Антону Павловичу Чехову посвящается…

Содержание

Слайд 2

Разработчики проекта: учащиеся 8-а класса МОУ СОШ № 17 г. Коврова

Разработчики проекта: учащиеся 8-а класса МОУ СОШ № 17 г. Коврова

Руководитель проекта:

Кононова О.А.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 3

Список участников проекта и их функциональные роли

Список участников проекта и их функциональные роли

Слайд 4

Обоснование актуальности проекта Противоречия Актуальность проекта определяется тем, что рассказы о



Обоснование актуальности проекта

Противоречия

Актуальность проекта определяется тем, что

рассказы о детях

в творчестве А.П.Чехова практически не освещаются
в школьной программе;
сам писатель очень парадоксально отзывался о детской литературе;
не может быть, чтобы человек, с горечью вспоминавший о своем детстве,
не оставил духовного завещания по этому поводу.

Проблема

Кому адресовал Чехов рассказы о детях: взрослому или ребёнку?

Слайд 5

Цель проекта Исследование и анализ рассказов А.П.Чехова о детях и выявление

Цель проекта

Исследование и анализ рассказов А.П.Чехова о
детях и выявление позиции писателя

по
заявленной проблеме

Задачи:

Познакомиться с биографией А.П.Чехова, особенно детально с его детством
Найти и изучить критическую литературу по теме проекта
Проанализировать рассказы писателя о детях с точки зрения стилистики
Найти иллюстрации к «детским» рассказам Чехова, чтобы лучше почувствовать эпоху Чехова

Методы:

Анализа прозаического произведения, сравнение и сопоставление материалов исследования, анализ и самооценка деятельности по результатам работы

Слайд 6

В родительском доме Таганрог. Дом, в котором родился Чехов В детстве

В родительском доме

Таганрог. Дом, в котором родился Чехов

В детстве у

меня не было детства
А.П. Чехов

«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Отец был «коммерсантом» по профессии и художником по душе. Играл на скрипке, увлекался живописью (иконопись), создал городской церковный хор, в котором пели и его сыновья. Детей своих воспитывал деспотически. Трудовой режим их дня был почти каторжным, и всё из-под палки за малейшую провинность

Мать, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой не хватало её супругу.

Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу

Слайд 7

Как формировался художественный мир Чехова ? Разноязыкая речь Таганрога – настоящий

Как формировался художественный мир Чехова ?
Разноязыкая речь Таганрога – настоящий

кладезь выражений и речевых ситуаций, профессионализмов
Влияние церковнославянского языка (любимый ученик Покровского)
Чтение провинциальных газет и журналов в библиотеке
Сотрудничество в газетах и журналах
Виртуозное владение техникой «осколочной сценки», наполнив её искрометным юмором

Антоша Чехонте

Время, в которое жил Чехов, могло быть описано адекватно только сатирически – в юмористической форме.
Точно, кратко, выразительно и с глубиной понимания социальных проблем

Слайд 8

Большой писатель малой формы Особенности стилистики Чехова Речь –отражение характера Смешные

Большой писатель малой формы

Особенности стилистики Чехова

Речь –отражение характера

Смешные фамилии

«Скрытость» автора

Художественная деталь

Говорящее

название

Мастерство сюжета и композиции

Слайд 9

Тема детства в творчестве Чехова «Писать для детей вообще не умею…

Тема детства в творчестве Чехова

«Писать для детей вообще не умею… и

так называемой детской литературы не люблю и не признаю…»
А.П.Чехов

Дети у Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих устоявшимся шаблонам житейского поведения
Исследовал все стадии взросления от младенца до подростка
Не только прекрасно изображал внешность ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер»
Указывал на душевную чёрствость и эгоизм взрослых, которые не хотят вглядываться в своего ребёнка, понять, что происходит в его душе
Порицал родителей, учителей, безразличных к детям, к их интересам, особенностям психики
Обнаружил, что в кругу детей нет разделения на социальные группы
Выступил адвокатом ребят, обремененных непосильным трудом

Знание души ребёнка и разумная любовь к маленькому
человеку могут воспитать в нём добрые начала.

Слайд 10

«Гриша» (1886 год) Рис.T.Шишмаревой Первый выход героя в большой мир Непонимание рождает болезнь

«Гриша» (1886 год)

Рис.T.Шишмаревой

Первый выход героя в большой мир

Непонимание рождает болезнь

Слайд 11

Рис.T.Шишмаревой «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им

Рис.T.Шишмаревой

«Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть

в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!

«Детвора» (1886)

Вася

Гриша
Играет исключительно
Из-за денег

Соня
Играет ради процесса игры

Алёша
Играет ради недоразумений

Аня
Игра для неё вопрос самолюбия

Андрей- кухаркин сын
Увлечён поэзией цифр

Дети играют «вкусно»

Дети и детская душа выходят у господина Чехова поразительно.

