Иоганн Вольфганг Гёте Фауст (1831)

Слайд 2

Народная основа «Фауста» Гёте В основу гётевского «Фауста» легла народная книга,

Народная основа «Фауста» Гёте

В основу гётевского «Фауста» легла народная книга, изданная

в 1587 году во Франкфурте-на-Майне, - «История о докторе Иоганне Фаусте, прославленном волшебнике и чернокнижнике, который продал свою душу дьяволу.»
Слайд 3

Краткое содержание В «Прологе на Небесах» Господь заключает с дьяволом Мефистофелем

Краткое содержание

В «Прологе на Небесах» Господь заключает с дьяволом

Мефистофелем пари о человеческой природе; объектом эксперимента Господь выбирает своего «раба», доктора Фауста.
Слайд 4

В первых сценах Фауст переживает глубокое разочарование в жизни, которую он

В первых сценах Фауст переживает глубокое разочарование в жизни, которую

он посвятил науке. Он отчаялся познать истину. Мефистофель проникает к Фаусту в виде черного пуделя, принимает свой истинный облик и заключает с Фаустом сделку – исполнение его любых желаний в обмен на
его бессмертную душу.
Первое искушение – вино в погребке,
второе – магическое омоложение и
влюбленность в юную Маргариту.
Заключение Маргариты под стражу
и приговор к смертной казне.
Проникновение Фауста в
тюрьму и отказ Маргариты
от побега с Фаустом.
Слайд 5

Во второй части действие переносится в широкий внешний мир: ко двору

Во второй части действие переносится в широкий внешний мир: ко двору

императора, где Фауст погружается в прошлое и недолгий брак с Еленой Прекрасной. Получив от императора приморские земли, старик-Фауст обретает смысл жизни: на отвоеванных у моря землях ему видится утопия всеобщего счастья. Под стук лопат слепой старик произносит свой последний монолог: «Я высший миг сейчас переживаю», - и по условиям сделки падает замертво.
Ирония сцены: Фауст принимает за строителей подручных Мефистофеля, копающих ему могилу, а все труды Фауста по обустройству края уничтожены наводнением. Однако Мефистофелю не достается душа Фауста: за него вступает перед Богоматерью душа Грехтен, и Фауст избегает ада.
Слайд 6

Центральный образ Фауст – последний из великих «вечных образов» индивидуалистов, рожденных

Центральный образ

Фауст – последний из великих «вечных образов» индивидуалистов, рожденных

на переходе от Возрождения к Новому времени. Фауст воплощает искание всей полноты жизни. Сфера Фауста – безграничное познание. Фауст получает завершение в своем вечном спутнике – Мефистофеле. Черта с Фаустом связывает не столько надежда получить его, сколько дружеская привязанность.
Слайд 7

Жанр и сюжет Жанр «Фауста» - философская трагедия; в центре ее

Жанр и сюжет

Жанр «Фауста» - философская трагедия; в центре ее –

главные вопросы бытия. Философский элемент в содержании произведения предполагает повышенную меру условности в его художественной форме.
Фантастический сюжет «Фауста» проводит героя по разным странам и цивилизациям. В первой части есть жанровые зарисовки народной жизни(сцена народного гулянья); во второй части, философски более сложной, перед читателем проходит обобщенно-абстрактное обозрение основных эпох в истории человечества.