Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине

Содержание

Слайд 2

Искусствоведческий текст- текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству,

Искусствоведческий текст- текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в

котором непосредственно описывается содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника.
Слайд 3

Государственная картинная галерея Александра Максовича Шилова

Государственная картинная галерея Александра Максовича Шилова

Слайд 4

Залы галереи

Залы галереи

Слайд 5

Автопортреты А.М.Шилова

Автопортреты А.М.Шилова

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

КАРТИНА-ПОРТРЕТ «ЗАЦВЁЛ БАГУЛЬНИК»

КАРТИНА-ПОРТРЕТ «ЗАЦВЁЛ БАГУЛЬНИК»

Слайд 11

Искусствоведческий текст Картина « Зацвел багульник » написана художником Александром Шиловым

Искусствоведческий   текст

  Картина  « Зацвел   багульник » написана художником Александром  Шиловым  в 1980

г. Это один из самых известных портретов художника. Существуют два варианта этой  картины ; один— в галерее А.  Шилова, другой — в Государственной Третьяковской галерее.
Как вы видите, на портрете изображена пожилая женщина — это Галина Николаевна Лачинова, учительница начальных классов одной из московских школ.
Посмотрите на ее лицо: первое, что останавливает наше внимание, — это взгляд замечательной женщины, добрый, искренний и несколько удивленный, в котором, можно сказать, отражены и прошлое, и настоящее, и будущее. Вся ее жизнь проходит перед нашими глазами. И это достойная жизнь. Ведь она учила и воспитала не одно поколение школьников.
На  картине  изображена простая женщина, ее лицо очень обычное, ничем не примечательное. Обратите внимание на ее одежду — простой темный костюм, застегнутый на все пуговицы жакет, старого строгого покроя, украшенный лишь светлой блузой. Какая скромная внешность, седые волосы, собранные в пучок, лицо, руки испещрены морщинами. На первый взгляд, обычная пожилая женщина. Но согласитесь, внешняя обыденность становится для нас неважной. На первый план выходит богатый внутренний духовный мир этой прекрасной женщины. При всей конкретности и неповторимости облика запечатленной на портрете московской учительницы художник создает характерный образ старой московской интеллигенции е присущим ей особым духовным миром. Обратите внимание на веточку  багульника, которая символизирует смену времен года: за осенью придет зима, за зимой приходит весна и так далее... То же самое происходит с людьми, с поколениями. Поколения меняются...
И еще одна символическая особенность, контраст: расположение  зацветающего  растения и увядающей человеческой жизни. Жизнь человека быстротечна, а мир природы вечен и прекрасен. И кажется, что пожилая женщина на  картине  А.  Шилова  это понимает и грустит.
Уходят из жизни поколения, остается память, остаются портреты, которые не только нам, но и тем, кто придет за нами, расскажут особым языком искусства о людях, о жизни, об истории России» (Т. А. Кутузова).
Слайд 12

Словарь текста: Багульник – кустарниковое растение, в природе зацветающее ранней весной,

Словарь текста:
Багульник – кустарниковое растение, в природе зацветающее ранней весной,

произрастает в Забайкалье на сопках.
Достойная жизнь – заслуживающая чего-то, уважаемая, почтенная.
Обыденность – что-то обыкновенное, ничем не выделяющееся, заурядное.
Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, культуры, техники.
Подберите синоним к глаголам «зацвёл», «зацвести»___________________________
Какое значение имеют приставки в этих глаголах? __________________________________
Слайд 13

Перед нами текст, написанный искусствоведом Т.А.Кутузовой. Как вы считаете, можно ли

Перед нами текст, написанный искусствоведом Т.А.Кутузовой. Как вы считаете, можно ли

считать этот текст самостоятельной единицей языка?
В каком предложении заключена основная мысль данного текста? В какой части текста она содержится? Запишите эту фразу.
____________________________________________________________
Найдите в тексте фрагмент, в котором говорится о том, что отражено в названии картины.
Слайд 14

Определим структуру текста. 1.________________________________________________ 2.________________________________________________ 3.________________________________________________ _________________________

Определим структуру текста.
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
_________________________

Слайд 15

Как вы считаете, к какому типу речи относится данный текст? Что

Как вы считаете, к какому типу речи относится данный текст?
Что

в нем преобладает: описание, повествование или рассуждение?
Прочитайте текст ещё раз. Чувствуете ли вы авторскую позицию, отношение искусствоведа к сообщаемому? В каких словах и выражениях это передаётся? _____________________________
___________________________________________________________________________________
Слайд 16

Выпишите опорные слова из 1 части текста.________________________________________________________ Какой это тип речи?____________________

Выпишите опорные слова из 1 части текста.________________________________________________________
Какой это тип речи?____________________ Почему?______________________________________________________
Что

содержится в основной части данного текста?_______________________________________________________
______________________________________________________________
Слайд 17

Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения портрета? Какие

Какие языковые средства использует искусствовед для передачи своего видения портрета?
Какие части

речи преобладают в 3 и 4 абзацах текста?
Задание «Кто быстрее?»: посчитать количество прилагательных (1 вариант)_____, существительных (2 вариант)___, глаголов и причастий (3 вариант)____.
Вывод. Тип речи: ______________________________.
Слайд 18

Как развивается мысль в 5 и 6 абзацах текста? Определите тип

Как развивается мысль в 5 и 6 абзацах текста?
Определите тип

речи данного высказывания.__________________.
Из чего всегда состоит текст такого типа речи?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Слайд 19

Прочтите последний абзац текста. Что перед нами? _______________________________ Выпишите опорные слова

Прочтите последний абзац текста. Что перед нами? _______________________________
Выпишите опорные слова абзаца.

______________________________________________________________
ПОДВЕДЁМ ИТОГ. Какие типы речи сочетаются в данном тексте? _______________________________
_____________________________________________________________________________________________
Для чего автор использует знак многоточия?
Слайд 20

Какие искусствоведческие термины употреблены в тексте?______________________________________________________ Найдите в тексте слова и

Какие искусствоведческие термины употреблены в тексте?______________________________________________________
Найдите в тексте слова и выражения,

как бы вовлекающие читателя в размышления автора текста.____________________________________________________________________________________
Где вы могли бы услышать такой текст? Каков стиль текста Т.А.Кутузовой?_______________________________________________
Слайд 21

Считаете ли вы работу с искусствоведческим текстом при подготовке к сочинению

Считаете ли вы работу с искусствоведческим текстом при подготовке к сочинению

необходимой? Какую практическую пользу несёт такая работа? Какие навыки и умения формирует данная деятельность? Что вы считаете лишним, а что предлагаете добавить в ход анализа текста?
Слайд 22

Напишите несколько рекомендаций для работы с искусствоведческим текстом на уроках подготовки к сочинению.

Напишите несколько рекомендаций для работы с искусствоведческим текстом на уроках подготовки

к сочинению.