- Главная
- Литература
- Повесть В. Быкова «Сотников»
Содержание
- 2. Вступление, переход к аргументации 20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн.
- 3. Введение в текст Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер, породили сложный комплекс проблем,
- 4. Герои Сотников Рыбак Физически нездоров Полон жизненных сил Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский
- 5. 2) У старосты Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных
- 6. 3) Перестрелка с полицаями Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями? Почему струсивший
- 7. 4) В хате у Дёмчихи Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины
- 8. Вывод Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не
- 9. Темы сочинений 111. Может ли разум жить в согласии с чувствами? 112. Когда чувства берут верх
- 10. Где находится грань между честью и бесчестием? 311. Какова цена жизненного опыта? 312. Какие ошибки нельзя
- 11. Чувства Сотникова и разум Рыбака Что движет поступками каждого из героев? Кто из героев «думает», а
- 12. Рыбак Он почти вплотную приблизился к Рыбаку, и тот, почувствовав, что допрос на том, наверно, кончается,
- 13. Плен Когда в камеру вернули Рыбака, Сотников, как труп, тихо лежал на соломе, с головы до
- 14. Честь – нравственный выбор человека От этой мысли Рыбаку стало не по себе, но чем-либо помочь
- 15. Сотников Смерти в бою он не боялся – перебоялся уже за десяток самых безвыходных положений, –
- 16. Честь и бесчестие – два полюса человеческой жизни Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в
- 17. Сотников задышал труднее – от волнения или от хвори; попытался откашляться – в груди зашипело, как
- 18. На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов
- 19. «Нет, видно, с ним не сговоришься, с этим чудаком человеком», – подумал Рыбак. Как в жизни,
- 20. Он отчетливо понял это, особенно сейчас, ночью, в минуту тишины, и думал, что ничего уже исправить
- 21. Дружба и вражда: чужой среди своих Полицаи: Демчиха как-то неожиданно, будто все выплакав, вздохнула и спокойнее
- 22. Казалось бы, что может быть надежнее военного товарищества! Василь Быков в повести «Сотников» проводит своих героев
- 23. При пристальном внимании с обеих сторон Рыбак подошел к крыльцу. Каждый его шаг мучительным, ударом отзывался
- 24. Почерневшая его стопа, будто неживая, костяно ковыряла пальцами снег, оставляя на нем неестественные зимой отпечатки. Он
- 25. Сотникову было мучительно обидно за свое наивное фантазерство – сам потеряв надежду избавиться от смерти, надумал
- 26. Теперь, в последние мгновения жизни, он неожиданно утратил прежнюю свою уверенность в праве требовать от других
- 27. Победа и поражение на войне Наверно, характер каждой следующей войны слагается не столько из типических закономерностей
- 29. Скачать презентацию
Вступление, переход к аргументации
20 век – век глобальных перемен, катастроф, век
Вступление, переход к аргументации
20 век – век глобальных перемен, катастроф, век
В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.
Введение в текст
Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер,
Введение в текст
Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер,
Суть художественной концепции В. Быкова в повести "Сотников" состоит в исследовании взаимоотношений человека и обстоятельств, связанных с ними проблем индивидуального нравственного выбора, самопознания и самоопределения человека на войне. С этой целью выбранный автором хронотоп пути неумолимо ведет героев к их последнему пристанищу в доме Демчихи и к той ситуации выбора, который они должны совершить.
Герои
Сотников
Рыбак
Физически нездоров
Полон жизненных сил
Социальное происхождение
Интеллигент, до войны работал учителем
Деревенский парень,
Герои
Сотников
Рыбак
Физически нездоров
Полон жизненных сил
Социальное происхождение
Интеллигент, до войны работал учителем
Деревенский парень,
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями
Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.
Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде
По идейным соображениям;
после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;
стремился бороться с врагом в любых условиях
Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство
2) У старосты
Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям
2) У старосты
Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям
Склонность к компромиссам
3) Перестрелка с полицаями
Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки
3) Перестрелка с полицаями
Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки
Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
Отношение к товарищу
4) В хате у Дёмчихи
Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста
4) В хате у Дёмчихи
Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста
Сравните поведение женщины и Рыбака.
