Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова Собачье сердце

Содержание

Слайд 2

Проблемный вопрос урока: Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце назвать «Острым памфлетом на современность»?

Проблемный вопрос урока:

Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце назвать

«Острым памфлетом на современность»?
Слайд 3

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» Блестящая философско –сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была

«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

Блестящая философско –сатирическая повесть «Собачье сердце» опубликована не была

(вышла лишь в 1987 г. ) . «Это острый памфлет на современность, - писал зампред совнаркома Л. Б. Каменев – печатать ни в коем случае нельзя».
Слайд 4

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПОВЕСТИ Повесть “Собачье сердце” (1925) вызвала целый шквал нападок

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПОВЕСТИ

Повесть “Собачье сердце” (1925) вызвала целый шквал нападок на

писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку “Собачьего сердца”, однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1927 г.
П. И . Лебедев-Полянский, тогдашний начальник Главлита, резко критиковал МХАТ за “консервативную” репертуарную линию и доказывал, что “если бы Советская власть в лице партийных представителей и цензурных органов не вмешалась в репертуар 26—27 года, то этот репертуар Художественного и других театров был бы заполнен булгаковщиной, сменовеховщиной, мещанством”.
В этот период произошло еще одно событие в жизни Булгакова — при обыске весной 1926 г. забрали его дневники и рукопись “Собачьего сердца”. В конце 50-х годов В. М. Молотов сказал одному из своих посетителей А. М . Ушакову: “Дневники Булгакова читало все Политбюро. Ваш Булгаков — антисоветчик!”
Таким образом, “Собачье сердце”, попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.
Слайд 5

Повесть «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история» «Восемьдесят лет назад молодой

Повесть «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история»

«Восемьдесят лет назад молодой

Михаил Булгаков написал вещую повесть «Собачье сердце», которой мы не устаём удивляться сегодня и которую постоянно перечитываем с упоением.
Её можно прочесть и как опыт художественной антропологии и патологоанатомии, показавший удивительные духовные превращения человека под бестрепетным скальпелем истории».
(Всеволод Иванович Сахаров )
Слайд 6

СЮЖЕТ ПОВЕСТИ В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в

СЮЖЕТ ПОВЕСТИ

В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека.

Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского.
Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными.
Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: профессор Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.
Слайд 7

. Повторение понятий. Что такое сатира? ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ.

. Повторение понятий.

Что такое сатира?
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ.

Слайд 8

Сатира - вид комического(komikos- греч., весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом

Сатира - вид комического(komikos- греч., весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом

которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.).
Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал.
Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Слайд 9

Виды сатиры. Ирония - смешное скрывается под маской серьёзного. Юмор -

Виды сатиры.

Ирония - смешное скрывается под маской серьёзного.
Юмор - серьёзное скрывается

под маской смешного.
Сарказм - высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.
Слайд 10

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ САТИРА ОТ ЮМОРА? Юмор (англ.humor- нрав, настроение) – изображение

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ САТИРА ОТ ЮМОРА?

Юмор (англ.humor- нрав, настроение) – изображение героев

в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира - злой, уничтожающий смех.
От сатиры по определенно - личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль (сочинение оскорбительного характера)
Слайд 11

Средства сатиры. Гиперболизм, гротескность.(преувеличение, иногда до невероятных размеров) Несоответствие между определением

Средства сатиры.

Гиперболизм, гротескность.(преувеличение, иногда до невероятных размеров)
Несоответствие между определением предмета и

его действительным состоянием.
Контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
Слайд 12

ЧТО ТАКОЕ ПАМФЛЕТ? Памфлет — публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с

ЧТО ТАКОЕ ПАМФЛЕТ?

Памфлет — публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-

политического обличения кого-либо, чего-либо.
Пасквиль – произведение оскорбительного, клеветнического характера.
Слайд 13

ВИКТОРИНА

ВИКТОРИНА

Слайд 14

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.  

Я

уж на что глуп, - сказал он, - а вы еще глупее меня! Разве щука сидит на яйцах? Или можно вольную реку толокном замесить? Нет, не головотяпами следует вам называться, а глуповцами! Не хочу володеть вами, а ищите вы себе такого князя, какого на свете нет глупее, - и тот будет володеть вами!
Слайд 15

ОТВЕТ М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» «О корени происхождения глуповцев»

ОТВЕТ

М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» «О корени происхождения

глуповцев»
Слайд 16

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.  

