Шедевры русской литературы

Содержание

Слайд 2

Есть горячее солнце, наивные дети, Драгоценная радость мелодий и книг. Если

Есть горячее солнце, наивные дети, Драгоценная радость мелодий и книг. Если нет —

то ведь были, ведь были на свете И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ!
С.Чёрный

Есть горячее солнце, наивные дети, Драгоценная радость мелодий и книг. Если нет — то ведь были, ведь были на свете И Бетховен, и Пушкин, и Гейне, и Григ!
С.Чёрный

Слайд 3

Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении

Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении

слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.
Слайд 4

Слайд 5

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле,

вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.
Слайд 6

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной

и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.
Слайд 7

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни

страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».
Д.Лихачёв
Слайд 8

1.Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

1.Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
Слайд 9

4. Тема произведения – это: а) главная идея; б) объект отражения;

4. Тема произведения – это:
а) главная идея; б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения – это:
а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Слайд 10

7. Композиция – это: а) последовательность событий и действий; б) движение

7. Композиция – это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение

произведения от завязки к развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
9. Сюжет – это:
а) основное содержание произведения;
б) совокупность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
Слайд 11

10. В основе сюжетного действия лежит: а) композиция; б) конфликт; в)

10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
Слайд 12

1.Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

1.Искусство по своей природе:
а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом; б) персонажем; в) типом.
3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?
а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.
Слайд 13

4. Тема произведения – это: а) главная идея; б) объект отражения;

4. Тема произведения – это:
а) главная идея; б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.
5. Идея произведения – это:
а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
Слайд 14

7. Композиция – это: а) последовательность событий и действий; б) движение

7. Композиция – это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение

произведения от завязки к развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
8. Завязка – это:
а) момент возникновения или обнаружения конфликта;
б) начало произведения;
в) первое появление главного героя.
9. Сюжет – это:
а) основное содержание произведения;
б) совокупность событий и действий;
в) последовательность всех элементов произведения.
Слайд 15

10. В основе сюжетного действия лежит: а) композиция; б) конфликт; в)

10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

11. Литературные жанры – это:
а) эпос, лирика, драма;
б) роман, трагедия, эпиграмма;
в) политический роман, социальная драма, философская элегия.
12. Для определения жанра существенным признаком является:
а) проблематика произведения;
б) его тематика;
в) время создания произведения.
Слайд 16

Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством

Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с богатством

русской литературы, с бесконечным многообразием её форм
Слайд 17

Словарная работа. ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы,

Словарная работа.

ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое

создание мастера.
КЛАССИКА – это то, что живёт сегодня, независимо от времени создания.
Слайд 18

Словарная работа. ХРОНОЛОГИЯ – наука, изучающая историческое летоисчисление; перечень событий в

Словарная работа.

ХРОНОЛОГИЯ –
наука, изучающая историческое
летоисчисление;
перечень событий

в их временной
последовательности;
последовательное появление чего-нибудь во времени
Слайд 19

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ!

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ!

Слайд 20

Основные этапы развития русской литературы. Древнерусская литература. Литература XVIII века. Классицизм.

Основные этапы развития русской литературы.

Древнерусская литература.
Литература XVIII века. Классицизм.

Сентиментализм.
Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
Литература XX века.
Слайд 21

Возникновение древнерусской литературы: конец Х века (крещение Руси)- ХVII столетие. Древнерусская литература


Возникновение древнерусской литературы: конец Х века (крещение Руси)- ХVII столетие.

Древнерусская

литература
Слайд 22

…это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет— мировая

…это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет— мировая

история, и эта тема — смысл человеческой жизни».
Д.С.Лихачев
Слайд 23

«Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве»

Слайд 24

В XVII в. особое внимание уделялось высоким жанрам литературы: оде, трагедии, эпической поэме.

В XVII в. особое внимание уделялось высоким жанрам литературы: оде, трагедии,

эпической поэме.
Слайд 25

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 26

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин

Слайд 27

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин

Слайд 28

Александр Николаевич Радищев

Александр Николаевич Радищев

Слайд 29

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин

Слайд 30

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных Россией в

ХIХ веке, но и поражающее разнообразие их.
М. Горький


ХIХ век

Слайд 31

У истоков литературы ХIХ в. стояли Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С.

У истоков литературы ХIХ в. стояли Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С.

Пушкин, в чьем творчестве преобразовался русский язык, фактически приняв современную нам форму.
Отличительной чертой новой литературы явился интерес к отдельной личности, ее духовному миру, к ее переживаниям и страстям.
Особое место принадлежало лирическим жанрам, так как в них наиболее полно отражается душа.
Слайд 32

«Золотой» век русской литературы

«Золотой» век русской литературы

Слайд 33

Слайд 34

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры.

