Образ птицы-тройки в поэме Мертвые души

Слайд 2

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что

это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления. 
Слайд 3

Слайд 4

У Гоголя в лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы,

У Гоголя в лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях

поэмы, проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России. 
Слайд 5

Слайд 6

Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как

Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как

птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
Слайд 7

Слайд 8

Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги

Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги

— используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.  Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..» Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова. 
Слайд 9

Слайд 10

Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин

Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин

невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед. 
Слайд 11

Слайд 12

При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель

При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель

— «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?». 
Слайд 13

Слайд 14

Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России.

Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России.

Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».