Александр Михайлович Адамович

Содержание

Слайд 2

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ АДАМОВИЧ (1927-1994) — белорусский советский писатель, сценарист и литературовед,

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ АДАМОВИЧ
(1927-1994)
— белорусский советский писатель, сценарист и литературовед, критик.
Родился в

семье врачей в Могилёвской области Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны (1942-1944) был связным и бойцом партизанского отряда имени Кирова. Александр, идя в партизаны, буханку хлеба, которую положила ему в сумку мать, заменил на однотомник Пушкина.
После войны окончил филологический факультет Белорусского государственного университета.
Слайд 3

1962 год – доктор филологических наук. В 1962—1966 годах преподавал в

1962 год – доктор филологических наук.
В 1962—1966 годах преподавал в

МГУ курс белорусской литературы, был отстранён от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского.
Вернулся в Минск, на Родину.
Умер 26 января 1994 года от второго инфаркта.
«Алесь Адамович воплощает в себе генофонд нашей горемычной и возвышенной нации»
(Василь Быков)
Слайд 4

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Основные темы произведений: тема войны, тема противостояния гуманизма насилию

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Основные темы произведений: тема войны, тема противостояния гуманизма насилию и

геноциду, в том числе духовному.
«Каждый, кто пишет, знает тот главный толчок в жизни, который сделал его литератором. Для одних это была революция, гражданская война. Для меня и многих моих одногодков – Отечественная война и XX съезд. Два толчка – два «эпицентра». Без второго и о войне рассказывали бы по-другому. Или вообще не рассказывали бы».
«Я кинулся в критику, весь, со всеми мыслями и эмоциями. И литературная критика, могу засвидетельствовать, способна стать твоей страстью, но пока ты веришь, что это «не буря в стакане воды», а по-настоящему общественное дело».
Слайд 5

«Когда писал «Хатынскую повесть» и привёл партизана Флёру Гайшуна на пепелище

«Когда писал «Хатынскую повесть» и привёл партизана Флёру Гайшуна на пепелище

его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога – неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флёра, хватался за всё, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флёрину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьём сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трёх тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».
Слайд 6

Слайд 7

СОДЕРЖАНИЕ Эпиграф Чем выше обезьяна взбирается по дереву… Поселок первый Поселок

СОДЕРЖАНИЕ

Эпиграф
Чем выше обезьяна взбирается по дереву…
Поселок первый
Поселок второй
Поселок первый. 11 часов

51 минута по берлинскому времени
Поселок третий
Поселок первый. 11 часов 52 минуты по берлинскому времени
Поселок третий
Между третьим и четвертым поселками
Поселок четвертый
Поселок первый. 11 часов 53 минуты по берлинскому времени
Поселок пятый
Поселок шестой
Разговор умершего бога с проституткой
По направлению к центральной усадьбе деревни Борки
Поселок первый. 11 часов 56 минут по берлинскому времени
Когда мы брали их штыки-кинжалы, то они были в крови
Чем выше обезьяна взбирается по дереву, тем лучше виден ее зад.
Материалы к современной истории гипербореев
Слайд 8

Приемы, используемые автором, и цели их использования Эпизоды-флешбэки, вспышки памяти –

Приемы, используемые автором, и цели их использования

Эпизоды-флешбэки, вспышки памяти – акцентирование

внимания на мимолётности жизни, прошлое неизбежно влияет на настоящее людей;
Кольцевая композиция, реминисценции и аллюзии к различным литературным и философским трудам, мифам и Библии, историческим событиям – цикличность жизни;
Постоянная смена ракурсов, повествование от разных лиц, смена позиций внутренней и внешней речи – индивидуализм восприятия, попытка разобраться в мотивации главных героев;
Замедление и ускорение течения времени в произведении – кинематографичность жизни;
Вставки из официальных документов, допросов и воспоминаний – показать объективность реальности, сотканную из субъективных точек зрения.
Слайд 9

Слайд 10

Основные темы, мотивы и образы Образ матери – у каждого персонажа

Основные темы, мотивы и образы

Образ матери – у каждого персонажа с

ним связано самое светлое и самое счастливое в жизни, даже у Гитлера;
Мотив детства – противоречивый для каждого персонажа, у кого-то счастливое, у кого-то – наоборот;
Темы смерти и жизни – постоянные убийства персонажами и персонажей, нахождение на грани;
Мотив предательства – не мог не занять важнейшую позицию в произведении, потому что рассматриваемые герои – изменники Родины, предатели своей семьи и самих себя;
Мотив огня – всепоглощающая стихия, как идея, захватившая мысли карателей, идея вседозволенности и всевластия.
Слайд 11

