Качественные исследования в маркетинге. (Лекция 4)

Содержание

Слайд 2

Потребность в качественном исследовании возникает в случае, когда ответы на возникающие

Потребность в качественном исследовании возникает в случае, когда ответы на возникающие

вопросы «находятся» за пределами:
Когда нам нужно ответить на вопросы «Почему? Зачем? Каким образом?», а НЕ «Сколько? Как часто? Какова доля?»
Имеющегося опыта
Знаний
Количественных и статистических данных
Существующего понимания
Рациональных, «логичных» объяснений.

Почему маркетинг обращается к качественным методам?

Слайд 3

Аудит бренда, (категории, конкурентной среды) Тестирование роликов, концепций, слоганов, упаковок, аниматиков

Аудит бренда, (категории, конкурентной среды)
Тестирование роликов, концепций, слоганов, упаковок, аниматиков ...
Разработка

концепции позиционирования/ перепозиционирования бренда
Изучение потребностей, стиля жизни аудитории
Поиск инсайтов для разработки коммуникации
Выявление эффективных/ неэффективных элементов коммуникации

Наиболее распространенные задачи

Слайд 4

Поиск мотивов и драйверов использования категории/ продукта/ бренда, причины лояльности к

Поиск мотивов и драйверов использования категории/ продукта/ бренда, причины лояльности к

бренду
Изучения покупательского поведения, факторов, влияющих на принятие решение о покупке (decision-tree)
Сегментация целевой аудитории
Изучение трендов в различных областях жизни
Поиск «ниш» для позиционирования продукта

Наиболее распространенные задачи

Слайд 5

Психологический контекст

Психологический контекст

Слайд 6

Психологический контекст Качественное исследование – это всегда взаимодействие людей, субъекта и объекта исследования.

Психологический контекст
Качественное исследование – это всегда взаимодействие людей, субъекта и объекта

исследования.
Слайд 7

Объект Мы изучаем человека. О чем мы должны помнить? 80% общения

Объект

Мы изучаем человека.
О чем мы должны помнить?
80% общения - невербальное.
Не

все можно объяснить словами.
Человек имеет склонность мыслить картинками/ историями.
Даже в самых рациональных решениях присутствуют эмоции.
Человек может не осознавать истинных мотивов своего выбора/ своих поступков.
Нельзя ждать от человека «железной» логики.
Человек ленится думать и не склонен размышлять над сложными вопросами.
Слайд 8

Качественное исследование. Основные методики Студийные методики: Один на один / глубинные

Качественное исследование. Основные методики

Студийные методики:
Один на один / глубинные интервью
С

двумя респондентами (парные интервью)
Мини-группы
Фокус группы
Локальные методики/контекстное исследование:
Домашние визиты/ день с потребителем
Домашнее видео, фотоальбомы
Интервью в магазинах/покупки с потребителями
Наблюдение (+ экспресс-интервью)
Интервью с окружающими (знакомые, коллеги, друзья, родственники)
Слайд 9

Глубинные интервью (один на один) Когда необходимо собрать глубинную информацию о

Глубинные интервью (один на один)

Когда необходимо собрать глубинную информацию о человеке
Обнаружить

скрытые эмоции и мотивы
Для деликатных тем (например, использование презервативов)
Ответить на вопросы, сложные для понимания
Слайд 10

С двумя респондентами (Парные интервью) Для понимания взаимодействия и взаимного влияния

С двумя респондентами (Парные интервью)

Для понимания взаимодействия и взаимного влияния людей,

которых что-либо связывает, например:
друзья (используется с молодыми – примерно до 25 лет), муж и жена
стиль жизни потребителей – дополнительно «стимулируют» друг друга, вспоминают истории и т.п.
взаимное влияние на выбор бренда, привычки/ характер использования продукта (например, подружки, потребители крема для лица)
«Deep Consumer Understanding» (например, семья, в которой появился ребенок - понять особенности взаимодействия матери и отца между собой и с ребенком, их совместные радости, взаимные недовольства и т.п.)
Слайд 11

