Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе

Содержание

Слайд 2

Содержание: Воспитательный потенциал музыкального искусства. Основные направления реализации музыкально-просветительской деятельности в

Содержание:

Воспитательный потенциал музыкального искусства.
Основные направления реализации музыкально-просветительской деятельности в XX в.
Музыкальный

лекторий как одна из традиционных форм музыкально-просветительской работы в школе.
Слайд 3

Воспитательный потенциал музыкального искусства Одной из задач общеобразовательной школы является формирование

Воспитательный потенциал музыкального искусства

Одной из задач общеобразовательной школы является формирование духовного

мира ребенка, развитие его эстетических чувств.
О воспитательном потенциале искусства говорили педагоги прошлого и настоящего (Д.Б.Кабалевский, П.Ф.Каптерев, Е.В.Квятковский, Н.М.Ковин, Б.Т.Лихачев, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, А.А.Шеншин).
Слайд 4

Педагоги прошлого и настоящего, которые придавали большое значение применению искусства в

Педагоги прошлого и настоящего, которые придавали большое значение применению искусства в

системе обучения и воспитания:

Д. Б. Кабалевский П. Ф. Каптерев
Е.В. Квятковский Н.М. Ковин
Б.Т. Лихачев В.А. Сухомлинский
Л.Н. Толстой К.Д. Ушинский
А.А. Шеншин

Слайд 5

Ряд авторов (Л.А.Безбородова, Л.В.Горюнова, М.С.Осеннева, В.Н.Шацкая) выделяют два направления работы учителя

Ряд авторов (Л.А.Безбородова, Л.В.Горюнова, М.С.Осеннева, В.Н.Шацкая) выделяют два направления работы учителя

начальных классов по организации музыкальной деятельности школьников:
- музыкально-просветительское;
- художественно-образовательное.
Слайд 6

Музыкально-просветительское направление предполагает включение музыкального искусства во внеучебную деятельность младших школьников;

Музыкально-просветительское направление предполагает включение музыкального искусства во внеучебную деятельность младших школьников;

Художественно-образовательное направление предполагает включение музыкальных произведений в содержание различных уроков: изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром.
Слайд 7

Музыкально-просветительское Включение музыкального искусства в содержание различных уроков Художественно образовательное Включение

Музыкально-просветительское

Включение музыкального искусства в содержание различных уроков

Художественно образовательное

Включение музыкального искусства во

внеучебную деятельность

В связи с этим, авторы Л.А. Безбородова, Л. В. Горюнова, М.С. Осеннева, В. Н. Шацкая выделяют следующие направления работы:

Слайд 8

Учителя начальных классов осознают значимость музыкального искусства в жизни младших школьников,

Учителя начальных классов осознают значимость музыкального искусства в жизни младших школьников,

в воспитании его духовных качеств, а также потенциал своих педагогических возможностей в воспитании, прежде всего, «не музыканта, а человека» (В.А. Сухомлинский).
Но на практике учителя начальных классов зачастую недостаточно методически подготовлены для реализации в своей работе воспитательного потенциала музыки.
Слайд 9

Учитель начальных классов призван наряду с функцией учителя, воспитателя выполнять функцию

Учитель начальных классов призван наряду с функцией учителя, воспитателя выполнять функцию

просветителя, причем просветительская деятельность становится фундаментом для реализации воспитательных и образовательных задач.

Основные направления реализации музыкально- просветительской деятельности в ХХ в.

Слайд 10

Музыка – одно из действенных средств преодоления духовно-нравственного кризиса в современном

Музыка – одно из действенных средств преодоления духовно-нравственного кризиса в современном

мире

Музыкальное искусство является важнейшей составляющей духовной культуры

Слайд 11

Понимание значимости воспитательного потенциала музыкального искусства опредметилось в музыкально- педагогическом максимализме.

Понимание значимости воспитательного потенциала музыкального искусства опредметилось в музыкально- педагогическом максимализме.

Все это нашло отражение в музыкально-просветительской деятельности известных музыкантов-педагогов: В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского и др.
Слайд 12

В 1911 г. В.Н. Шацкая вела активную просветительскую деятельность в колонии

В 1911 г. В.Н. Шацкая вела активную просветительскую деятельность в колонии

«Бодрая жизнь»

Рассматривала слушание музыки как средство развития и просвещения старшеклассников.
Особенностью занятий была их лекционно-концертная организация.
Заслугой В.Н. Шацкой является также создание новых форм пропаганды музыкального искусства – детского радиовещания (рубрики: «Концерт-загадка» и «Музыкальная шкатулка»).

Слайд 13

Большой вклад в музыкально-просветительскую деятельность внес Д.Б. Кабалевский. Он занимался методической

Большой вклад в музыкально-просветительскую деятельность внес Д.Б. Кабалевский. Он занимался методической

переподготовкой педагогов-музыкантов по телевидению в 70-е гг.

Дидактические находки:
Объяснение в доступной форме жанровой основы музыки и жанрового содержания через понятие «трех китов»
Внимание к вопросам музыкального отражения и коммуникации
Эти находки и в наши дни не потеряли своей актуальности.