-

Да, - отвечал генерал, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.
- Стало быть, если например, хочешь куропатку съесть, то должен ее сначала изловить, убить, ощипать, из жарить… Только как все это сделать?..
-Теперь я бы, кажется¸ сапог собственный съел! – сказал один генерал.
-Хороши тоже бывают перчатки, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал≤…≥
Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да кормит генералов селедками.
Слайд 17

ОТВЕТ М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

ОТВЕТ

М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил»
Слайд 18

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

«Я

и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида…подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись такая собака в Петербурге или Москве, то знаешь что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, так этого дела не оставляй… Нужно проучить! Пора…»
Слайд 19

ОТВЕТ А. П. Чехов рассказ «Хамелеон»

ОТВЕТ

А. П. Чехов рассказ «Хамелеон»

Слайд 20

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.  

Тонкий

вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился…Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…”
Слайд 21

ОТВЕТ А.П. Чехов, рассказ “Толстый и тонкий”

ОТВЕТ

А.П. Чехов, рассказ “Толстый и тонкий”

Слайд 22

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

Назовите известные вам произведения, какие можно назвать сатирическими. Вспомните их авторов.

“То

же я должен вам заметить и об участие по исторической части. Он учёная голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – ещё ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей – богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
Слайд 23

ОТВЕТ Н.В. Гоголь, пьеса “Ревизор”

ОТВЕТ

Н.В. Гоголь, пьеса “Ревизор”

Слайд 24

Назовите произведение и его автора - Как же, а я приказал

Назовите произведение и его автора

- Как же, а я приказал самовар.

Я, признаюсь, не охотник до чаю: напиток дорогой, да и цена на сахар поднялась немилосердная. Прошка! Не нужно самовара! Сухарь отнеси Мавре, слышишь: пусть его положит на то же место, или нет подай его сюда, я ужо снесу его сам. Прощайте, батюшка, да благословит вас бог, а письмо – то председателю отдайте. Да! Пусть прочтет, он мой старый знакомый. Как же! Были с ним однокорытниками!
Слайд 25

ОТВЕТ Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души»

ОТВЕТ

Н. В. Гоголь поэма «Мертвые души»

Слайд 26

Вспомните русских писателей и поэтов, чьи произведения можно назвать сатирическими ?

Вспомните русских писателей и поэтов, чьи произведения можно назвать сатирическими ?

Слайд 27

М. А.Булгакова называли продолжателем сатирических традиций Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя.

М. А.Булгакова называли продолжателем сатирических традиций Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя.

Слайд 28

ЛЮДИ ВСЕ МОГУТ ПРОСТИТЬ, ТОЛЬКО НЕ СМЕХ НАД СОБОЙ… Как говорил

ЛЮДИ ВСЕ МОГУТ ПРОСТИТЬ, ТОЛЬКО НЕ СМЕХ НАД СОБОЙ…

Как говорил Ю.В.

Томашевский о Михаиле Зощенко: “Грех был один: Зощенко имел возможность родиться сатириком”. Да, это так: сатирикам везде и во все времена жить было опасней, чем представителям иных профессий. Люди всё могут простить, но только не смех над собой.
Слайд 29

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ Что же такое сатира? Какой из видов сатиры

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ

Что же такое сатира?
Какой из видов сатиры более злой?
В

каких видах искусства помимо литературы ещё проявляется сатира?
Как воспринимались сатирические произведения во все времена?
Слайд 30

Анализ 1,2,3 глав повести “Собачье сердце”. Вопросы к 1-й главе: От

Анализ 1,2,3 глав повести “Собачье сердце”.

Вопросы к 1-й главе:
От лица кого

идет повествование в первых главах?
Слайд 31

ПОВЕСТВОВАНИЕ В ПЕРВЫХ ТРЕХ ГЛАВАХ ВЕДЕТСЯ ОТ ЛИЦА СОБАКИ Бродяжничающий пес

ПОВЕСТВОВАНИЕ В ПЕРВЫХ ТРЕХ ГЛАВАХ ВЕДЕТСЯ ОТ ЛИЦА СОБАКИ

Бродяжничающий пес наблюдателен

и социально грамотен (стоит лишь вспомнить его разграничения между «господином», «товарищем» и «гражданином»), добр и осведомлен в медицине (о девушке, пробегавшей мимо подворотни, куда он прячется от вьюги, он чуть покровительственно и сочувственно замечает:«верхушка правого легкого не в порядке»), не лишен остроумия («ошейник – все равно что портфель», - сострит он чуть позже). Шарик с уважением относится к графу Толстому, замирает, когда слышит арию из «Аиды», не любит жестоких людей. Он может поделиться с нами отношением к «свободе воли», вспомнить, причем во вполне уместном контексте, о «Садах Семирамиды» и т.д. Собственно, словарь, интонации и темы рассуждений Шарика – это лексика и размышления интеллигентного человека.  
Слайд 32

Анализ 1,2,3 глав повести “Собачье сердце”. Какое отношение сложилось к собаке?