Что тревожит каждого из героев?
Вывод
Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека.
Вывод
Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека.
Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.
Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.
Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть.
Темы сочинений
111. Может ли разум жить в согласии с чувствами?
112. Когда
Темы сочинений
111. Может ли разум жить в согласии с чувствами?
112. Когда
113.Какие чувства способны победить разум?
211.Какой ценой достается честь?
212. Что лежит в основе бесчестия?
213. Можно ли простить бесчестие?
Где находится грань между честью и бесчестием?
311. Какова цена жизненного опыта?
312.
Где находится грань между честью и бесчестием?
311. Какова цена жизненного опыта?
312.
411. Когда победа превращается в поражение?
412. Какое сражение нельзя проиграть?
511. Чем можно одолеть врага?
512. Когда друзья опаснее врагов?
Чувства Сотникова и разум Рыбака
Что движет поступками каждого из героев?
Кто
Чувства Сотникова и разум Рыбака
Что движет поступками каждого из героев?
Кто
Какие чувства испытывает Сотников на протяжении трех описанных в повести дней?
Чем руководствуется Рыбак в своих поступках и мыслях?
Рыбак
Он почти вплотную приблизился к Рыбаку, и тот, почувствовав, что
Рыбак
Он почти вплотную приблизился к Рыбаку, и тот, почувствовав, что
– Так вот! Ты нам расскажешь все. Только мы проверим, не думай! Не наврешь – сохраняй жизнь, вступишь в полицию, будешь служить великой Германии...
– Я? – не поверил Рыбак.
Ему показалось, что под ногами качнулся пол и стены этого заплеванного помещения раздались вширь. Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле.
Плен
Когда в камеру вернули Рыбака, Сотников, как труп, тихо лежал
Плен
Когда в камеру вернули Рыбака, Сотников, как труп, тихо лежал
Конечно, он понимал всю бесчеловечность этого открытия, но, сколько ни думал, неизменно возвращался к мысли, что так будет лучше ему, Рыбаку, да и самому Сотникову, которому после всего, что случилось, все равно уже не жить. А Рыбак, может, еще и вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами за его жизнь и за свои страхи тоже. Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто. Но ему важно было выиграть время – все зависело от того, сколько дней он сумеет продержаться в этом подвале.
Честь – нравственный выбор человека
От этой мысли Рыбаку стало не по
Честь – нравственный выбор человека
От этой мысли Рыбаку стало не по
Значит, пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасешь. Решив так, Рыбак скоренько забросил за спину карабин, решительным усилием взвалил на плечи овцу и, спотыкаясь о кочки, припустился краем болота.
Сотников
Смерти в бою он не боялся – перебоялся уже за
Сотников
Смерти в бою он не боялся – перебоялся уже за
Сотников больше всего боялся именно такой участи…
Честь и бесчестие – два полюса человеческой жизни
Прежде чем ответить, Рыбак
Честь и бесчестие – два полюса человеческой жизни
Прежде чем ответить, Рыбак
Сотников задышал труднее – от волнения или от хвори; попытался откашляться
Сотников задышал труднее – от волнения или от хвори; попытался откашляться
– Напрасно лезешь... в дерьмо! Позоришь красноармейскую честь. Живыми они нас не выпустят.
– Как сказать. Если постараться...
– Для кого стараться? – срываясь, зло бросил Сотников и задохнулся. Минуту он мучительно кашлял, потом шумно дышал, затем сказал вдруг упавшим голосом: – Не в карты же играть они тебя в полицию зовут.
На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью,
На первый взгляд это казалось странным, но, примирившись с собственной смертью,
По существу, он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому. Сотников не мог согласиться с мыслью, что его смерть явится нелепой случайностью по воле этих пьяных прислужников. Как и каждая смерть в борьбе, она должна что-то утверждать, что-то отрицать и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь. Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу.
«Нет, видно, с ним не сговоришься, с этим чудаком человеком», – подумал
«Нет, видно, с ним не сговоришься, с этим чудаком человеком», – подумал
Он отчетливо понял это, особенно сейчас, ночью, в минуту тишины, и
Он отчетливо понял это, особенно сейчас, ночью, в минуту тишины, и
Дружба и вражда: чужой среди своих
Полицаи:
Демчиха как-то неожиданно, будто все
Дружба и вражда: чужой среди своих
Полицаи:
Демчиха как-то неожиданно, будто все
– Вот люди! Как звери! Гляди, каким чертом стал Павка этот!
