Модернизм в литературе

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Представители литературных направлений ХХ века Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт,

Представители литературных направлений ХХ века

Старшие символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С.

Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.
Мистики—богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.
Декаденты—индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.
Младшие символисты: А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.
Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.
Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.
Объединение "Центрифуга": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Слайд 4

Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве

Модернизм (от фр. moderne – современный, новейший) – направление в искусстве

и литературе, противостоящее реализму и характеризующееся стремлением к нетрадиционным формам, к условности стиля.
Слайд 5

Основные признаки модернизма: неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку,

Основные признаки модернизма:

неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон

грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;
исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;
мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);
 поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа «искусство служит народу». Искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).
Слайд 6

Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета

Модернизм в литературе зарождается накануне Первой мировой войны и достигает расцвета

в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке.
Модернизм — явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще.
Слайд 7

Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием

Модернизм — первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием

и давшая новые ответы на "вечные" вопросы.
Как писал английский поэт С. Спендер в 1930 году: "Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы".
Слайд 8

Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность реализма, и для них это

Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность реализма, и для них это

понятие означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний — интерес к пуговице на пальто персонажа, а не к его душевному состоянию.
Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.
Слайд 9

Модернистам выпало жить в период, когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры,

Модернистам выпало жить в период, когда рухнули ценности традиционной гуманистической культуры,

— "свобода" означала очень разные вещи в западных демократиях и в тоталитарных государствах.
Отношение к гуманистическим ценностям в модернизме неоднозначно, но мир предстает в жестком, холодном свете. Используя метафору Дж. Конрада, можно сказать, что герой модернистского произведения словно остановился на ночлег в неуютной гостинице на краю света, с весьма подозрительными хозяевами, в обшарпанной комнате, освещенной безжалостным светом лампочки без абажура.
Слайд 10

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг и считают делом

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг и считают делом

художника — показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия.
Главная сфера интереса модернистов — изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти.

  Модернизм делится на большое количество течений, но все они объединены поиском новых форм и взглядом человека на место в мире.
Писатели, работавшие в это время, экспериментировали с формами, способами, приемами, техниками, чтобы дать миру новое звучание, но темы их оставались вечными. Чаще всего это была проблема одиночества человека в этом разноцветном мире.