Анализ 1,2,3 глав повести “Собачье сердце”.

Какое отношение сложилось к собаке?
Почему профессор

не наказывает Шарика, когда тот разорвал чучело совы?
Слайд 33

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НА КАКОЕ НАСИЛИЕ НАМЕКАЕТ ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ? Насилие –

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НА КАКОЕ НАСИЛИЕ НАМЕКАЕТ ПРОФЕССОР ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ?

Насилие – это

диктатура пролетариата. Ничто нельзя навязать человеку насильно. Рано или поздно человек взбунтуется против тирании. Только по-доброму надо решать все вопросы, - так считает профессор.
Нельзя построить новое общество с помощи диктатуры и насилия, ни к чему хорошему это не приведет
Слайд 34

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Просмотр эпизода из фильма “Собачье сердце” - визит членов

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

Просмотр эпизода из фильма “Собачье сердце” - визит членов домоуправления

во главе со Швондером к профессору Преображенскому и приём посетителей профессором Преображенским.
ВИДЕО ПОД ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.
Задание перед просмотром: обратить внимание на речь героев эпизода.
Слайд 35

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА Вас что – нибудь возмутило в поведении домкомовцев? ОТВЕЧАЕМ УСТНО

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА

Вас что – нибудь возмутило в поведении домкомовцев?
ОТВЕЧАЕМ УСТНО

Слайд 36

СТОЛКНОВЕНИИ ШВОНДЕРА — «ТРУДОВОГО ЭЛЕМЕНТА» И «БУРЖУА» ПРЕОБРАЖЕНСКОГО, УЧЕНОГО. К профессору

СТОЛКНОВЕНИИ ШВОНДЕРА — «ТРУДОВОГО ЭЛЕМЕНТА» И «БУРЖУА» ПРЕОБРАЖЕНСКОГО, УЧЕНОГО.

К профессору

являются члены домкома, с головой ушедшие в произнесение правильных и полноценных речей, заместив ими практическую и будничную работу. И эти, по саркастическому определению профессора, «певцы» выступают с требованием трудовой дисциплины от человека, в отличие от них не оставляющего работы ни на один день, что бы не происходило вокруг. Не удивительно, что профессор не уважает их.
Слайд 37

«МЫ НАЗЛО ВРАГАМ-БУРЖУЯМ МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ…» Но и представление о «буржуе»

«МЫ НАЗЛО ВРАГАМ-БУРЖУЯМ МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ…»

Но и представление о «буржуе» в

этом мире также извращено. «Буржуй» для Швондера, — тунеядец, грабитель, который только тем и занимается, что пьет кровь из «трудового элемента». И булгаковская ирония проявляется в столкновении Швондера — «трудового элемента» и «буржуа» Преображенского, ученого, в полном смысле слова живущего своим трудом, — причем трудом высочайшей квалификации!
Слайд 38

САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ХОЗЯЕВ НОВОГО ВРЕМЕНИ Сатирично изображение домкомовцев. Перед нами то

САТИРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ХОЗЯЕВ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Сатирично изображение домкомовцев. Перед нами то ли

женщина, то ли мужчина. И когда профессор спрашивает: «Простите, а вы кто, мужчина или женщина?» В ответ слышит: «А какая разница, товарищ?» Действительно, какая разница. Булгаков смеется над попытками диктатуры пролетариата изменить человеческую природу, слиться всем в однородную, безликую массу, где нет деления человечества даже по половой принадлежности.
Слайд 39

Какие моменты вам показались остро сатирическими? Почему профессор Преображенский восклицает: «Пропал Колабуховский дом!»

 

Какие моменты вам показались остро сатирическими?
Почему профессор Преображенский восклицает: «Пропал

Колабуховский дом!»
Слайд 40

«ПРОПАЛ КОЛАБУХОВСКИЙ ДОМ!» Потому что с появлением в доме жилтоварищей стали

«ПРОПАЛ КОЛАБУХОВСКИЙ ДОМ!»