– Портнов, что ли? – поддержал разговор Петр.
– Ну. Я же его кавалером помню – тогда Павкой звали. А потом на учителя выучился. Евонная матка на хуторе жила, так каждое лето на молочко да на яблочки приезжал. Нагляделась. Такой ласковый был, «добрый день» все раздавал, с мужчинами за ручку здоровался.
– Знаю Портнова, а как же, – сказал Петр. – Против бога, бывало, по деревням агитировал. Да так складно...
– Гадина он был. И есть гадина. Не все знают только. Культурный!
– А полицайчик этот тоже с вашего боку будто?
– Стась-то? Наш! Филиппенок младший. Сидел за поножовщину, да пришел в первые дни, как началось. И что выделывать стал – страх! В местечке все над евреями измывался. Убивал, говорили. Добра натаскал – божечка мой! Всю хату завалил. А теперь вот и до нас, хрищеных, добрался.
– Я вот думаю все, – беспокойно заворошился староста, – ну пусть немцы. Известно, фашисты, чужие люди, чего уж от них ждать. Ну а наши, которые с ними? Как их вот понимать? Жил, ел который, людям в глаза глядел, а теперь заимел винтовку и уже застрелить норовит. И стреляют! Сколько перебили уже...
Казалось бы, что может быть надежнее военного товарищества! Василь Быков в
Казалось бы, что может быть надежнее военного товарищества! Василь Быков в
– На, обмотай шею. Все теплей будет». И, рискуя жизнью, будет спасать Сотникова под обстрелом… Но в самый критический момент, когда смерть становится неотвратимой, Рыбак решается с фашистами «сыграть в поддавки». А рядом непреклонный, «твердолобый» товарищ, героически презирающий врагов. Он – как укор «всеядному» Рыбаку. Рядом с ним острее чувствуется ужас того, на что решается. Вот если бы его не стало. Самому мерзко от мысли, на которой ловит себя: «Вдруг ему открылось чрезвычайно четко и счастливо: если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается, других здесь свидетелей нет.
Конечно, он понимал всю бесчеловечность этого открытия, но, сколько ни думал, неизменно возвращался к мысли, что так будет лучше ему, Рыбаку, да и самому Сотникову, которому после всего, что случилось, все равно уже не жить». Всему можно найти оправдание, если враждебные чувства вытесняют дружеские. Можно оправдать даже то, что становишься палачом своего фронтового друга…
IX
При пристальном внимании с обеих сторон Рыбак подошел к крыльцу. Каждый
При пристальном внимании с обеих сторон Рыбак подошел к крыльцу. Каждый
– Вы согласны вступить в полицию? – спросил следователь.
– Согласен, – со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.
Он не сводил своего почти преданного взгляда с несвежего, немолодого, хотя и тщательно выбритого лица Портнова. Следователь и немец обменялись еще несколькими фразами по-немецки.
– Так. Развязать!
– Сволочь! – как удар, стукнул его по затылку негромкий злой окрик Сотникова, который тут же и выдал себя знакомым болезненным кашлем.
Почерневшая его стопа, будто неживая, костяно ковыряла пальцами снег, оставляя на
Почерневшая его стопа, будто неживая, костяно ковыряла пальцами снег, оставляя на
Сотникову было мучительно обидно за свое наивное фантазерство – сам потеряв
Сотникову было мучительно обидно за свое наивное фантазерство – сам потеряв
Теперь, в последние мгновения жизни, он неожиданно утратил прежнюю свою уверенность
Теперь, в последние мгновения жизни, он неожиданно утратил прежнюю свою уверенность
Победа и поражение на войне
Наверно, характер каждой следующей войны слагается не
Победа и поражение на войне
Наверно, характер каждой следующей войны слагается не
Все это представлялось теперь как страшный, кошмарный сон, и, хотя и потом на его долю выпало немало чудовищных испытаний, тот первый бой никогда не изгладится в его памяти.