Фёдор Иванович Тютчев

Содержание

Слайд 2

Тютчев…создал речи, которым не суждено умереть. (И.С.Тургенев) …для Тютчева жить – значит мыслить. (И.С.Аксаков)

Тютчев…создал речи, которым не суждено умереть. (И.С.Тургенев)
…для Тютчева жить – значит

мыслить. (И.С.Аксаков)
Слайд 3

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны,

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны,

23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье.
Слайд 4

Овстуг – родовое имение Тютчевых Орловская губерния Брянского уезда

Овстуг – родовое имение Тютчевых

Орловская губерния Брянского уезда

Слайд 5

Иван Николаевич Тютчев Екатерина Львовна Тютчева (урождённая Толстая)

Иван
Николаевич
Тютчев

Екатерина
Львовна
Тютчева
(урождённая Толстая)

Слайд 6

Герб рода Тютчевых Столбовые дворяне - в России потомственные дворяне знатных

Герб рода
Тютчевых

Столбовые дворяне -

в России

потомственные дворяне знатных родов,
занесённые в XVI –

XVII веках в столбцы –
родословные книги.
Слайд 7

Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось

Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и

называлось оно «Любезному папеньке».
Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
Слайд 8

Слайд 9

Семён Егорович Раич – поэт, педагог, знаток античной и итальянской поэзии,

Семён Егорович Раич –
поэт, педагог, знаток античной
и итальянской поэзии,
учитель

М.Ю.Лермонтова,
Ф.И.Тютчева

По тринадцатому году он переводил уже
оды Горация с замечательным успехом.
С.Е.Раич

Слайд 10

1817 год – перевод Ф.И.Тютчева послания Горация к Меценату. С.Е.Раич представил

1817 год – перевод Ф.И.Тютчева послания
Горация к Меценату. С.Е.Раич представил
перевод

своего воспитанника Обществу
любителей Российской словесности. Юного
переводчик, которому было 14 лет, удостоили
звания «сотрудника», а перевод напечатали в
«Трудах» общества.

1819 год – Ф.И.Тютчев принят на словесное
отделение Московского университета.
1821 год – получает степень кандидата
словесных наук.

Слайд 11

Тютчев относился к поколению «любомудров». Декабристы были одержимы практической волей. «Любомудры»

Тютчев относился к поколению «любомудров».
Декабристы были одержимы практической волей. «Любомудры» видели

своё призвание в развитии мысли. Прежде чем делать русскую историю, нужно её понять.
Отдельный человек или группа лиц не должны противопоставлять свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни.
Тютчев видит религиозное значение нации, ее своеобразии.
Слайд 12

1822 год – Ф.И.Тютчев направлен на службу в Государственную коллегию иностранных

1822 год – Ф.И.Тютчев
направлен на службу
в Государственную
коллегию иностранных
дел в Петербурге.

1822 –

1844 – диплома-
тическая служба в
Мюнхене и Турине.
Слайд 13

Первая любовь Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний

Первая любовь

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний

Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Слайд 14

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по

зелёным, дышащим стариной предместьям. О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.
Слайд 15

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел;

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были

двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.

Слайд 16

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже.

И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.
26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Слайд 17

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые

теперь чаще поются, нежели декламируются:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…

Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.»(Крюденер.Баронессе)

Слайд 18

Стихотворение было положено в конце XIX века на музыку С. Донауровым,

Стихотворение было положено в конце XIX века на музыку С. Донауровым,

А. Спирро, Б. Шереметевым, Л. Малашкиным. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца И.С. Козловского.
Слайд 19

К.Б. ( Баронессе Крюденер) Я встретил вас, и всё былое В

К.Б. ( Баронессе Крюденер)

Я встретил вас, и всё былое
В отжившем

сердце ожило;
Я вспомнил время молодое,-
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою,
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас.
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной теплоты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Слайд 20

1826 год – Тютчев женится на графине Элеоноре Ботмер (в первом

1826 год – Тютчев женится на графине Элеоноре
Ботмер (в первом

браке Петерсон), которая
умерла в 1838 году.

Твой милый образ,
незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Ф.И.Тютчев

Слайд 21

1839 год – второй брак. Ф.И.Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг.