Слайд 14

Противоречивый процесс реформ, прокатившийся за последнее десятилетие привел к девальвации духовных

Противоречивый процесс реформ, прокатившийся за последнее десятилетие привел к девальвации духовных

ценностей.
Актуальная проблема современного образования – регулярная и постоянная музыкально- просветительская деятельность в образовательных учреждениях.
А также нельзя игнорировать возможностей музыкально-просветительской работы в духовно-нравственном воспитании.
Слайд 15

Целью музыкально- просветительской деятельности является: воспитание активных слушателей; вовлечение в аудиторию

Целью музыкально- просветительской деятельности является:
воспитание активных слушателей;
вовлечение в

аудиторию активных слушателей преобладающего количества учащихся;
формирование в школе «культурной среды»
Одной из форм работы с учащимися может стать «музыкальный лекторий для детей»

Музыкальный лекторий как одна из традиционных форм музыкально-просветительской деятельности в школе

Слайд 16

Важнейшие принципы музыкально-просветительской деятельности учителя: последовательность, планомерность, преемственность; единство воспитательных и

Важнейшие принципы музыкально-просветительской деятельности учителя:
последовательность, планомерность, преемственность;
единство воспитательных

и образовательных задач;
ориентация на активное, познающее восприятие, связанное с социальным опытом личности;
гуманизация в процессе познания музыкального искусства, позволяющее раскрывать его содержание на уровне личностного смысла, где важно движение не только от неизвестного к известному, но и от известного к неизвестному, т.е. реализовывается цель диады: знание – значение;
воздействие музыки на духовный мир ребенка, его мироощущение;
сопереживание, соучастие, сотворчество в процессе общения с музыкой.
Слайд 17

В основе музыкально-просветительской работы лежит творческая деятельность преподавателя и учеников, связывающая

В основе музыкально-просветительской работы лежит творческая деятельность преподавателя и учеников, связывающая

основные этапы: восприятие музыкального произведения – переживание – воспитание.
Только совместная деятельность, соучастие, сотворчество, сопереживание может обеспечить воспитательный результат.
Слайд 18

Тематика музыкальных лекториев определяется как возможное дополнение к темам программных уроков

Тематика музыкальных лекториев определяется как возможное дополнение к темам программных уроков

по предмету «музыка» с целью углубления и расширения музыкального опыта ребенка.
Слайд 19

Принципы составления программы лектория: а) с использованием музыкального материала, знакомого по

Принципы составления программы лектория:
а) с использованием музыкального материала, знакомого по предыдущим

урокам музыки;
б) с введением нового материала, неизвестного учащимся.
В) расширение и обогащение тематики лектория за счет обращения к другим видам искусства.
Слайд 20

Жанры музыкального лектория для начальной школы: Музыкальная сказка; Тематический концерт; Музыкальное

Жанры музыкального лектория для начальной школы:
Музыкальная сказка;
Тематический концерт;
Музыкальное путешествие;
Встреча с

героями любимых сказок;
Музыкальный альбом;
Мини-спектакль.
Слайд 21

Учитель должен осознать необходимость постоянной и систематической работы по музыкально-эстетическому восприятию

Учитель должен осознать необходимость постоянной и систематической работы по музыкально-эстетическому восприятию

в целях формирования основ всесторонне развитой личности.
Слайд 22

Для организации и проведения музыкального лектория необходимо: Определить тему (блок тем);

Для организации и проведения музыкального лектория необходимо:

Определить тему (блок тем);
Подобрать лекционный

и музыкальный материал:
Использовать музыкальный материал знакомый по урокам музыки или введение нового материала:
составить план, наметив основные этапы, определить кульминацию, ее место и содержание;
решить организационные вопросы (подобрать аудиторию, пригласить артистов, учащихся музыкальной школы, преподавателей и т. д.). Время, место и продолжительность с учетом возрастных особенностей младших школьников;
выпустить афишу;
составить сценарий (завязка – развитие – кульминация - заключение).
Слайд 23

Критерии отбора музыкального материала: Доступность; Яркая образность; Художественная ценность; Качественный уровень

Критерии отбора музыкального материала:

Доступность;
Яркая образность;
Художественная ценность;
Качественный уровень исполнения.
Одним из самых значимых

условий – это восприятие «живого исполнения»
Слайд 24

Однако здесь встаёт одна из важнейших проблем : Формирование музыкального восприятия,

Однако здесь встаёт одна из важнейших проблем :

Формирование музыкального восприятия, как

способности слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности.
Организатор должен суметь настроить аудиторию на восприятие музыки. А сама слушательская аудитория должна иметь навыки восприятия музыки, сформированной на уроках музыки.
Большое значение имеют навыки общения с детской аудиторией в рамках внеклассной работы учителя, владение им риторикой.
Слайд 25

Музыкально-просветительская деятельность в школе подразумевает не столько знание теории, сколько практическое

Музыкально-просветительская деятельность в школе подразумевает не столько знание теории, сколько практическое

овладение материалом. Поэтому теоретический материал должен быть произнесен, а музыкальный – проанализирован.
Слайд 26

Тематика занятий: Музыка для детей: И. С. Бах Нотная тетрадь А.М.

Тематика занятий:

Музыка для детей: И. С. Бах Нотная тетрадь А.М. Бах
Музыка

для детей: Р. Шуман Альбом для юношества
Музыка для детей: Э. Григ Сюита «Пер Гюнт»
Музыка для детей: К. Дебюсси Детский уголок
Музыка для детей: П.И. Чайковский Детский альбом
Музыка для детей композиторов ХХ века: С. Прокофьев «Петя и волк»
Музыка для детей композиторов ХХ века: С Прокофьев Детская музыка
Музыка для детей композиторов ХХ века: Д. Шостакович
Музыка для детей композиторов ХХ века: В. Купревич
Музыка для детей композиторов Екатеринбурга