Фокус-группы (6 участников) Обсуждение вопросов, не требующих глубокого погружения в личную

Фокус-группы (6 участников)

Обсуждение вопросов, не требующих глубокого погружения в личную историю

каждого респондента.
Необходимость разнообразия мнений, важность их обсуждения.
Изучение реакции потребителей на различные виды рекламной коммуникации (ролики, аниматики, слоганы, упаковки и т.д.)
Необходимость применения «групповых игр», или выполнения «командных»/ «групповых» работ.
Слайд 12

Мини-группы (4 участника) Когда важно разнообразие мнений, и в то же

Мини-группы (4 участника)

Когда важно разнообразие мнений, и в то же время

некоторые темы требуют более подробного изучения.
Слайд 13

Домашний визит Встречи в потребителями у них дома дают Вам возможность

Домашний визит

Встречи в потребителями у них дома дают Вам возможность ...
увидеть

потребителей в их среде, в подробностях познакомиться со средой обитания потребителей
наблюдать за привычками потребителей
увидеть, как они решают проблемы
увидеть, какие продукты используются и как
Слайд 14

САМОЕ ГЛАВНОЕ: Изучить покупательское поведение, процесс принятия решения при выборе продукта/

САМОЕ ГЛАВНОЕ:
Изучить покупательское поведение, процесс принятия решения при выборе продукта/ бренда

(“Purchase Decision Tree”).
Понять восприятие покупателем организации пространства внутри магазина и расположения продуктов на полке
Выявить воздействие на покупателей Promo-акций
ЗАОДНО УЗНАТЬ О:
отношении к купленной марке/ марке, которую собираются купить, понять мотивацию, представления потребителя о категории
восприятии дизайна упаковки/ представления продукта/ цены...
отношении к магазинам
понимании категорий продуктов/ассортимента продуктов

Встреча с покупателем

Слайд 15

Более детально и глубоко, чем на домашних визитах, познакомиться со средой

Более детально и глубоко, чем на домашних визитах, познакомиться со средой

обитания и окружением потребителя.
Увидеть, как потребитель использует интересующий нас продукт
Узнать об интимных сторонах жизни/ секретах потребителя (потребитель вас узнаёт и начинает вам доверять).
Потребитель устает «держать маску» и раскрывается
важно, когда велика вероятность получить социально одобряемые ответы в простом разговоре с потребителем
часто потребители хотят казаться другими/ лучше/ правильнее

День с потребителем

Слайд 16

Получить глубинную информацию - друзья и родственники открыты и готовы делиться

Получить глубинную информацию - друзья и родственники открыты и готовы делиться

с Вами своим опытом.
При этом они тоже являются такими же потребителями FMCG, как и незнакомые вам люди.
Получить ответы на Ваши вопросы в максимально короткие сроки, с наименьшими затратами.
Интервью длится меньше - не нужно тратить время на разогрев, знакомство;
Нет необходимости лично встречаться с респондентом –современные средства связи (телефон, icq и т.д.);
Не нужно тратить время и средства на рекрутмент респондентов;
Можно подключить несколько человек в качестве исследователей: поскольку интервью со знакомыми не требуют много времени, можно совмещать их со своими ежедневными обязанностями.

Интервью с окружающими

Слайд 17

Этнографические инструменты Эссе, дневники Фотоальбомы Домашнее видео При комплексном изучении потребителей,

Этнографические инструменты

Эссе, дневники
Фотоальбомы
Домашнее видео
При комплексном изучении потребителей, поиске потребительских инсайтов, неудовлетворенных

потребностей и ниш. Помогают:
Изучить стиль жизни потребителей
Понять, чем человек живет, что для него важно, его ценности, потребности, стремления, мечты и т.д.
Изучить реальное поведение (то, что обычно не рефлексируется потребителями) путем самонаблюдения за своей повседневной жизнью
Слайд 18

Этнографические инструменты Пример структурированного дневника:

Этнографические инструменты

Пример структурированного дневника:

Слайд 19

Этнографические инструменты Пример неструктурированного дневника:

