Виктор Попков 1932–1974

Содержание

Слайд 2

Учеба. Первые работы График Евгений Кибрик научил Попкова гротеску и умению

Учеба. Первые работы

График Евгений Кибрик научил Попкова гротеску
и умению заострять

образы («Портрет Игумнова»). Влияние традиций «Общества станковистов» («ОСТ») – аскетичный живописный язык, плоское изображение, цвет
с признаками символизма («Белая лошадь»).

Белая лошадь. 1961

Портрет Игумнова. 1961

Молодость. 1957

На лесах Большого театра. 1959

Слайд 3

Художники 1960-х стремились уйти от слащавого натурализма сталинского искусства, для них

Художники 1960-х стремились уйти от слащавого натурализма сталинского искусства, для них

были характерны условность художественного языка, лаконизм цветовых решений, плоскостная трактовка пространства.
Но главное – художники послевоенного поколения стали изображать современника не только как героя и передовика производства, но и как обычного человека, который не совершает подвигов, а просто живет
и работает, любит и мечтает, думает и творит.

Суровый стиль 1960-х

Строители Братской ГЭС
1961

Слайд 4

Бригада отдыхает 1965 Стилистика творчества Попкова 1963–1965 гг. основана на переосмыслении

Бригада отдыхает
1965

Стилистика творчества Попкова 1963–1965 гг. основана на переосмыслении традиций лубка,

народной культуры, придающей работам декоративность. Попков вводит в картины яркие цвета.
Слайд 5

Полдень. 1963

Полдень. 1963

Слайд 6

Картина-метафора. 1965–1968 В период «глубинного осмысления жизни» Попков вырабатывает особый тип

Картина-метафора. 1965–1968

В период «глубинного осмысления жизни» Попков вырабатывает особый тип картины-метафоры,


в которой наряду
с натурными наблюдениями появляются аллегорические
и символические мотивы.
В них всегда просматриваются точные нравственные акценты.

Двое. 1966

Благодаря условности художественного языка сцена приобретает иносказательность, символичность. Картина «Двое» отмечена почетным дипломом
на выставке в Париже
в 1967 г.

Слайд 7

Сон. 1965 Развод (Светлана, мама, папа и бабушка) 1966 Семья Болотовых.

Сон. 1965

Развод (Светлана, мама, папа и бабушка) 1966

Семья Болотовых. 1968

Обращение

к проблемам человеческих взаимоотношений – важное достижение художников-шестидесятников.
Слайд 8

Супружеская фотография. 1969 Молодые из деревни Уланово. 1974

Супружеская фотография. 1969

Молодые из деревни Уланово. 1974

Слайд 9

Одна 1966–1968 Старость. 1969 Мезенский цикл картин стал данью любви к

Одна
1966–1968

Старость. 1969

Мезенский цикл картин стал данью любви к Северу. Художественная

ценность этих работ заключена в полифоничности звучания
и символической подаче темы. Судьбу деревенских женщин художник увидел как драматическую судьбу народа.

Цикл «Мезенские вдовы». 1965–1968

Сени. 1973

Слайд 10

Воспоминания. Вдовы. 1966

Воспоминания. Вдовы. 1966

Слайд 11

«Северная песня» построена на контрастах, цветовых, композиционных и смысловых: здесь сталкиваются

«Северная песня» построена на контрастах, цветовых, композиционных
и смысловых: здесь сталкиваются

деревенская и городская культуры.

Поводом для написания картины послужила встреча художника в селе Зехново
на Мезени с этнографической экспедицией.

…Я старался во время работы чувствовать мелодию песни и слова Окуджавы: «Ах война, что ты сделала, подлая».

К «Северной песне»

Виктор Попков

Моя бабушка и ее ковер. 1966

Тетя Нюша с кошкой
1965

Тетя Фрося. 1965

Бабка Марфа. 1965

Посиделки. 1965

Слайд 12

Северная песня («Ой, как всех мужей побрали на войну…»). 1966–1968

Северная песня («Ой, как всех мужей побрали на войну…»). 1966–1968

Слайд 13

Главный урок, который Попков выносит из корневой национальной традиции, – это

Главный урок, который Попков выносит из корневой национальной традиции, – это

«трагичность радостная» (В. Попков), особый способ преодоления трагедийной перспективы жизни индивида посредством его растворения в бесконечности человеческого рода
и неизменном круговороте природы.