Слайд 12

ЭПИГРАФ В качестве эпиграфа к произведению Адамович берёт цитаты двух абсолютно

ЭПИГРАФ

В качестве эпиграфа к произведению Адамович берёт цитаты двух абсолютно значимых

фигур мировой философии XIX века: немецкого философа Фридриха Ницше из книги «Антихристианин. Проклятие христианству» о гипербореях и Льва Толстого из романа «Воскресение».
Таким образом обозначая одну из основных проблем своей повести – гуманизм, человеколюбие и христианское сострадание в человеческом сознании.
Слайд 13

Слайд 14

ЧЕМ ВЫШЕ ОБЕЗЬЯНА ВЗБИРАЕТСЯ ПО ДЕРЕВУ… - ОБРАЗ ГИТЛЕРА От рождения

ЧЕМ ВЫШЕ ОБЕЗЬЯНА ВЗБИРАЕТСЯ ПО ДЕРЕВУ… - ОБРАЗ ГИТЛЕРА

От рождения Адольфа

Гитлера до его размышлений о «выплавке чистой стали новой расы» и осознания своей уникальности, сопровождая рассказ чувством сожаления и тоски к Великому Фюреру.
Адамович делает Гитлера человеком, самым обычным – с мыслями о великом будущем и воспоминаниями о детстве, о матери и людях, унижавших и помогавших.
Слайд 15

Слайд 16

ПОСЕЛОК ПЕРВЫЙ – ОБРАЗ ДОБРОСКОКА Доброскок – один из карателей, напарник

ПОСЕЛОК ПЕРВЫЙ – ОБРАЗ ДОБРОСКОКА

Доброскок – один из карателей, напарник Тупиги

– пулемётчика.
Население деревни сгоняют за сарай к яме, у которой расстреливают.
Доброскок хотел и пытался спасти свою беременную племянницу, но, подавив чувство сожаления, сам же её и застрелил. Возможно, он думал, что делает доброе дело: застрелить как можно быстрее, чтобы она не страдала.
Слайд 17

Слайд 18

ПОСЕЛОК ВТОРОЙ – ОБРАЗ ТУПИГИ Уничтожение деревни Козуличи. Иван Тупига расстрелял

ПОСЕЛОК ВТОРОЙ – ОБРАЗ ТУПИГИ

Уничтожение деревни Козуличи.
Иван Тупига расстрелял три

или четыре семьи, «может, пятеро пацанов,<…> а тёток тоже… не меньше семи» за кусок сала, предложенный ему другим карателем.
В эпизоде иллюстрируется так называемый психологизм убийцы: способы и приёмы для создания наиболее благоприятных условий для расстрела.
Тупигу переполняет личная злость за то, что он и его семья голодали, а они, эти люди, живущие здесь – нет.
Слайд 19

Слайд 20

ПОСЕЛОК ТРЕТИЙ – ОБРАЗ ТУПИГИ Один из карателей желает немедленно покончить

ПОСЕЛОК ТРЕТИЙ – ОБРАЗ ТУПИГИ

Один из карателей желает немедленно покончить с женщиной

и её детьми, прячущимися в лесу, но Тупига, вдруг повинуясь какому-то неосознанному порыву, отправляет напарников вперед, а сам дает очередь из пулемета мимо цели.
В третьем посёлке, зайдя в избу, находит и убивает младенца в люльке.
Противоречивость данного эпизода – в один момент времени и пожалел людей, не убив никого, и убил ребёнка из жалости, что можно назвать попыткой оправдать насилие и преступления, уже совершённые им.
Слайд 21

Слайд 22

МЕЖДУ ТРЕТЬИМ И ЧЕТВЁРТЫМ ПОСЕЛКАМИ – ОБРАЗ БЕЛОГО И ОБРАЗ СУРОВА

МЕЖДУ ТРЕТЬИМ И ЧЕТВЁРТЫМ ПОСЕЛКАМИ – ОБРАЗ БЕЛОГО И ОБРАЗ СУРОВА

Два

товарища, которые познакомились ещё в армии и сблизились в плену, ставшие изменниками Родины: воплощение двух полюсов – действия и бездействия (Обломов и Штольц XX века), практики и теории.
Попытки оправдать насилие неизбежностью этого выбора – только став предателями, они могли сохранить свои жизни.
Тема предательства своих принципов ради сохранения своей жизни и своего положения – «утонувший в крови» Белый заставляет своего «чистенького» Сурова начать убивать.
Слайд 23

Слайд 24

ПОСЕЛОК ЧЕТВЁРТЫЙ – ОБРАЗ МЕЛЬНИЧЕНКО Каждый герой раскрывается при соприкосновении со

