ФГАОУВПО « Балтийский федеральный университет имени Иммануила канта Калининградский государственный колледж градостроительств

Содержание

Слайд 2

Цель. 1. Познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны,

Цель.

1. Познакомить учащихся с лирической поэзией периода Великой Отечественной войны,

с многообразием её тем.
2. Знакомство учащихся с историей песен, воспевающих мужество, стойкость, героизм русского народа.
3.Показать, что своё назначение поэты видели в служении Отечеству.
Слайд 3

1.Цель. 2.Эпиграфы. 3. 22 июня 1945 года. 4.Сборник «Имена на поверке»

1.Цель.
2.Эпиграфы.
3. 22 июня 1945 года.
4.Сборник «Имена на поверке»
5.Поэты военных лет.
6.Михаил Львов.
7.Поэзия

– доверенный души.
8. Жанры.
9. Мотивы военной лирики.
10. Лирический герой.
11. В.Лебедев-Кумач «Священная война»
12. Вывод.
12. Список использованной литературы.
13. Использованные сайты.

Содержание:

Слайд 4

Эпиграф: Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова,

Эпиграф:

Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее

нету слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
А.Твардовский
Слайд 5

Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение о

Решается судьба страны, народа. Впервые в истории было опровергнуто суждение

о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первых дней они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

22 ИЮНЯ 1941 ГОДА...ВОЙНА

Слайд 6

Стихи первых недель войны – грозная речь, открытая публицистика, но чем

Стихи первых недель войны – грозная речь, открытая публицистика, но чем

дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.
Лирика умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Она вселяет в людей надежду и ярит ненависть к врагу.

ЛИРИКА СТАЛА ВТОРЫМ ОТКРЫТИЕМ ТЕМЫ ВОЙНЫ

Слайд 7

Стихотворение адресовано другу и товарищу по литературной судьбе А.А.Суркову. Торжественный пафос

Стихотворение адресовано другу и товарищу по литературной судьбе А.А.Суркову.
Торжественный пафос соединяется

с тонким лиризмом.
Нас пули с тобой пока ещё милуют, но трижды поверив, что жизнь уже вся, я всё -таки горд был за самую милую, ЗА русскую землю, где я родился.
Поэтично, с душевной болью воспевает поэт родную природу, деревню.
Чувство надежды, вера и любовь к Отчизне не покидают его.

" ТЫ ПОМНИШЬ, АЛЁША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ..."

Слайд 8

Имена на поверке… ТАК НАЗЫВАЕТСЯ СБОРНИК, В КОТОРОМ СОБРАНЫ СТИХИ 24

Имена на поверке…

ТАК НАЗЫВАЕТСЯ СБОРНИК, В КОТОРОМ СОБРАНЫ СТИХИ 24 МОЛОДЫХ

ПОЭТОВ, УШЕДШИХ НА ВОЙНУ И НЕВЕРНУВШИХСЯ… ОДНИ УПАЛИ В СНЕГ ИЛИ ВЫЖЖЕННУЮ ПОЛЫНЬ, НЕ ВЫПУСКАЯ ИЗ РУК АВТОМАТА, ДРУГИЕ СГОРЕЛИ В САМОЛЁТЕ, УМЕРЛИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ. КОГО-ТО РАССТРЕЛЯЛИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ, КТО-ТО УМЕР ОТ РАН ПОСЛЕ ВОЙНЫ
«НАС НЕ НАДО ЖАЛЕТЬ, ВЕДЬ И МЫ НИКОГО Бы НЕ ЖАЛЕЛИ…
ЭТО НАША СУДЬБА, ЭТО С НЕЙ МЫ РУГАЛИСЬ И ПЕЛИ, ПОДЫМАЛИСЬ В АТАКУ»
С.ГУДЗЕНКО

С.ГУДЗЕНКО. 1956 г.

Слайд 9

ПОЭЗИЯ НАДЕЛА ФРОНТОВУЮ ШИНЕЛЬ И ШАГНУЛА В ГОРНИЛО БОЯ ПИСАТЬ ПРАВДУ

ПОЭЗИЯ НАДЕЛА ФРОНТОВУЮ ШИНЕЛЬ И ШАГНУЛА В ГОРНИЛО БОЯ

ПИСАТЬ ПРАВДУ

О ВОЙНЕ ОЧЕНЬ ОПАСНО, И ОЧЕНЬ ОПАСНО ДОИСКИВАТЬСЯ ПРАВДЫ… А КОГДА ЧЕЛОВЕК ЕДЕТ НА ФРОНТ ИСКАТЬ ПРАВДУ, ОН МОЖЕТ НАЙТИ ВМЕСТО НЕЁ СМЕРТЬ. НО ЕСЛИ ЕДУТ 12, А ВОЗВРАЩАЮТСЯ ТОЛЬКО ДВОЕ – ПРАВДА, КОТОРУЮ ОНИ ПРИВЕЗУТ С СОБОЙ, БУДЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВДОЙ, А НЕ ИСКАЖЁННЫМИ СЛУХАМИ,
КОТОРЫЕ МЫ ВЫДАЁМ ЗА ИСТОРИЮ