1839 год – второй
брак. Ф.И.Тютчев
женился на Эрнестине
Дёрнберг.

Слайд 22

Сентябрь 1844 года – возвращение на Родину. Служба. Сначала старший цензор

Сентябрь 1844 года – возвращение на Родину.
Служба. Сначала старший цензор при

Министерстве иностран-
ных дел, затем председа-
тель комитета иностран
ной цензуры.

Давно известная всем дура –
Неугомонная цензура –
Кой-как питает нашу плоть…
Благослови её Господь!
Ф.И.Тютчев, 1870 г.

Слайд 23

Елена Александровна Денисьева 1826 - 1864

Елена
Александровна
Денисьева
1826 - 1864

Слайд 24

1854 год – первый поэтический сборник в приложении к мартовскому номеру

1854 год – первый поэтический сборник в
приложении к мартовскому номеру журнала
«Современник».

1868

год – второй
(последний прижизненный)
сборник стихотворений
Ф.И.Тютчева.

15 июля 1873 года – умер
в Царском Селе.

Слайд 25

В наш век стихи живут два-три мгновенья, Родились утром, к вечеру

В наш век стихи живут два-три мгновенья,
Родились утром, к вечеру умрут...
О

чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
Ф.И.Тютчев
Слайд 26

18 июля 1873 года Тютчев был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

18 июля 1873 года Тютчев был похоронен на
Новодевичьем кладбище в

Петербурге.
Слайд 27

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Слайд 28

Лирика Тютчева.

Лирика Тютчева.

Слайд 29

Темы лирики: Философская ( О смысле жизни, мироздании, космосе, хаосе ). Гражданская. Тема природы. Любовная.

Темы лирики:

Философская ( О смысле жизни, мироздании, космосе, хаосе ).
Гражданская.
Тема

природы.
Любовная.
Слайд 30

Философия Шеллинга. Вселенная воспринимается как живое, одухотворенное существо. В неорганической материи

Философия Шеллинга.

Вселенная воспринимается как живое, одухотворенное существо.
В неорганической материи теплится Мировая

Душа.
Природа должна быть понята как зримый Дух, в котором господствует порыв к идеалу, к гармонии.
Слайд 31

Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе,

Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе,

так и во внутренней жизни человека.

Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит —
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Слайд 32

Борьба хаотического с космическим, которая происходит в общественной жизни и в

Борьба хаотического с космическим, которая происходит в общественной жизни и в

душе человека.
Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос – стихию примирения и гармонии.
В хаосе преобладают демонические энергии, в космосе – Божественные.
Слайд 33

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей

поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Весна

Лето

Осень

Зима

Слайд 34

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов

до тёплых, майских дней


Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Весна

Слайд 35

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Весна

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

Весна

Слайд 36

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как

символ обновления мира.
Слайд 37

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут

и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Слайд 38

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они

же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Лето

Слайд 39

Осень

Осень

Слайд 40

Зима

Зима

Слайд 41

Особенности поэзии. Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Картины

Особенности поэзии.

Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.
Картины природы воплощают

глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании.
Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы.
Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
Слайд 42

Гражданская лирика Тютчева За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих

Гражданская лирика Тютчева

За свою долгую жизнь Тютчев был свидетелем многих

«роковых минут» истории: Отечественная война 1812 года, восстание декабристов, революционные события в Европе 1830 и 1848 годов, реформа 1861 года… Все эти события не могли не волновать Тютчева и как поэта, и как гражданина. В стихотворении «Наш век» (1851) поэт говорит о тоске по свету, о жажде веры, которую потерял человек:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель…

Слайд 43

Революция – враг христианства (человек начинает считать себя Богом, «самовластие человеческого

Революция – враг христианства (человек начинает считать себя Богом, «самовластие человеческого

Я»)
Православная вера призвана спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.
Россия- великая империя. Он надеется, что русская христианская кротость и смирение излечат от духовного кризиса.
Слайд 44

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех,

А в стихотворении «Слёзы» (1849) Тютчев говорит о социальном страдании тех,

кто оскорблён и унижен:

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…

Слайд 45

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности,

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности,

поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.