Потому что с появлением в доме жилтоварищей стали пропадать

вещи, калоши, ломаться канализация, прорываться отопление. Люди, которые выросли в отсутствии красоты окружающей действительности, не умеют ее ценить, не умеют обращаться с водопроводом и канализацией, не ценят блага цивилизации, т. к всю жизнь обходились без них, не ценят труд других людей, т. к не уважают прежде всего самих себя. Вот профессор Преображенский уважает себя и не позволит себе жить в античеловеческих и антисанитарных условиях. Он не будет обедать в кабинете, проводить эксперименты в ванной, а оперировать в столовой.
Слайд 41

Антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия,

Антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности

Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия, осуществившаяся

в реальной действительности.
Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки.
Слайд 42

СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА В ПОВЕСТИ Сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” объединяет в

СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА В ПОВЕСТИ

Сатирическая повесть М.А.Булгакова “Собачье сердце” объединяет в себе

три жанрово художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет.
Слайд 43

ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В основе повести - рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная

ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В основе повести - рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная

профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты – это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах.
Слайд 44

ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди

ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные,

яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. Об этом, используя гротеск и фантастику, предупреждает Булгаков в своей повести.
Слайд 45

ЗАДАНИЕ Зачитать размышления профессора Преображенского о разрухе (3-я глава).

ЗАДАНИЕ  

Зачитать размышления профессора Преображенского о разрухе (3-я глава).

Слайд 46

ВОПРОС: Так что же такое «разруха» в понимании профессора Преображенского? И

ВОПРОС:
Так что же такое «разруха» в понимании профессора Преображенского? И как

с ней бороться?
Есть ли здравый смысл в рассуждении профессора?
Слайд 47

«РАЗРУХА НЕ В КЛОЗЕТАХ, А УМАХ!» Советская пропаганда действительно делала из

«РАЗРУХА НЕ В КЛОЗЕТАХ, А УМАХ!»

Советская пропаганда действительно делала из разрухи

какую-то мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что первопричина - в политике большевиков, в военном коммунизме, в том, что люди отвыкли честно и качественно работать и не имеют стимулов к труду.
Слайд 48

ЧЕЛОВЕКА НАДО ЛЮБИТЬ БОЛЬШИМ! Многие возразят, что, дескать, все русские писатели

ЧЕЛОВЕКА НАДО ЛЮБИТЬ БОЛЬШИМ!

Многие возразят, что, дескать, все русские писатели

любили "маленького человека", а Булгаков - нет. Дело в том, что все другие русские писатели или не знали "маленького человека", или спекулировали на любви к нему. А Булгаков, как и, например, Ахматова или Шаламов, "маленького человека" не любил. И правильно делал.
Человека надо любить большим. Независимо от профессии.
Слайд 49

ПРОРОЧЕСКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ М.А.БУЛГАКОВА В ПОВЕСТИ Гениальный писатель еще в 1926 году

ПРОРОЧЕСКИЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ М.А.БУЛГАКОВА В ПОВЕСТИ

Гениальный писатель еще в 1926 году

предвидит будущую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное.
Слайд 50

ОТВЕТЬ НА ВОПРОС (УСТНО): Как вы думаете, почему в 1925г. В

ОТВЕТЬ НА ВОПРОС (УСТНО):

Как вы думаете, почему в 1925г. В советской

России повесть “Собачье сердце” была запрещена?
Чего боялись советские чиновники?
Слайд 51

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К УРОКУ Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце назвать «острым памфлетом на современность»?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К УРОКУ

Можно ли повесть М. Булгакова «Собачье сердце назвать

«острым памфлетом на современность»?
Слайд 52

САТИРИЧЕСКИЙ ПАМФЛЕТ Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета.

САТИРИЧЕСКИЙ ПАМФЛЕТ

Сам «новый» социально-бытовой микропорядок изображается в стиле сатирического памфлета.
Булгаков

использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота).
При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.
Слайд 53

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТИ Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТИ

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего

— история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается. Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30—50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.
Слайд 54

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ В ЭПОХУ СОЦИАЛИЗМА Творчество Булгакова- вершинное явление русской

ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА ПИСАТЕЛЯ В ЭПОХУ СОЦИАЛИЗМА

Творчество Булгакова- вершинное явление русской художественной

культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой) : "... западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!) , а мы... мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских,... за все! "