Лик мира сего (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание)

Содержание

Слайд 2

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так

Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так

он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но – силен, бес! А. Фадеев
Слайд 3

Дом Раскольникова «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер,

Дом Раскольникова

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер,

один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал в С[толярном]м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушкину]ну мосту…»

Современный адрес: Гражданская улица, дом 19;
угол Столярного переулка

Слайд 4

Кокушкин мост и Столярный переулок ( вид со стороны Садовой улицы

Кокушкин мост и Столярный переулок ( вид со стороны Садовой улицы

)

Столярный переулок и Кокушкин мост отмечены не только в романе Достоевского, но и в произведениях Гоголя ( в доме Зверкова, в Столярной улице у Кокушкина моста, герой «Записок сумасшедшего» Поприщин похищает переписку собачек ) и Лермонтова ( здесь же, в Столярном переулке у Кокушкина моста, поселяется Лугин, герой повести «Штосс» )

Слайд 5

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила

более на шкаф, чем на квартиру… И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился.»
Слайд 6

Каков городской пейзаж? «На улице жара стояла страшная, к тому же

Каков городской пейзаж?

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота,

толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»
Слайд 7

Летний Петербург «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих

Летний Петербург

«Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах

домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…»
«На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики.»
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»
«В этом саду была одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика – кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…»
Слайд 8

В чьем восприятии дается городской пейзаж? «Чувство глубокого омерзения мелькнуло на

В чьем восприятии дается городской пейзаж?

«Чувство глубокого омерзения мелькнуло на

миг в тонких чертах молодого человека…»
Слайд 9

Бывший Николаевский мост через Неву ( ныне мост Лейтенанта Шмидта )

Бывший Николаевский мост через Неву ( ныне мост Лейтенанта Шмидта )

«…Случалось

Раскольникову, может быть раз сто, останавливаться именно на этом же самом месте, пристально вглядываться в эту действительно великолепную панораму и каждый раз почти удивляться одному неясному и неразрешимому своему впечатлению. Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…»
Слайд 10

Садовая улица Ограда Юсупова ( Юсуповского ) сада, мимо которого проходит

Садовая улица Ограда Юсупова ( Юсуповского ) сада, мимо которого проходит Раскольников

на убийство

«Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только всё ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях…»

Слайд 11

«Петербургские углы» Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицу, входите в «жилища» героев романа?

«Петербургские углы»

Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицу,

входите в «жилища» героев романа?
Слайд 12

Каморка Раскольникова «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый

Каморка Раскольникова

«Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый

жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик.»
Слайд 13

Дом старухи процентщицы Современный адрес: набережная канала Грибоедова, дом 104; Средняя

Дом старухи процентщицы Современный адрес: набережная канала Грибоедова, дом 104; Средняя Подъяческая

улица, дом 15

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел Раскольников к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в –ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»

Слайд 14

Квартира старухи процентщицы «Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками…

Квартира старухи процентщицы

«Небольшая комната…с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками…

Мебель, вся очень старая из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола…туалета с зеркальцем в простенке, стульев…да…картинок в желтых рамках…В углу перед образом горела лампада. Все было очень чисто…все блестело.»
Слайд 15

Комната Мармеладовых «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю

Комната Мармеладовых

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю

её было видно из сеней… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый…Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная…В комнате было душно…»
Слайд 16

Дом Сони Мармеладовой ( слева ) Современный адрес: набережная канала Грибоедова,

Дом Сони Мармеладовой ( слева ) Современный адрес: набережная канала Грибоедова, дом 73,

угол Казначейской улицы

«Когда Соня вышла на канаву, они очутились вдвоем на тротуаре…Дойдя до своего дома, Соня повернула в ворота…Войдя во двор, она взяла вправо, в угол, где была лестница в её квартиру.»

Слайд 17

Комната Сони «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто

Комната Сони

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто

на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его при слабом освещении и разглядеть нельзя было хорошенько; другой угол был уже слишком безобразно тупой…почти совсем не было мебели…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая: даже у кровати не было занавесок.»
Слайд 18

Делаем вывод Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить

Делаем вывод

Изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить

впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.
Слайд 19

Слайд 20

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО ПЕЙЗАЖИ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ИНТЕРЬЕРЫ («ПЕТЕРБУРГСКИЕ УГЛЫ») Петербург – «город, в котором невозможно быть.»

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

ПЕЙЗАЖИ

СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

ИНТЕРЬЕРЫ
(«ПЕТЕРБУРГСКИЕ УГЛЫ»)

Петербург – «город,
в котором невозможно быть.»