ПОСЕЛОК ЧЕТВЁРТЫЙ – ОБРАЗ МЕЛЬНИЧЕНКО

Каждый герой раскрывается при соприкосновении со своим

прошлым, с детством, с родителями – Мельниченко не исключение.
Человек идейный, верящий в то, что его злодеяния приведут его к великому. Завистливый и мстительный.
Злость на людей, его не понимающих и не принимающих – родителей, и на людей, не согласных с его образом жизни и мировоззрением.
Слайд 25

Слайд 26

ПОСЕЛОК ПЯТЫЙ – ОБРАЗ БАРЧИКА Человек, способный испытывать стыд – человек,

ПОСЕЛОК ПЯТЫЙ – ОБРАЗ БАРЧИКА

Человек, способный испытывать стыд – человек, способный

к попытке измениться. Барчик мог бы стать таким, если бы не внутренняя слабость, неспособность преодолеть собственные принципы и мысли.
Эпизод показывает один из немногих моментов проявления эмоций, жалости к убиваемым им людям. Он мог развернуться и уйти, оставив раненого мучиться, но всё же не сделал этого.
Слайд 27

Слайд 28

ПОСЕЛОК ШЕСТОЙ – ОБРАЗ СЛАВЫ МУРАВЬЁВА По значимости данный образ можно

ПОСЕЛОК ШЕСТОЙ – ОБРАЗ СЛАВЫ МУРАВЬЁВА

По значимости данный образ можно сопоставить

с образом Болконского у Толстого – желание стать Наполеоном (в данном случае Дирлевангером), но пытаясь сохранить человечность, параллельно убеждая себя, что не убийца.
Чувство стыда и вины перед родными, близкими и перед самим собой за свою судьбу, за то, кем стал.
Ощущение исключительности личной катастрофы.
Слайд 29

Военная выправка и интеллигентность, ответственность, дисциплинированность, молчаливость – основные качества характера

Военная выправка и интеллигентность, ответственность, дисциплинированность, молчаливость – основные качества характера

Муравьёва, которые ценятся немцами.
Попытки быть гуманным по отношению к людям – не убивает мирных граждан своими руками. «Везде можно остаться человеком!» - девиз, а русские князья, которые шли в услужение ханам, чтобы не распалять лютость победителей – пример.
Разговоры с Циммерманном о Библии, о Ницше, о Гутенберге, о Достоевском – «Фюрера ещё не было. А книги были. Были! Вот эти. Но прочли их, как надо, только мы!»
Слайд 30

Слайд 31

РАЗГОВОР УМЕРШЕГО БОГА С ПРОСТИТУТКОЙ Мотив времени, жизни и смерти. Вопрос

РАЗГОВОР УМЕРШЕГО БОГА С ПРОСТИТУТКОЙ

Мотив времени, жизни и смерти. Вопрос о

природе греха – возложение вины на людей (как спор Пелагия и Августина). Проблема появления человека и его предназначения.
Парадоксальность образов, контактирующих друг с другом на равных – Бог, проститутка и философ (он же Ницше). Уважение и принятие позиций других, разговоры о вечном.
Слайд 32

Слайд 33

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЦЕНТРАЛЬНОЙ УСАДЬБЕ ДЕРЕВНИ БОРКИ – ОБРАЗ ДИРЛЕВАНГЕРА Считает

ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЦЕНТРАЛЬНОЙ УСАДЬБЕ ДЕРЕВНИ БОРКИ – ОБРАЗ ДИРЛЕВАНГЕРА

Считает себя

непризнанным гением. Человек жестокий, идущий до конца, циничный. Для служащих в его роте – идеал и пример для подражания.
В прошлом был осуждён за растление малолетней, вины и терзаний совести за это не испытывал.
Сожжение Борков – демонстративный акт тотального устрашения, акт признания (сожжение заживо, расстрел, избиение)
Слайд 34

Слайд 35

ЧЕМ ВЫШЕ ОБЕЗЬЯНА ВЗБИРАЕТСЯ ПО ДЕРЕВУ, ТЕМ ЛУЧШЕ ВИДЕН ЕЁ ЗАД

ЧЕМ ВЫШЕ ОБЕЗЬЯНА ВЗБИРАЕТСЯ ПО ДЕРЕВУ, ТЕМ ЛУЧШЕ ВИДЕН ЕЁ ЗАД

– ОБРАЗ ГИТЛЕРА

Обида на окружающих за унижения в детстве и в молодости, попытки отомстить. Называет своим единственным другом Дитриха, а своими покровителями – Высших Неизвестных.
Ощущение реальности как сна – не верится, что стал величайшим человеком, гипербореем.
Вера в своё предназначение и миссию, грёзы о завершении этой миссии, после которых ход мыслей Гитлера обрывается.
Докумен­тальные свидетельства о сожжении трупов Гитлера и Евы Браун.

Слайд 36