лицо с большими глазами полно задумчивости. Глядя на картину, невольно испытываешь тревогу за судьбу этой сказочной царевны, такой одинокой и тоскующей среди потемневшего простора моря. В картине органически слиты воедино тонкая лирика, волнующая загадочность, сказочная фантастика и подлинная реальность.»
Е.В. Журавлева