1-ю половину XIX в., время Пушкина, называют Золотым веком русской культуры.


1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Слайд 35

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) А.С.Грибоедов соединил в себе талант поэта и

Александр Сергеевич Грибоедов

(1795-1829)

А.С.Грибоедов соединил в себе талант поэта и дипломата,

музыканта и композитора, драматурга и государственного деятеля.
В его жизни поражали прежде всего два события: создание комедии «Горе от ума» и трагическая гибель.
Слайд 36

Александр Сергеевич Пушкин Великий поэт, писатель, драматург, потомок старинного дворянского рода,

Александр Сергеевич Пушкин

Великий поэт, писатель, драматург, потомок старинного дворянского рода, который

числил предков с XIII века и был тесно связан с историей становления Российского государства.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С.Пушкин).

(1799-1837)

Слайд 37

В начале ХIХ в. царствовал романтизм, однако уже в творчестве А.С.

В начале ХIХ в. царствовал романтизм, однако уже в творчестве А.С.

Пушкина прозвучали реалистические мотивы, возник интерес к изображению повседневной жизни, печалей, будней и радостей обычных, на первый взгляд, людей.
С «Повестей Белкина» фактически берет свое начало великая русская проза.
Слайд 38

Роман в стихах «Евгений Онегин». Роман характеров и нравов. Его герои

Роман в стихах «Евгений Онегин».

Роман характеров и нравов. Его герои –

Евгений и Татьяна воплощены в постепенном духовном росте, в истории своей жизни, в основных звеньях своей биографии.
Слайд 39

Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии

на грозовом небе. Прожив 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

(1814-1841)

Слайд 40

Роман «Герой нашего времени» «Герой Нашего Времени – портрет, но не

Роман «Герой нашего времени»

«Герой Нашего Времени – портрет, но не одного

человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». М.Ю.Лермонтов
Слайд 41

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) Заслуги Гоголя безмерны и бессмертны. Развивая реалистические

Николай Васильевич Гоголь

(1809-1852)

Заслуги Гоголя безмерны и бессмертны. Развивая реалистические традиции Пушкина,

Гоголь обращается к житейской повседневности, к обычным явлениям действительности и использует по преимуществу средства сатиры.
Слайд 42

Поэма «Мертвые души». По замыслу Н.В. Гоголя, темой «Мертвых душ» стала

Поэма «Мертвые души».

По замыслу Н.В. Гоголя, темой «Мертвых душ» стала вся

современная ему Россия. Длительные раздумья привели его к решению обрисовать действительность с отрицательной сущностью.
Слайд 43

Федор Иванович Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет

Федор Иванович
Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 44

Николай Алексеевич Некрасов

Николай Алексеевич Некрасов

Слайд 45

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 46

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский

Слайд 47

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Слайд 48

Антон Павлович Чехов

Антон Павлович Чехов

Слайд 49

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Слайд 50

Литература 19 века. «Золотой век» русской литературы. обнажила коренные проблемы развития

Литература 19 века.
«Золотой век» русской литературы.
обнажила коренные проблемы развития общества;
отличалась

глубоким проникновением в психологию человека;
принесла мировую славу русскому художественному слову.
Слайд 51

ХХ век Во всем мне хочется дойти До самой сути. В


ХХ век

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в

поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.
Б. Пастернак
Слайд 52

IV. Литература 20 века. «Серебряный век» русской поэзии. Литература дооктябрьского периода.

IV. Литература 20 века.
«Серебряный век» русской поэзии.
Литература дооктябрьского периода.
Литература советской эпохи.
Литература

русского зарубежья.
Литература 90-х - 2000 годов.
Слайд 53

Максим Горький

Максим Горький

Слайд 54

Иван Алексеевич Бунин

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 55

Александр Александрович Блок

Александр Александрович Блок

Слайд 56

Сергей Александрович Есенин

Сергей Александрович Есенин

Слайд 57

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский

Слайд 58

Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слайд 59

Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева

Слайд 60

Анна Андреевна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова

Слайд 61

Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слайд 62

Михаил Александрович Шолохов

Михаил Александрович Шолохов

Слайд 63

Борис Леонидович Пастернак

Борис Леонидович Пастернак

Слайд 64

Александр Трифонович Твардовский

Александр Трифонович Твардовский

Слайд 65

Александр Исаевич Солженицын

Александр Исаевич Солженицын