Анализ рассказа А.П. Чехова Попрыгунья

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Рассказ был написан в ноябре 1982 года Впервые опубликован

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Рассказ был написан в ноябре 1982 года
Впервые опубликован в 1982

г. в журнале «Север»
Прототипы:
Ольга Ивановна – Софья Кувшинникова (Сафонова)
Дымов – Дмитрий Кувшинников
Рябовский – Левитан
Слайд 3

ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ «Назвать его теперь так же трудно, как определить цвет

ПОЭТИКА ЗАГЛАВИЯ

«Назвать его теперь так же трудно, как определить цвет курицы,

которая вылупится из яйца, которое ещё не снесено» (из письма А.П. Чехова о пока ещё безымянном рассказе).
Первоначальное заглавие – «Обыватели», затем – «Великий человек».
«Попрыгунья»:
Аллегория: попрыгунья-стрекоза из басни И.А. Крылова (внешняя характеристика).
Символ легкомыслия главной героини: «старые уходили и забывались, приходили на смену им новые, но и к этим она скоро привыкала или разочаровывалась в них и начинала жадно искать новых и новых великих людей, находила и опять искала» (внутренние качества).
Слайд 4

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Темы, которые затрагиваются в рассказе: Любовный треугольник; Семья и

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Темы, которые затрагиваются в рассказе:
Любовный треугольник;
Семья и предательство;
Любовь и страсть;
Наука

и искусство;
Эгоизм и самопожертвование;
Скромный труд и громкое безделье;
Недооценка нравственности, скромности, трудолюбия;
Неумение говорить о себе;
Лёгкие знакомства и дружба;
Тема «маленького человека».
Слайд 5

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее основной целью

правдивое воспроизведение объективной действительности в её типических чертах.
1) изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретных событий, общества, эпохи;
2) реальность – средство познания себя и мира вокруг;
3) важность деталей интерьера, портрета, пейзажа;
4) конкретика и типизация образов;
5) изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром;
6) изображение событий и характеров в развитии;
7) в центре внимания конфликт: герой – общество.
Слайд 6

ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ Жанр: рассказ Характерные признаки: небольшой объём ограниченное количество персонажей

ЖАНРОВО-ВИДОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Жанр: рассказ
Характерные признаки:
небольшой объём
ограниченное количество персонажей
краткость изложения
главный герой выделяется из

среды персонажей
раскрытие статичного характера главного героя
Авторское шуточное определение: «маленький чювствительный роман для семейного чтения».
Слайд 7

СЮЖЕТ Однолинейный, концентрический сюжет – просматривается причинно-следственная связь между эпизодами. Структура

СЮЖЕТ

Однолинейный, концентрический сюжет – просматривается причинно-следственная связь между эпизодами.

Структура сюжета:
Экспозиция (1-3

главы)
Завязка (конец 3 главы)
Развитие действия (4-7 главы)
Кульминация (8 глава)
Открытый финал
Слайд 8

КОМПОЗИЦИЯ Рассказ состоит из 8-ми глав: 1-2 главы – описание свадьбы

КОМПОЗИЦИЯ

Рассказ состоит из 8-ми глав:
1-2 главы – описание свадьбы Ольги Ивановны

и Дымова и их жизни после свадьбы;
3-5 главы – измена Ольги Ивановны с Рябовским;
6-7 главы – измена Рябовского, разрыв, начало болезни Дымова;
8 глава – смерть Дымова.

Хронологический принцип последовательности событий.
Контраст и параллелизм – основные типы композиционных связей.

Слайд 9

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В основе системы образов – любовный треугольник. Ольга Ивановна

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

В основе системы образов – любовный треугольник.