Этнографические инструменты

Пример неструктурированного дневника:

Слайд 20

Некоторые проективные методики

Некоторые проективные методики

Слайд 21

Некоторые проективные/ креативные техники Спонтанные ассоциации «Что приходит Вам в голову,

Некоторые проективные/ креативные техники

Спонтанные ассоциации
«Что приходит Вам в голову, когда Вы

думаете о.../когда Вы смотрите на...?»
«Перечислите любые ассоциации, которые приходят Вам в голову, когда вы думаете о марке Pampers, а теперь о марке Huggies» образ марки
«Китайский портрет»
Сравнение марки с различными предметами. Обязательно просите объяснения ассоциациям.
Если эта марка – цветок, то какой?
Если напиток – то какой?
Если музыка – то какая? И т.д. образ марки, образ категории
Слайд 22

Некоторые проективные/ креативные техники Персонификация «Попытайтесь представить марку/ продукт в образе

Некоторые проективные/ креативные техники

Персонификация
«Попытайтесь представить марку/ продукт в образе человека. Опишите

этого человека (возраст, пол, характер, занятие и т.д.) Что Вам нравится/ не нравится в этом человеке?» образ марки
«Опишите 2-х девушек: одна из них пользуется, а другая не пользуется ежедневными прокладками» барьеры к категории, мотивы потребления
Типичный потребитель
«Кто бы использовал этот продукт/марку? Пожалуйста, опишите типичного потребителя (возраст, пол, характеристики, занятие и т.д.)» образ марки, образ категории, барьеры к категории
Слайд 23

Некоторые проективные/ креативные техники Коллаж (респонденту/ группе респондентов предоставляются разнообразные вырезки

Некоторые проективные/ креативные техники

Коллаж (респонденту/ группе респондентов предоставляются разнообразные вырезки из

журналов, клей-карандаш, и ватман)
«Пожалуйста, выберите картинки, которые наиболее точно описывают ваше состояние, когда вы (едите шоколад, читаете этот журнал и т.д.)… и наклейте их в том порядке, каком вам хочется на лист бумаги»
Слайд 24

Пример коллажа Пример коллажа: Хочется любви, тепла и заботы. Хочется, чтоб

Пример коллажа

Пример коллажа:

Хочется любви, тепла и заботы. Хочется, чтоб муж

всё время ласковые вещи говорил

Это отражение внутренней радости и света, все-таки такое чудо внутри происходит

Обостряется внутренняя осторожность, какая-то агрессия, хочется защитить своего малыша

Часы –символ ожидания

Хочется сказки

Хочется совсем не той пищи, которую нужно есть, потом постоянно тяжесть и изжога. Но расслабляешься, всё себе позволяешь

Такое ощущение, как будто полетишь, а полететь-то уже не можешь

Хочется быть в форме

Слайд 25

Пример коллажа

Пример коллажа

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Пример коллажа

Пример коллажа

Слайд 30

Некоторые проективные/ креативные техники Психологический рисунок «Давайте немного вернемся в детство

Некоторые проективные/ креативные техники

Психологический рисунок
«Давайте немного вернемся в детство и порисуем.

Пожалуйста, с помощью карандаша и бумаги выразите свое отношение к…/ свои чувства, когда вы….. Пожалуйста, не рисуйте никаких конкретных предметов, ежиков, солнышек, постарайтесь сделать ваш рисунок максимально абстрактным – отразите ваше отношение просто с помощью цветов, линий, и форм»
Слайд 31

Пример психологического рисунка Чувство голода в представлении респондентов

Пример психологического рисунка

Чувство голода в представлении респондентов

Слайд 32

Некоторые проективные/ креативные техники Важно для всех проективных техник: Задавать последующие

Некоторые проективные/ креативные техники

Важно для всех проективных техник:
Задавать последующие Вопросы, чтобы

понять, почему у потребителя возникает такая ассоциация/ именно так он описывает типичного потребителя/ выбирает этот символ или картинку и т.д.
Максимальный объективизм!!!!