Математика в искусстве

Содержание

Слайд 2

Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две

Наука и искусство – два основных начала в человеческой культуре, две

дополняющие друг друга формы высшей творческой деятельности человека. В истории человечества были времена, когда эти начала дружно уживались, а были времена , когда они противоборствовали.

Но видимо высшая их цель – быть взаимодополняющими гранями человеческой культуры, потому что даже в самой сердцевине науки есть элемент искусства, а всякое искусство несёт в себе частицу научной мудрости.

Слайд 3

В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно

В природе существует много такого, что не может быть ни достаточно

глубоко понято, ни достаточно убедительно доказано, ни достаточно умело и надёжно использовано на практике без помощи вмешательства математики.
Ф.Бэкон

Едва ли кто-нибудь из нематематиков в состоянии освоиться с мыслью, что цифры могут представлять собой культурную или эстетическую ценность или иметь какое-нибудь отношение к таким понятиям, как красота, сила, вдохновение. Я решительно протестую против этого костного представления о математике.
Н.Винер

Слайд 4

Тесселя́ция – мозаика Пчелиные соты, пример естественной тесселяции Тесселя́ция (англ. tessellation)

Тесселя́ция – мозаика Пчелиные соты, пример естественной тесселяции

Тесселя́ция (англ. tessellation) в

переводе с английского, означает мозаика . Тесселяция или разбиение плоскости картины, которая заполняет плоскость без каких-либо накладок и без пробелов. В латинском tessella небольшой кусочек глины, камня или стекла используется для изготовления мозаики. Слово «tessella" означает "маленький квадрат".
Слайд 5

Слайд 6

ТЕССЕЛЛЯЦИИ ТЕССЕЛЛЯЦИИ, В КОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫЕ ПЛИТКИ ЯВЛЯЮТСЯ УЗНАВАЕМЫМИ ФИГУРАМИ, ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОЙ

ТЕССЕЛЛЯЦИИ
ТЕССЕЛЛЯЦИИ, В КОТОРЫХ ОТДЕЛЬНЫЕ ПЛИТКИ ЯВЛЯЮТСЯ УЗНАВАЕМЫМИ ФИГУРАМИ, ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОЙ

ИЗ ОСНОВНЫХ ТЕМ ТВОРЧЕСТВА ЭШЕРА. В ЕГО ЗАПИСНЫХ КНИГАХ СОДЕРЖАТСЯ БОЛЕЕ 130 ВАРИАНТОВ ТЕССЕЛЛЯЦИЙ. ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ ИХ В ОГРОМНОМ КОЛИЧЕСТВЕ СВОИХ КАРТИН, СРЕДИ КОТОРЫХ "ДЕНЬ И НОЧЬ" (1938), СЕРИЯ КАРТИН "ПРЕДЕЛ КРУГА" I-IV, И ЗНАМЕНИТЫЕ "МЕТАМОРФОЗЫ" I-III (1937-1968).
Слайд 7

HOLLISTER DAVID "СЕМЬ ПТИЦ"

HOLLISTER DAVID "СЕМЬ ПТИЦ"

Слайд 8

ROBERT FATHAUER "ФРАКТАЛЬНЫЕ РЫБЫ - СГРУППИРОВАННЫЕ ГРУППЫ

ROBERT FATHAUER "ФРАКТАЛЬНЫЕ РЫБЫ - СГРУППИРОВАННЫЕ ГРУППЫ

Слайд 9

НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ - ЭТО ФИГУРА, ИЗОБРАЖЕННАЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТАКИМ

НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ
НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ - ЭТО ФИГУРА, ИЗОБРАЖЕННАЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ТАКИМ СПОСОБОМ,

ЧТОБЫ ВЫГЛЯДЕТЬ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ОБЫЧНОЙ ФИГУРОЙ. ОДНАКО ПРИ БОЛЕЕ ВНИМАТЕЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ ЗРИТЕЛЬ ПОНИМАЕТ, ЧТО ТАКАЯ ФИГУРА НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ В ТРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ЭШЕР ИЗОБРАЗИЛ НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ НА СВОИХ ИЗВЕСТНЫХ КАРТИНАХ "БЕЛЬВЕДЕР" (1958), "ВОСХОЖДЕНИЕ И СПУСК" (1960) И "ВОДОПАД" (1961). ОДНИМ ИЗ ПРИМЕРОВ НЕВОЗМОЖНОЙ ФИГУРЫ СЛУЖИТ КАРТИНА СОВРЕМЕННОГО ВЕНГЕРСКОГО ХУДОЖНИКА ИШТВАНА ОРОСА (ISTVAN OROSZ).
Слайд 10

ISTVAN OROSZ "ПЕРЕКРЕСТКИ" (1999)

ISTVAN OROSZ "ПЕРЕКРЕСТКИ" (1999)

Слайд 11

ЛЕНТА МЕБИУСА ЛЕНТА МЕБИУСА - ЭТО ТРЕХМЕРНЫЙ ОБЪЕКТ, ИМЕЮЩИЙ ТОЛЬКО ОДНУ

ЛЕНТА МЕБИУСА
ЛЕНТА МЕБИУСА - ЭТО ТРЕХМЕРНЫЙ ОБЪЕКТ, ИМЕЮЩИЙ ТОЛЬКО ОДНУ СТОРОНУ.