Ольга Ивановна

Осип Дымов

Рябовский

Коростелев

Безымянные

портниха, художники, актеры, музыканты и др.
Слайд 10

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Слайд 11

Слайд 12

ХРОНОТОП Циклическое время, ограниченное пространство в описании рутины семейной жизни Ольги

ХРОНОТОП

Циклическое время, ограниченное пространство в описании рутины семейной жизни Ольги Ивановны

и Дымова:
Дымов: дом – работа – дом
Ольга Ивановна: занятия музыкой/живописью – поездка к портнихе – обед с мужем – поездки к знакомым/театры/концерты
Выезд на дачу; поездка Ольги на Волгу
Дымов: внешне скудный распорядок дня, в итоге – качественный рост (защита диссертации)
Ольга Ивановна: внешне заполненный, роста нет – возвращение к началу, бег белки в колесе (ничего не достигла ни в одном виде искусства)
Слайд 13

Слайд 14

РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ Ольга Ивановна: говорит о мужейв третьем лице, не представляя

РЕЧЬ ПЕРСОНАЖЕЙ

Ольга Ивановна: говорит о мужейв третьем лице, не представляя его

своим знакомым => незначительность его роли
Всего 6 диалогов Ольги Ивановны и Дымова:
Диалог о непонимании Дымовым искусства;
Диалог о порезанных пальцах при вскрытии;
Диалог на даче (просьба Ольги Ивановны поехать обратно за платьем);
Диалог после измены;
Диалог после защиты диссертации (важный для Дымова);
Диалог после болезни Дымова.
Дымов называет жену «мамой» – ласковое домашнее прозвище; всегда чувствует настроение жены и реагирует на него; с другой стороны – несамостоятельность, зависимость («по-детски жалобно просит приехать», «виновато улыбнулся».
Ольга Ивановна общается с мужем бесцеремонно, манипулирует им в своих интересах.
Слайд 15

СТИЛЬ РАССКАЗА Индивидуально-авторский стиль: Большая роль детали Говорящие фамилии Малая форма,

СТИЛЬ РАССКАЗА

Индивидуально-авторский стиль:
Большая роль детали
Говорящие фамилии
Малая форма, глубокое содержание
Скрытость автора, авторская

позиция – в недоговорённости
Индивидуализация речи героев
Богатая лексика
Юмор и лиризм
Психологический анализ
Слайд 16

ЭРИХ ФРОММ («ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ»)

ЭРИХ ФРОММ («ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ»)

Слайд 17

ХРИСТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия) «Идея,

ХРИСТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ

«Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Библия)

«Идея, выраженная в

библейской заповеди "Возлюби ближнего своего как самого себя", предполагает, что уважение к собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание себя не могут быть отделены от понимания, уважения и любви к другому человеку. Любовь к моей собственной личности неразрывно связана с любовью к любой другой личности» (Э. Фромм)
Слайд 18

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А.П. ЧЕХОВА Нравственным идеалом Чехова было чувство человеческого достоинства,

НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ А.П. ЧЕХОВА

Нравственным идеалом Чехова было чувство человеческого достоинства, которое

он называл «чувством личной свободы» в человеке.
«Чувство личной свободы» – это:
Независимость в поведении – уважать себя и требовать к себе уважения как к человеческому существу, имеющим свою уникальную индивидуальность
Независимость в мысли – иметь свое, основанное на личном опыте мнение
Никогда ни перед кем ни унижаться
Не быть ничьим рабом
Слайд 19

ОЦЕНКА КРИТИКОВ Современник А.П. Чехова, С. А. Андреевский: «Попрыгунья», несомненно, причислится

ОЦЕНКА КРИТИКОВ

Современник А.П. Чехова, С. А. Андреевский: «Попрыгунья», несомненно, причислится к жемчужинам

между нашими новеллами. Вы не найдете другого рассказа, где бы простота и терпимость благородного, поистине великого человека выступала бы так победно, в таком живом ореоле над нервною ничтожностью его хорошенькой, грациозной и обожаемой им жены».
Советский диссидент А. Солженицын:
«А великодушное терпение Дымова и услужливость его к гадким ничтожным гостям – уже немо кричит нам, так что нельзя читать без возмущения: да когда же он, наконец, взорвётся? И находка автора, что – никогда, так никогда и не взорвётся. Где край этому неправдоподобному терпению? Объяснить его безмерной любовью к жене? – так нет этой любви. А есть – непомерное, невообразимое благородство».