Музыкальное искусство XX века (11 класс)

Содержание

Слайд 2

Музыкальная жизнь XX столетия – богатейшая панорама самых разных, порой взаимоисключающих

Музыкальная жизнь XX столетия – богатейшая панорама самых разных, порой взаимоисключающих

явлений: жанров, стилей, творческих и исполнительских школ.
Слайд 3

« Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве, связанных с катастрофическими

« Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве, связанных с катастрофическими

изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – АВАНГАРДИЗМ (от фр.авант-передовой и гард-отряд), или МОДЕРНИЗМ (от лат. модернус-новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.
Слайд 4

Как мы уже знаем, предчувствие надвигающейся военной катастрофы и чувство бессилия

Как мы уже знаем, предчувствие надвигающейся военной катастрофы и чувство бессилия

человека перед ее неизбежностью в начале XX в. нашло отражение в творчестве композиторов Австрии (сочинения Шёнберга, Берга и др.)

Венская народная опера

Театр в Йозефштадте

Раймунд-театр. Вена

Фолькстеатр. Вена

Слайд 5

Густав Малер (I860-1911) Австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр ...То, о

Густав Малер (I860-1911)

Австрийский композитор, оперный и симфонический дирижёр

...То, о чём

говорит музыка, — это только человек во всех его проявлениях, то есть чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий…
 Густав Малер
Слайд 6

Основные сочинения: «Жалобная песнь» (1898) «Песни странствующего подмастерья» (1885—1886) «Волшебный рог

Основные сочинения:

«Жалобная песнь» (1898)
«Песни странствующего подмастерья» (1885—1886)
«Волшебный рог мальчика» (1892—1901)
Песни на

стихи Рюккерта (1901—1902)
«Песни об умерших детях» (1901—1904)
«Песнь о земле» (1908—1909)
9 Симфоний(1884—1909)
Симфония № 10 (не окончена)
Слайд 7

Пауль Хиндемит (1895-1963) Немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный

Пауль Хиндемит (1895-1963)

Немецкий композитор, альтист, скрипач, дирижёр, педагог и музыкальный

теоретик

Удел наш - музыке людских творений
И музыке миров внимать безмолвно.
Сзывать умы далеких поколений
Для братской трапезы духовной.
Г. Гессе

Слайд 8

Опера-скетч «Туда и обратно» (1927)

Опера-скетч
«Туда и обратно» (1927)

Слайд 9

Короткий 10ти минутный оперный скетч "Туда и обратно" (1927) создан ради

Короткий 10ти минутный оперный скетч "Туда и обратно" (1927) создан ради

конструктивной идеи зеркального обращения как в сценическом действии, так и в музыкальной форме, о чём говорит его название. В этом представлении, начинающимся со сцены мирного утра двух супругов, далее следуют сцены ревности, а затем всё продолжается в обратном порядке, вновь оканчиваясь счастливым концом.

Опера-скетч
«Туда и обратно» (1927)

Слайд 10

Опера «Художник Матис» (1934)

Опера «Художник Матис» (1934)

Слайд 11

Симфония «Гармония мира» (1951)

Симфония «Гармония мира» (1951)

Слайд 12

Сочинения: 8 опер; 3 балета; 12 сочинений для оркестра; 11 сочинений

Сочинения:

8 опер;
3 балета;
12 сочинений для оркестра;
11 сочинений для солирующих инструментов с

оркестром;
7 камерных ансамблей;
инструментальные сочинения и др.
Слайд 13

Карл Орф (1895-1982) Немецкий композитор-экспрессионист и педагог «Кем бы ни стал

Карл Орф
(1895-1982)

Немецкий композитор-экспрессионист и педагог

«Кем бы ни стал в

дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь». 
Карл Орф
Слайд 14

В 1950-1954 гг. Орф издал основанный на фольклоре сборник «Музыка для

В 1950-1954 гг. Орф издал основанный на фольклоре сборник «Музыка для

детей» («Шульверк»), утвердив этой публикацией основные положения своей педагогической теории.
Слайд 15

Сценическая кантата «Кармина бурана» (1937), переводится как «Баварские песни»

Сценическая кантата «Кармина бурана» (1937), переводится как «Баварские песни»

