Сутеев Владимир Григорьевич. Иллюстрации к детским книгам

Содержание

Слайд 2

Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (5 июля 1903, Москва — 10 марта 1993,

Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (5 июля 1903, Москва — 10 марта 1993,

Москва) — Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей советской мультипликации. Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор.
Родился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана.
Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.
Слайд 3

Мультипликация Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время

Мультипликация
Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы

примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко,Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил уч:) и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». (Межрабпомфильм
«Межрабпомфильм» — советско-германская киноорганизация, созданная в 1928 году в Москве на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь»).
В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм)», где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции.
Слайд 4

С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну.

С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм». Воевал, прошёл всю войну.

Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году прекратил режиссёрскую деятельность и уволился с «Союзмультфильма», не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Сазоновым).
В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников,Е. Н. Райковский и др.
Слайд 5

Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке.

Задачей новой группы было быстрое создание веселых фильмов на целлулоидной пленке.

А затем была работа на созданной в 1936 году студии «Союзмультфильм». И появились фильмы «Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках», «Дядя Степа», «Сказка про белого бычка», а также было написано восемь сценариев, которые потом превратились в занимательные произведения.
Слайд 6

22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию

22 июня 1941 года он представляет в комитете кинематографии свою экранизацию

«Мухи-Цокотухи», а через два дня отправляется на Юго-Западный фронт. Только в 1943 году его отзывают с фронта на «Воентехфильм», где он ставит учебные фильмы (кадры из этих фильмов войдут в учебники Суворовского училища). После войны Сутеев проработал на «Союзмультфильме» ещё 3 года, после чего он перешел работать иллюстратором в «Детгиз».
Знающие Сутеева отмечали, что рисовал он без особых творческих мук — легко и быстро. В этом ему помогали обе руки. "Сообщу свой «производственный» секрет, — смеялся Владимир Сутеев, — я пишу правой рукой, а рисую — левой, и правая рука хорошо знает, что делает левая".
© https://www.livemaster.ru/topic/1076385-veselyj-avtor-i-hudozhnik-vladimir-grigorevich-suteev
Слайд 7

Детская литература С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских

Детская литература
С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок

советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».
Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и т. д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Постановлением ЦК ВКП(б) от 09.09.1933 года «Об издательстве детской литературы» было организовано детское государственное издательство — «ДЕТГИЗ». Издательство было создано сразу в двух городах — в Москве и Ленинграде. За первые полгода в «ДЕТГИЗе» вышло 168 книг общим тиражом почти 8 млн. экземпляров.

Слайд 8

В 1947 году он встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство

В 1947 году он встретил на «Союзмультфильме» ту единственную женщину, чувство

к которой он пронесет через годы. Ее звали Татьяна Таранович. Татьяна Таранович  тоже работала  на «Союзмульфильме». За двадцать лет она  отрисует более сорока мультфильмов, ставших потом настоящими бриллиантами советской мультипликации – «Серую шейку», «Дюймовочку», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Цветик-семицветик», «Кошкин Дом».  «Шейка» получит  международную премию в Карловых Варах, а «Кошкин Дом» — в Венеции.  

Она будет безумно влюблена в свою работу – иногда будет пропадать на студии сутками, придумывая тот или иной сюжет. Дома не будет свободного места, где на специальных пергаментых листочках не лежали бы  эскизы к мультфильмам. Это сейчас  большую часть  мультфильма рисуют на компьютерах – тогда же только карандаш, акварель и тысячи набросков. И надо было придумать, как показать эмоцию персонажа, движение.

В 1983 году они поженились. Владимиру Сутееву к тому моменту было уже 80, его возлюбленной - 67 лет. «Не может быть, чтобы Таня Таранович стала моей женой!» - воскликнул художник, выйдя из загса. Впереди у пары было десять лет счастья. Они боялись даже минуту потратить впустую: вместе читали, гуляли, работали над книжными иллюстрациями.

