Творчество Еврипида

Содержание

Слайд 2

От творчества Еврипида (485/4 – 406 гг. до н. э.) доходят

От творчества Еврипида (485/4 – 406 гг. до н. э.) доходят

до нашего времени 18 полностью или почти полностью сохранившихся пьес:
17 трагедий:
«Алкеста», «Медея», «Гераклиды», «Ипполит», «Андромаха», «Умоляющие», «Гекуба», «Геракл», «Троянки», «Ифигения в Тавриде», «Электра», «Елена», «Финикиянки», «Ион», «Орест», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде» и сатирова драма «Киклоп».
Слайд 3

По преданию, драматург родился в день саламинской битвы (5 октября 480

По преданию, драматург родился в день саламинской битвы (5 октября 480

г. до н. э.), хотя возможно, что это всего лишь интеллектуальная шутка греков, желавших связать трёх великих драматургов одним историческим событием (вспомним, что Эсхил участвовал в битве, а юный Софокл пел в хоре в честь героев-победителей). Рос он в семье мелкого торговца зеленью и в Афины попал лишь после разорения отца (который в наказание за долги подвергся осмеянию на площади, куда его посадили у всех на виду с корзиной на голове).
Слайд 4

Древние жизнеописания Еврипида содержат в себе много вымысла: враждебная полемика комедии

Древние жизнеописания Еврипида содержат в себе много вымысла: враждебная полемика комедии

сопровождалась обычным в таких случаях у греков «злословием» по поводу личности автора: рассказывали о «низменном» происхождении Еврипида, его физических недостатках, несчастной семейной жизни и т. п., и все эти выпады комических поэтов, впоследствии принятые всерьез биографами — собирателями анекдотов, лишены исторической ценности. Столь же мало достоверны рассказы о смерти Еврипида, будто бы растерзанного, по одной версии, собаками, а по другой — женщинами, разгневанными на «женоненавистника».
Слайд 5

Отрицательное отношение вызывает у Еврипида и агрессивная внешняя политика демократии. Еврипид

Отрицательное отношение вызывает у Еврипида и агрессивная внешняя политика демократии. Еврипид

— афинский патриот и враг Спарты. В начале Пелопоннесской войны он пишет политические драмы, в которых Афины восхваляются как страна покровительница угнетенных («Гераклиды», «Просительницы»), но в 415 г. выступает с резким протестом против войны, намекая при этом на экспедицию в Сицилию, которую подготовляла афинская демократия («Троянки»).
Слайд 6

Очень характерно отношение Еврипида к важнейшему институту античного общества, к рабству.

Очень характерно отношение Еврипида к важнейшему институту античного общества, к рабству.

Он в ярких красках рисует тяжелое положение рабов, показывает, как подневольное состояние подавляет в рабе его хорошие человеческие качества. В целом ряде трагедий настойчиво повторяется мысль, что раб по своему нравственному облику может стоять не ниже, даже выше свободного. Образ «благородного раба» занимает видное место среди персонажей Еврипида. Рабы рассуждают у него о политических и философских вопросах. Из фрагментов трагедий «Александр» и «Меланиппа-узница» видно, что там излагалось радикальное софистическое учение о «природном» равенстве всех людей, которых только «закон» превращает в свободных и рабов.
Слайд 7

Большое внимание уделяет Еврипид вопросам семьи. В афинской семье женщина была

Большое внимание уделяет Еврипид вопросам семьи. В афинской семье женщина была

почти затворницей: для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой. Муж предавался своим гимнастическим упражнениям, общественным делам, от участия в которых жена была отстранена. При таких условиях брак был бременем, обязанностью по отношению к богам, государству и собственным предкам, которую приходилось выполнять.
Слайд 8

Более четкую позицию занимает Еврипид по отношению к традиционной религии и

Более четкую позицию занимает Еврипид по отношению к традиционной религии и

мифологии.
Критика мифологической системы, начатая ионийскими философами, находит в лице Еврипида решительного последователя. В то время как Эсхил и Софокл устраняли или «смягчали» грубые черты мифологического предания, Еврипид часто подчеркивает эти черты и сопровождает критическими замечаниями.
Например, в трагедии «Электра» хор излагает миф о том, что Зевс однажды изменил движение солнца и звезд, а затем прибавляет: «так рассказывают, но мне трудно этому поверить... Мифы, наводящие страх на людей, доходны для культа богов».
К оракулам и гаданиям Еврипид относится весьма скептически. Многочисленные возражения вызывает у него нравственное содержание мифов. Изображая традиционных богов, он подчеркивает их низменные страсти, капризы, произвол, жестокость по отношению к людям.