Тишина. 1972

Слайд 14

Тема памяти. 1970-е Хороший человек была бабка Анисья. 1971–1973 Тема картины

Тема памяти. 1970-е

Хороший человек была бабка Анисья. 1971–1973

Тема картины – смерть,

но колорит
ее яркий, жизнеутверждающий, подчеркивающий
не увядание, а плодоношение,
залог будущей жизни.
Попков здесь раскрылся как колорист с большим потенциалом.
Слайд 15

Параллели: Попков и Норштейн Воспоминания. Вдовы. 1966 Одинокий хоровод старух-невест в

Параллели: Попков и Норштейн

Воспоминания. Вдовы. 1966

Одинокий хоровод старух-невест
в «Воспоминаниях» Попкова

вторит оборванной мелодии вальса у Норштейна. Образ Волчка из колыбельной так же архетипичен для русской ментальности, как ветви золотого дуба в «Бабке Анисье». Мальчик на заснеженном дереве
с яблоком и девочка в красном, прыгающая выше неба, – это надежда творцов.

Майские праздники. 1972

Кадры из мультфильма Ю. Норштейна «Сказка сказок». 1979

Слайд 16

Единственно, о чем я мечтаю, это сделать хорошую картину (Виктор Попков,

Единственно, о чем я мечтаю, это сделать хорошую картину (Виктор Попков,

1972)

В поздних работах художника автопортретная фигура заставляет зрителя воспринимать живопись
как исповедь.

Мой день. 1968

Слайд 17

Шинель отца. 1970–1972 Этот автопортрет посвящен отцу художника Ефиму Акимовичу Попкову,

Шинель отца. 1970–1972

Этот автопортрет посвящен отцу художника Ефиму Акимовичу Попкову,

погибшему на войне.

На эскизе к картине художник поместил отрывок из последнего письма отца жене Степаниде Ивановне: «Наша часть под Смоленском. Бои тяжелые. Стеша, передай Чувилкиной Маше, что Федор погиб. Стеша, сегодня опять бой. Если что-то со мной случится, береги детей и себя… Поцелуй Томочку, Витю и Колю. Стеша, сейчас в бой. Допишу после боя…».

Поминки в Кашире. 1963–1966

Слайд 18

Работа окончена. 1970 Х. де Рибера. Сон Иакова. 1639 Многие критики

Работа окончена. 1970

Х. де Рибера. Сон Иакова. 1639

Многие критики считают

«Работу» одной из лучших в творчестве Попкова. Она выходит за пределы
не только «сурового стиля» и традиционного автопортретного жанра, но и того круга тем и образов, который был дозволен
в советском искусстве, к метафизическим вопросам.
Слайд 19

А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1974 В Тригорском. 1973 Дом А.С.

А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1974

В Тригорском. 1973

Дом А.С. Пушкина в

Михайловском. 1973

Попков приехал в Михайловское в октябре 1973 г. Как Пушкин, художник любил осень, творчески плодотворное время, любил оставаться один на один с природой, умел слушать ее.

Слайд 20

Осенние дожди (Пушкин). 1974 «Осенние дожди» – последнее и словно прощальное

Осенние дожди (Пушкин). 1974

«Осенние дожди» – последнее
и словно прощальное

произведение Виктора Попкова.
Это, естественно, не портрет Пушкина, это скорее тот образ, который близок к автопортретным произведениям мастера. Попков, как и Пушкин, был вдохновенным и очень эмоциональным человеком.
Он многое воспринимал остро
и бескомпромиссно, до боли любил Россию, ее природу, людей.
Слайд 21

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать. Тихо буду смеяться.

Нет, не буду стремиться. Нет, не буду стонать.
Тихо буду смеяться.

Тихо буду рыдать.
Тихо буду любить, Тихо буду болеть,
Тихо буду я жить, Тиха будет и смерть.
Если будет мне счастье, Если будет мой бог,
Я не стану качаться, Я найду свой порог.
Буду к людям я добрый, Буду все я любить,
Буду в грусти смеяться, Буду в смехе грустить.
И тебя не обижу. Даже подлость стерплю.
Пожалей хоть раз в жизни. Смерть! Придешь?
Я смолчу.

Виктор Попков. «О себе»

При свечах. 1972

1973-й. Новогодняя ночь
1973