Слайд 12

«Мальчики» (1887) Рис.T.Шишмаревой Нежелание причинить боль маме – перед этим меркнет

«Мальчики» (1887)

Рис.T.Шишмаревой

Нежелание причинить боль маме – перед этим меркнет даже романтическая

затея, как бегство в Америку

Атмосфера любви и взаимопонимания в доме Королёвых

Сюжет движет странное поведение мальчиков:
Володи Королёва и его друга Чечевицына

Чечевицын, Черепицын, Чибисов –
Художественная деталь

Слайд 13

«Репетитор» (1887) Рис. Ульяновой Лизы Рис. Мостовой Наташи Гимназист VII класса

«Репетитор» (1887)

Рис. Ульяновой Лизы

Рис. Мостовой Наташи

Гимназист VII класса

Зиберов

Егор Алексеевич

учитель

Ученик VII

класса

Сквозь подтекст чеховского рассказа слышится мысль писателя о том, что надо быть внимательнее к своему ребёнку и не доверять его будущее сомнительным людям.

Художественная деталь –
нерешенная задача
«милостиво поданная рука»

Особенности композиции:
постепенное возвышение и
развенчание репетитора

Особая роль диалога и внутреннего монолога героя

Слайд 14

«Событие» (1886) Рис.T.Шишмаревой Кошка ощенилась! «В воспитании детей домашние животные играют,

«Событие» (1886)

Рис.T.Шишмаревой

Кошка ощенилась!

«В воспитании детей домашние животные играют, несомненно, благотворную роль.
Терпение,

верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим тварям,
действуют на ум ребёнка гораздо сильнее и положительнее, чем длинные нотации взрослых.»

Дети

Взрослые

Детям хочется узнать, почему у котят ещё не открываются глазки, надо найти им папу, чтобы следил за их поведением, решить судьбу маленьких пушистых комочков, один из которых обязательно должен остаться при кошке и утешать свою мать…
Им хочется поделиться радостью со взрослыми, найти их сочувствие…

Папа больно дёргает Ваню за ухо:
Степан, убери эту гадость!
- Нинка, вон из-за стола! Сию же минуту выбрось котят в помойку.
А дядя отмахивается от них.

Дядина собака съела котят…
Дети в ужасе, а мама и папа смеются…

Слайд 15

«Дома» (1887) Рис.Мостовой Наташи и Сегодиной Кати «Наказание очень часто приносит

«Дома» (1887)

Рис.Мостовой Наташи и Сегодиной Кати

«Наказание очень часто приносит гораздо больше

зла, чем само преступление»

Серёже повезло – у него думающий папа !

Серёжа – юный
курильщик

Папа - прокурор

Художественная натура
Восхищен рассказом отца о прекрасном дворце и саде…

Никак не может найти с сыном общего языка
Не умеет «мыслить на его манер»
Ежедневно наблюдает за сыном и видит его детскую необычность

Слайд 16

«Злой мальчик» (1886) Рис.Симоновой Насти «Как мал, и уже такой подлец!

«Злой мальчик» (1886)

Рис.Симоновой Насти

«Как мал, и уже такой подлец! Что же

из него дальше будет?»

Поучительная история о том, как детской души ребёнка коснулась «плесень» взрослой жизни

Мастерство сюжета и композиции:
Завязка – чеховское «вдруг»…
Сюжет движет шантаж Коли, замедляя и растягивая композиционные рамки
Кульминация – объявление о помолвке
Развязка – заслуженное наказание злого мальчика

Слайд 17

Лишенные детства «Ванька» (1886) Рис. Бражниковой Насти Рис. Т. Гапоненко Самое

Лишенные детства

«Ванька» (1886)

Рис. Бражниковой Насти

Рис. Т. Гапоненко

Самое трагичное то, что письмо

до дедушки так и не дойдёт, никто мальчика не услышит, и лучше ему не будет.

Ванька –девятилетний мальчик, сирота, отдан сапожнику Аляхину в обучение

Взрослые:
Дед – забыл о внуке
Хозяин и хозяйка – бьют, заставляют прислуживать по хозяйству, нянчить ребёнка, сапожному ремеслу не учат

Слайд 18

«Спать хочется» (1888) Рис. Комаринская Кристина Эта изящная прозаическая миниатюра вместила

«Спать хочется» (1888)

Рис. Комаринская Кристина

Эта изящная прозаическая миниатюра вместила в себя

всю неизбывность человеческого страдания тринадцатилетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Основа композиции :
Ключевые слова - глагол спать и его синонимы
- предложение Спать хочется
Звуковой и зрительный образ дремоты

Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основанном на социальной несправедливости