Слайд 9

— Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как тот или

— Не всегда с первого раза получалось нарисовать, как тот или

иной персонаж двигает хвостом, — вспоминает семейную легенду внучка художницы Ирина Блинова-Лухминская.  — Бабушка вставала дома перед зеркалом на стул, привязывала к копчику  что-то, похожее на хвост и  часами вертелась, изображая зверька или птенца, пока не улавливала нужный ритм. А еще сложно было отрисовать тот самый загадочный «юг», куда ласточка уносила Дюймовочку от крота, но где бабушка в то время еще не была.   На закрытые показы Диснеевских мультиков на «Союзмультфильме» она будет тайком  водить своих внучек. А потом объяснять, почему «Ну, погоди» — откровенная с точки зрения художника небрежная халтура.  При этом к успехам и талантам коллег была очень справедлива и умела искренне  восторгаться.
— Он до самой смерти благодарил судьбу за такой подарок, называл бабушку « моя девочка» и , даже будучи уже слепым и наполовину парализованным, безошибочно находил ее руку, чтобы поцеловать, — вспоминает внучка Ирина.
Слайд 10

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и

доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
«Веселых авторов, пишущих для малышей, — мало, а художников, жаждущих нарисовать забавную смешную книжку, — гораздо больше, поэтому волей-неволей пришлось мне самому придумывать сказки и рисовать к ним картинки», — с улыбкой признавался Сутеев.
© https://www.livemaster.ru/topic/1076385-veselyj-avtor-i-hudozhnik-vladimir-grigorevich-suteev
Скончался 10 марта 1993 года.
http://www.spletnik.ru/blogs/krasota/123685_suteev-vladimir-grigorevich-illyustratcii-k-detskim-knigam-multfilmy
Слайд 11

Сказки Владимира Сутеева: «Дядя Миша», «Яблоко», «Мешок яблок», «Ёлка», «Кораблик», «Кто

Сказки Владимира Сутеева:
«Дядя Миша», «Яблоко», «Мешок яблок», «Ёлка», «Кораблик», «Кто сказал

„МЯУ“?», «Под грибом»,«Разные колёса»,«Мышонок и карандаш», «Капризная кошка»,«Палочка-выручалочка»,«Цыплёнок и утёнок», «Кот-рыболов», «Петух и краски», «Три котёнка», «Это что за птица?», «Умелые руки», «Про ёлки», «Мамин праздник», «Про снегурочки и снежинку», «Как зима кончилась»,«У всех праздник», «Как я ловил рыбу», «Мы в лесу»,«Бабушкин огород», «Мы уже в школе», «Салют», «Мы — артисты», «Про Айболита и Чапкин портрет», «Терем-теремок», «Раз, два — дружно!», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Мы ищем кляксу», «Петя и Красная Шапочка», «Петя Иванов и волшебник Тик-Так», «Волшебный магазин»
Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева:
«Сказка про белого бычка» (1933), «Клякса в Арктике» (1934), «Колобок» (1936), «Отважный моряк» (1936), «Дед Мороз и серый волк» (1937), «Почему у носорога шкура в складках» (1938), «И мы на олимпиаду» (1940), «Муха-Цокотуха» (1941), «Весёлый огород» (1947), «Когда зажигаются ёлки» (1950), «Зай и Чик» (1952), «Волшебный магазин» (1953), «Стрела улетает в сказку» (1954), «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Ёлка», «Это что за птица?» (1955), «Кораблик» (1956), «Миллион в мешке» (1956), «Грибок-теремок» (1958), «Петя и Красная Шапочка» (1958), «Муха-Цокотуха» (1960), «Разные колёса» (1960), «Две сказки» (1962), «Кто сказал „мяу“?» (1962), «Только не сейчас» (1962),  «Тараканище» (1963), «Шутки» (1963) , «Кот-рыболов» (1964), «Петух и краски» (1964), «Пастушка и трубочист» (1965), «Про бегемота, который боялся прививок» (1966), «Хвосты» (1966), «Раз, два — дружно!» (1967), «Мы ищем кляксу» (1969), «Дядя Миша» (1970), «Терем-теремок» (1971), «Мешок яблок» (1974), «Дед Мороз и серый волк» (1978), «Кто получит приз» (1979), «Пропал Петя-петушок» (1986).
 «Дядя Миша» (1970),
Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14