Один день Ивана Денисовича

Содержание

Слайд 2

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» …Когда человек говорит об уничтожении, о

А.И.Солженицын
«Один день Ивана Денисовича»
…Когда человек говорит об уничтожении, о ликвидации

шестидесяти миллионов человек, нельзя говорить о литературе и о том, хорошая ли это литература или нет. В его случае литература поглощена тем, что он рассказывает…
И. Бродский
Слайд 3

В 1944 году дошедший со своей частью до Кенигсберга боевой офицер

В 1944 году дошедший со своей частью до Кенигсберга боевой офицер

Солженицын, имевший очень уважаемые награды: и орден Красной Звезды, и орден Отечественной войны 2 степени, был арестован… арестован — за то, что в письме товарищу высказал свои взгляды на происходящее вокруг… И был осужден на восемь лет лагерей и ссылку.
Слайд 4

Рязанский учитель физики и математики А.И. Солженицын написал свой рассказ в

Рязанский учитель физики и математики А.И. Солженицын написал свой рассказ в

1959 году, назвав «Щ–854 (Один день одного зэка)»
Вскоре автора рассказа приняли в Союз советских писателей по инициативе самого Союза. В январе 1963 года «Один день Ивана Денисовича» был опубликован тиражом 750 тысяч экземпляров, из которых 100 000 разошлись за 1 месяц. А в конце 1963 года рассказ был выдвинут редакцией «Нового мира» на Ленинскую премию по литературе.
Слайд 5

«Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с

«Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с

напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все».
Слайд 6

Читатель впервые узнал об отношении к человеку в советской стране, «где

Читатель впервые узнал об отношении к человеку в советской стране, «где

так вольно дышит человек» Обычный советский читатель узнал правду о том, кто и за что сидит в лагерях: чаще невинные жертвы и, например, герои войны; узнал о нечеловеческих условиях жизни «зэков»; о жестокости власти — от конвоиров до тех, кто издает декреты; узнал об извращении идей и колоссальной лжи в
основе «социалис-
тического строитель-
ства».
А еще автор показал, что человеческая правда может быть
выше государствен-
ной. Ведь государство
объявило врагами
своих попавших
в плен граждан.
Слайд 7

На второе была каша из магары. Она застыла в один слиток,

На второе была каша из магары. Она застыла в один слиток,

Шухов ее отламывал кусочками. Магара не то что холодная - она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена. Придумали давать ее вместо крупы, говорят - от китайцев. В вареном весе триста грамм тянет - и лады: каша не каша, а идет за кашу.
Слайд 8

Солженицын писал: «…Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог

Солженицын писал: «…Выбирая героя лагерной повести, я взял работягу, не мог

взять никого другого, ибо только ему видны истинные соотношения лагеря (как только солдат пехоты может взвесить всю гирю войны)… Впрочем, Шухов не промах и судит обо всех событиях в стране посмелее генерала…».

Открытие героя

Слайд 9

«Солженицын вернул в литературу «сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров

«Солженицын вернул в литературу «сказ», вычеркнутый вместе с книгами великих мастеров

— Замятина, Зощенко, Платонова. Сказ — замечательный инструмент, позволяющий изображать многозначность мира и населяющих его людей. Его запрещение было логичным в литературе, высшей ценностью которой стала — однозначность…»
(Мих. Геллер).

Открытие языка.

Слайд 10

Речь сказа очень своеобразна и требует конкретных знаний. Например, есть язык

Речь сказа очень своеобразна и требует конкретных знаний.
Например, есть язык

зоны: попки на вышках, бдительность травят, придурок, вагонка, шакал, вертухай, шестерка, кум, косануть, доходяга, шмон, фитили… Народная речь проявляется в лексике, грамматике, словообразовании (взлез, обледь, засветляли, наскорях, не окунумши, дохрястывают, доболтки…), а также — просторечии, диалектизмах.
Встречаются авторские словообразование и словоизменение (подлизнул, замусленными, плесь, подстрельнуть, зарьялись, напересек…) и даже орфография («цынга», «цыгарку»).
Слайд 11

Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении

Они открываются более всего в его поведении, мыслях и в сопоставлении

с другими героями. Оказывается, что перед нами — очень сильный, смышлёный, довольно-таки смелый человек. Он умеет использовать полученный опыт, он прекрасный работник, крестьянское здоровье и терпенье помогают ему выживать, хотя и с трудом, в условиях каторжного лагеря. То есть он умело приспосабливается, а потому выживает. Иногда Иван Денисович вынужден идти на компромиссы, быть агрессивным, а потому вряд ли он праведник

В чем же особенности
героя Солженицына?

Слайд 12

Но удивляет в Шухове другое: «он не был шакал даже после

Но удивляет в Шухове другое: «он не был шакал даже после

восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошел бы и под страхом смерти». То есть — приспособленцем и подлецом не стал. А это уже — результат осознанного нравственного выбора, постоянного процесса работы совести и самовоспитания «простого человека». Можно думать — вслед за автором, что в тяжелые годы так выживал народ и сохранял живую душу.
Слайд 13

Слайд 14

Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много

Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много

удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил.
И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем
не омраченный,
почти счастливый.
Слайд 15

Один день из жизни зэка сталинских лагерей разрастается до пределов целой

Один день из жизни зэка сталинских лагерей разрастается до пределов целой

человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России. Полуголодные измученные зэки работают на государство, которое обрекло их на страдания, сломало жизнь. В лице незлобивого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к окружающим, человечность, снисходительность к людским слабостям и непримиримость к нравственным порокам. В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается ОБВИНИТЕЛЬНАЯ СИЛА произведения Солженицына
Слайд 16

Не «потеряться» среди других, остаться самим собой - отзывчивым, понимающим, добрым,-

Не «потеряться» среди других, остаться самим собой - отзывчивым, понимающим, добрым,-

вот что хотел донести до нас А.И. Солженицын.