Э. ХЕМИНГУЭЙ

Слайд 10

МЫ ВАМ ЖИТЬ ЗАВЕЩАЕМ Г.СУВОРОВ П.ШУБИН Н.МАЙОРОВ И.УТКИН М.ДЖАЛИЛЬ М.КУЛЬЧИЦКИЙ С.ГУДЗЕНКО

МЫ ВАМ ЖИТЬ ЗАВЕЩАЕМ

Г.СУВОРОВ

П.ШУБИН

Н.МАЙОРОВ

И.УТКИН

М.ДЖАЛИЛЬ

М.КУЛЬЧИЦКИЙ

С.ГУДЗЕНКО

Слайд 11

Мужчины умирают если нужно, и потом живут в веках они. «ЧТОБ

Мужчины умирают если нужно, и потом живут в веках они.

«ЧТОБ СТАТЬ

МУЖЧИНОЙ,
МАЛО ИМ РОДИТЬСЯ»
«ЕСТЬ МУЖЕСТВО, ДОСТУПНОЕ НЕМНОГИМ»
Сказал великий поэт Михаил Львов.
«ВЫСОТА»
У КАЖДОГО ЕСТЬ В ЖИЗНИ ВЫСОТА,
КОТОРУЮ ОН ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ КОГДА-ТО.
А ЕСЛИ ПО ДОРОГЕ МЫ УМРЁМ,
СВОЕЮ СМЕРТЬЮ РАЗРЫВАЯ ДОТЫ,
ТО ПУСТЬ НАС ПОХОРОНЯТ НА ВЫСОТАХ,
КОТОРЫЕ МЫ ВСЁ-ТАКИ БЕРЁМ.

М.ЛЬВОВ.

Слайд 12

Поэзия – доверенный души. ПОЭЗИЯ БЫЛА НЕИЗМЕННЫМ ДОВЕРЕННЫМ ДУШИ ВОИНА, РАЗДУВАЯ

Поэзия – доверенный души.

ПОЭЗИЯ БЫЛА НЕИЗМЕННЫМ ДОВЕРЕННЫМ ДУШИ ВОИНА, РАЗДУВАЯ

В ЕГО СЕРДЦЕ НЕУГАСИМЫЙ ОГОНЬ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ И ИСПЕПЕЛЯЮЩУЮ НЕНАВИСТЬ К ЕЁ ВРАГАМ.
Слайд 13

Жанры Собственно лирические. (ода, элегия, песня) Лиро – эпические (баллада, поэма) Сатирические (Эпиграмма, басня)

Жанры

Собственно
лирические.
(ода, элегия, песня)

Лиро – эпические
(баллада, поэма)

Сатирические
(Эпиграмма, басня)

Слайд 14

Мотивы военной лирики: 1. Родина. 2. Война. 3. Ненависть к врагу.

Мотивы военной лирики:

1. Родина.
2. Война.
3. Ненависть к врагу.
4. Смерть и бессмертие.
5.

Боевое братство и товарищество.
6. Любовь и верность.
7. Мечта о победе.
8. Раздумья о судьбе народа.
Слайд 15

Лирический герой: 1.Земной человек, близкий читателю. 2.Терпит лишения и страдания. 3.

Лирический герой:

1.Земной человек,
близкий читателю.
2.Терпит лишения
и страдания.
3. Ненависть к врагу.
4.

Умеет любить.
Слайд 16

Военная песня. В.Лебедев-Кумач «Священная война» Вставай, страна огромная, Вставай на смертный

Военная песня.

В.Лебедев-Кумач «Священная война»

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой


С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

В.Лебедев-Кумач

Слайд 17

Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным

Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным

гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»
Слайд 18

Вывод:

Вывод:

Слайд 19

Список использованной литературы. 1. Ю.В. Бирюков. Всегда на страже : «Просвещение»,

Список использованной литературы.

1. Ю.В. Бирюков. Всегда на страже : «Просвещение», 1988.

– 286 с.
2. Г.Н. Горбунова. В начале жизни школу помню я. Сборник сценариев. 92 стр.
3. О.О. Очаковская. Рассказы о песнях. М.: «Музыка», 1985. – 94 с.
4. Л.А. Олифирова. Музыкальный руководитель. Иллюстрированный методичес­кий журнал. № 2. 2007. – 80 с.