Слайд 16

Крупнейшим центром музыкальной культуры Европы XX в. оставалась Франция. Здесь работали

Крупнейшим центром музыкальной культуры Европы XX в. оставалась Франция. Здесь работали

великолепные концертные залы и многочисленные театры, выступали знаменитости с мировыми именами, проходили фестивали и конкурсы

Опера Гарнье. Париж

Центр Помпиду в Меце 

Национальная опера Лотарингии

Национальная рейнская опера

Мецская опера

Опера-комик. Париж

Королевская опера. Версаль

Театр Шатле. Париж

Слайд 17

«Шестерка» – название дружеского объединения французских композиторов, объединившихся под эгидой Эрика Сати и Жана Кокто.

«Шестерка» – название дружеского объединения французских композиторов, объединившихся под эгидой Эрика

Сати и Жана Кокто.
Слайд 18

Артюр Онеггер (1892-1955) Швейцарско-французский композитор и музыкальный критик …Мои сочинение –

Артюр Онеггер (1892-1955)

Швейцарско-французский композитор и музыкальный критик

…Мои сочинение – это

драма, где есть «три действующих лица»: Горе, Счастье и Человек
Arthur Honegger
Слайд 19

Сочинения: 3 оперы; 11 балетов; 3 оперетты; 6 ораторий и кантат;

Сочинения:

3 оперы;
11 балетов;
3 оперетты;
6 ораторий и кантат;
3 концерта;
оркестровые сочинения;
камерные сочинения и

др.
Слайд 20

Франсис Пуленк (1899-1963) Французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской

Франсис Пуленк (1899-1963)

Французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской

«Шестёрки»

…Безо всякого сомнения, для меня и для многих других композиторов Сати открыл совершенно новый путь… Кроме того, Сати — совершенно особое явление, потому что он оказывал влияние и прямо, и косвенно — я хочу сказать, как своей музыкой, так и своими словами… 
Франсис Пуленк

Слайд 21

Опера «Человеческий голос»

Опера «Человеческий голос»

Слайд 22

Подъем профессионального композиторского творчества в Испании начался довольно поздно, в конце

Подъем профессионального композиторского творчества в Испании начался довольно поздно, в конце

XIX в. Этот период вошел в историю испанской культуры под названием Ренасимьенто (Возрождение)

Концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе

Королевский театр. Мадрид

Театр Сервантеса. Малага

Королевская академия изящных искусств. Сан-Фернандо

Мадридская консерватория

Слайд 23

Мануэль де Фалья (1876-1946) Крупнейший испанский композитор, пианист, музыковед …Музыка не

Мануэль де Фалья (1876-1946)

Крупнейший испанский композитор, пианист, музыковед

…Музыка не создается

и никогда не должна создаваться для того, чтобы она понималась, а для того, чтобы воспринималась чувством.
Мануэль де Фалья
Слайд 24

Бела Барток (1881-1945) Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист …Его манера, его

Бела Барток
(1881-1945)

Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист

…Его манера, его принципы письма

до сих пор используются нашими авторами.
Жорж Орик
Слайд 25

В 1911 г. в столице Венгрии, Будапеште, впервые было исполнено фортепианное

В 1911 г. в столице Венгрии, Будапеште, впервые было исполнено фортепианное

сочинение венгерского композитора Белы Бартока «Варварское аллегро».
Слайд 26

Основные сочинения: Концерт для оркестра, «Музыка для струнных, ударных и челесты»,

Основные сочинения:

Концерт для оркестра,
«Музыка для струнных, ударных и челесты»,
Второй

и Третий фортепианные концерты,
фортепианный сборник «Микрокосм»,
два концерта для скрипки с оркестром,
произведения для театра.
Слайд 27

Бенджамин Бриттен (1913-1976) Британский композитор, дирижёр и пианист …Музыка Бриттена вобрала

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Британский композитор, дирижёр и пианист

…Музыка Бриттена вобрала и сконцентрировала

в себе трудноопределимый словами дух национальной английской культуры. Если воспользоваться словами Асафьева о Глинке, его творчество „дает ощущение образа страны“.
С. Гинзбург
Слайд 28

Опера «Питер Граймс»

Опера «Питер Граймс»

Слайд 29

Военный реквием

Военный реквием