ТАКАЯ ЛЕНТА МОЖЕТ БЫТЬ ЛЕГКО ПОЛУЧЕНА ИЗ ПОЛОСКИ БУМАГИ, ПЕРЕКРУТИВ ОДИН КОНЕЦ ПОЛОСКИ, А ЗАТЕМ СКЛЕИВ ОБА КОНЦА ДРУГ С ДРУГОМ. ЭШЕР ИЗОБРАЗИЛ ЛЕНТУ МЕБИУСА НА РАБОТАХ "ВСАДНИКИ" (1946), "ЛЕНТА МЕБИУСА II (КРАСНЫЕ МУРВЬИ)" (1963) И "УЗЛЫ" (1965).
ПОЗДНЕЕ, ПОВЕРХНОСТИ МИНИМАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ СТАЛИ ВДОХНОВЕНИЕМ ДЛЯ МНОГИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ. БРЕНТ КОЛЛИНЗ (BRENT COLLINS), ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕНТЫ МЕБИУСА И ПОВЕРХНОСТИ МИНИМАЛЬНОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ДРУГИЕ ВИДЫ АБСТРАКЦИЙ В СКУЛЬПТУРЕ.

«Лента Мебиуса» «Узлы»

Слайд 12

ФРАКТАЛЫ ФРАКТАЛ - ЭТО ОБЪЕКТ, ПОВТОРЯЮЩИЙ САМ СЕБЯ В РАЗЛИЧНЫХ МАСШТАБАХ,

ФРАКТАЛЫ
ФРАКТАЛ - ЭТО ОБЪЕКТ, ПОВТОРЯЮЩИЙ САМ СЕБЯ В РАЗЛИЧНЫХ МАСШТАБАХ, КОТОРЫЕ

СВЯЗАНЫ МАТЕМАТИЧЕСКИМ СПОСОБОМ. ФРАКТАЛЫ ФОРМИРУЮТСЯ ИТЕРАЦИОННО, МНОГОКРАТНО ПОВТОРЯЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ ТАК, ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ ОБЪЕКТ ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ С МНОЖЕСТВОМ МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ. НИЖЕ ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ КЭРИ МИТЧЕЛЛ (KERRY MITCHELL) И РОБЕРТА ФАТАУЭРА (ROBERT FATHAUER).
Слайд 13

KERRY MITCHELL "БУДДА" - КОМПЬЮТЕРНАЯ КАРТИНА ОСНОВАННАЯ НА МНОЖЕСТВЕ МАНДЕЛЬБРОТА, ИССЛЕДОВАННОГО БЕНУА МАНДЕЛЬБРОТОМ (BENOIT MANDELBROT)

KERRY MITCHELL "БУДДА" - КОМПЬЮТЕРНАЯ КАРТИНА ОСНОВАННАЯ НА МНОЖЕСТВЕ МАНДЕЛЬБРОТА, ИССЛЕДОВАННОГО

БЕНУА МАНДЕЛЬБРОТОМ (BENOIT MANDELBROT)
Слайд 14

ROBERT FATHAUER "КОМПОЗИЦИЯ КРУГОВ" (2001) - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЧИСЛЯЕМЫМ ФРАКТАЛОМ, ОДНАКО

ROBERT FATHAUER "КОМПОЗИЦИЯ КРУГОВ" (2001) - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЧИСЛЯЕМЫМ ФРАКТАЛОМ, ОДНАКО

МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕН ГРАФИЧЕСКИ, УПАКОВЫВАЯ МЕНЬШИЕ КРУГИ В БОЛЬШИХ.
Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРОЦВЕТАЕТ СЕГОДНЯ, И МНОГИЕ ХУДОЖНИКИ СОЗДАЮТ КАРТИНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРОЦВЕТАЕТ СЕГОДНЯ, И МНОГИЕ ХУДОЖНИКИ СОЗДАЮТ КАРТИНЫ В

СТИЛЕ ЭШЕРА И В СВОЕМ СОБСТВЕННОМ СТИЛЕ. ЭТИ ХУДОЖНИКИ РАБОТАЮТ В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ, ВКЛЮЧАЯ СКУЛЬПТУРУ, РИСОВАНИЕ НА ПЛОСКИХ И ТРЕХМЕРНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ, ЛИТОГРАФИЮ И КОМПЬЮТЕРНУЮ ГРАФИКУ. А НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫМИ ТЕМАМИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ОСТАЮТСЯ ТЕССЕЛЛЯЦИИ, НЕВОЗМОЖНЫЕ ФИГУРЫ, ЛЕНТЫ МЕБИУСА И ФРАКТАЛЫ.